Похоронный бизнес. На какие уловки идут бюро, чтобы заработать на скорбящих родственниках?
Во вторник, 14 мая, белорусы отмечали Радуницу. Это время поминовения усопших, которое неразрывно связано с Пасхой, рассказали в программе «Неделя» на СТВ.
Традиционно на девятый день после Воскресения Христова белорусы отправляются к местам захоронений, молятся о родных и близких, зажигают лампадки. На многих кладбищах прошли поминальные молебны.
Традиционно люди несут с собой цветы. В основном, конечно, искусственные. Проблема в том, что со временем эта флора превращается в горы неиспользованного пластика.
Специалисты подсчитали, что каждый год на мусорные полигоны страны вывозится около миллиона искусственных букетов. Это огромная цифра. А разлагаться такой пластик может от 100 до 500 лет. То есть эти цветы еще нас с вами переживут. Экоактивисты пробуют насадить другой тренд – вернуться к живым растениями. Саженцы даже бесплатно раздавали. Но рука сама, что называется, тянется к яркому и дешевому суррогату, который в эти дни продают на каждом углу. Бизнес и ничего личного. С другой стороны, чему удивляться? Похороны – тоже бизнес. Но это действительно цветочки по сравнению с тем, что нашел Глеб Прокофьев.
Репортер провел журналистское расследование, чем живет похоронный бизнес. Как ни крути, люди смертны, а значит эта сфера услуг никуда из нашей жизни не денется. Но если для одних смерть – это горе, то для других – деньги, причем весьма неплохие. Многие ритуальные фирмы работают круглосуточно и идут на самые разные ухищрения, чтобы получить заказ.
Вот одна из новинок. Предлагают разместить на памятнике, кроме стандартных данных, еще и специальный QR-код, перейдя по которому можно пройти земной путь усопшего. Картинки и видео прилагаются.
Одним словом, конкуренция в этом бизнесе зашкаливает. Но все ли средства в похоронном деле хороши, на какие уловки идут погребальные агенты и какую сторону в этом вопросе занимает МАРТ?
Горе в дом Светланы Хоревич пришло в этом апреле. Умерла социальная сирота, которую она приютила у себя в квартире 14 лет назад. Ольга задохнулась во время очередного приступа эпилепсии. В тот злополучный вечер в квартире Светланы работала и скорая, и милиция. Но подозрение вызвали работники бригады перевозки тела.
Светлана Хоревич, жительница Минска:
Главный из этой бригады в присутствии следователя и сотрудника РУВД говорит: вам позвонят из морга. В 7 утра раздается звонок. Номер засекречен. И мужской голос начинает рассказывать, что мне в 11 часов нужно быть в морге, надо то, то и то, он не говорит про деньги. Но я понимаю, что это большое количество денег, которых, естественно, у меня в наличке нет.
У неизвестного на том конце телефонного провода Светлана попыталась узнать о результатах вскрытия. В ответ много слов, но все не по делу. А в продолжение разговора мужчина сам назначил дату похорон. И тут-то женщина поняла, что ей просто пытаются навязать ритуальные услуги. На этом общение прекратилось, но позже она вновь нарвалась на уже других ритуальных бизнесменов.
«Развести» Светлану не удалось. По итогу она воспользовалась ритуальными услугами госпредприятия. Здесь ей все разъяснили уже с порога: от юридических до бытовых вопросов.
Инесса Дражина, администратор РУП «Белсудэкспертобеспечение»:
Сначала мы объясняем, какие нужны документы для получения справки о смерти. После получения справки о смерти мы оформляем подготовку тела.