Зарисовать, приклеить и понюхать. Как в Гродно работает необычный летний кружок
От стресса – ромашка, от температуры – малина.
Почему в самолете перед взлетом пассажирам предлагают именно мятные конфеты, а в зубную пасту добавляют экстракт ромашки? Ответы на эти вопросы знают в Гродненском государственном областном эколого-биологическом центре детей и молодежи, где появилось объединение по интересам «Аптекарский огород». Во время занятий, которые проходят на летних каникулах, школьники не только изучают целебные свойства ромашки и лаванды, но и зарисовывают растения в различных техниках, рассказывает «Знамя юности«.
Зарисовать, приклеить, понюхать
На территории эколого-биологического центра есть участок, на котором выращивают лечебные растения специально для занятий, вводит в курс дела педагог дополнительного образования Ольга Мягкова:
– Здесь можно найти мяту, шалфей, календулу, зверобой. Программу кружка я разрабатывала сама, представляла ее на республиканском конкурсе методических разработок «Лаборатория каникул «Лето-2024», организатором которого стал Республиканский центр экологии и краеведения при поддержке Министерства образования. В конкурсе участвовали более 200 педагогов, я вошла в число победителей.
Программа рассчитана на месяц. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Все наблюдения ученики заносят в рабочие тетради, которые, кстати, тоже разработала Ольга:
– В них есть вся информация о тех растениях, которые мы изучаем. Кроме того, я предусмотрела отдельные страницы для записей, зарисовок, приклеивания образцов. А также зип-пакеты для самых пахучих экземпляров.
Объединение по интересам появилось в центре только в этом году, но успело собрать свою фан-базу из ребят, заинтересованных ботаникой. Возможно, в будущем они захотят стать биологами, надеется Ольга Мягкова:
– Детям нравится в игровой форме изучать окружающий мир. Они гордятся, что могут отличить лекарственную ромашку от обычной, много знают про историю применения целебных трав в медицине.
Суп из… календулы
Нам тоже не терпится побольше узнать о применении лекарственных растений в древние времена. Оказывается, шалфей использовали для лечения кишечника и даже прикладывали к опухолям. А отваром из одуванчиков лечили лихорадку, желтуху, холецистит, гепатиты. Его целебные свойства открыли еще в древности, поэтому одуванчик ученики изображают в технике состаривания:
– В начале занятия рассказываю детям историю о путнике, который во время своего путешествия нашел одуванчик и захотел его зарисовать. Изображение несколько веков хранилось у него, поэтому оно не должно быть идеальным. Желтая бумага и немного помятые уголки? Отлично! Мяту они рисуют еще в одной необычной технике – кляксографии. Тогда ее листочки получаются очень похожими на настоящие. Кстати, это растение используют для лечения желудочных и сердечных заболеваний. А еще отвары мяты помогают от тошноты. Именно поэтому, когда кого-то укачивает в машине, ему предлагают мятные конфетки. Их же раздают в самолете перед взлетом.
Оранжевый цветок календулы школьники воссоздают в технике «стемпинг», получая отпечаток с помощью специальных штампов. К этому растению, кстати, проявляли особенный интерес древние римляне. Они верили, что именно в календуле кроется секрет долголетия. Поэтому готовили из нее суп, добавляли в хлеб:
– А еще из календулы делают лекарства, которые применяются для лечения ожогов, полоскания горла при ангине и полости рта при стоматите.
Но самое любимое лекарственное растение у подростков – это малина, замечает Ольга:
– С ней многие успели познакомиться еще в деревне у бабушки. На занятиях рассказываю, что раньше листья и стебли малины использовали как жаропонижающее.