Белорусский врач объяснил, в чем заключается польза гиалуроновой кислоты для суставов
Знаете, что помогает и от морщин, и от хруста в коленях? Гиалуроновая кислота. Раньше был доступен только импортный препарат, но 10 лет назад врач-травматолог Андрей Людчик запустил производство отечественного средства. Сегодня он может компетентно рассказать о важности своего дела, трудностях продвижения продукции и сложной ломке потребительских стереотипов.
– Основной продукт вашей компании – гиалуроновая кислота. Зачем она нужна?
– Сегодня термин «гиалуроновая кислота» достаточно широко распространен. Например, на упаковках кремов. Однако мало кто вникает, что за этими словами стоит конкретный биополимер – он естественным образом вырабатывается всеми живыми организмами, включая человека, и необходим для построения клеточного окружения. Кроме того, молекула гиалуроновой кислоты способна удерживать воду – жизненно важный продукт, обеспечивающий и химические реакции, и тканевую амортизацию.
Учитывая эту особенность, изначально гиалуроновая кислота применялась только в косметологии: в частности, чтобы убрать морщинки, которые образуются в связи с потерей влаги. С развитием индустрии красоты раствор модифицировали и стали использовать для изменения формы лица – губ, носа, скул.
Но порядка 30 лет назад светлые головы подумали, что молекулу гиалуроновой кислоты можно задействовать не только для эстетических целей, но и в клинических дисциплинах. В первую очередь было замечено, что сам по себе раствор гиалуроновой кислоты очень вязкий. А значит, способен улучшить скольжение в суставах, если те стираются и болят. Апробировали и начали вводить гиалуроновую кислоту в качестве «смазывающего вещества». И это не единственная ее функция. Она также способствует восстановлению суставных поверхностей и снижению воспалительной реакции.
– Как много людей нуждаются в подобных инъекциях?
– По официальной статистике, 10–12% населения страны страдают артрозом. Его развитие связано со многими факторами: нарушение метаболических процессов, устойчивость к антибиотикам, неправильное питание, недостаточная или чрезмерная физическая нагрузка. Все вкупе приводит к очагам воспаления. А воспаление – это процесс, который должен где-то локализоваться. Как правило, первым под удар попадает наш двигательный аппарат. Многие предпочитают лечиться обезболивающими. Но, принимая таблетки, мы не устраняем причину, а лишь выключаем сигналы организма о том, что с ним что-то не так. Пока альтернативы инъекциям гиалуроновой кислоты нет. Это единственный способ не довести ситуацию до крайней меры – эндопротезирования, когда сустав заменяют на искусственный. При этом добавлю: только лишь уколов недостаточно – нужно менять образ жизни и регулярно проходить «техническое обслуживание» двигательного аппарата.
– В Беларуси вам приходится бороться за рынок исключительно с зарубежными компаниями. За счет чего это удается, если учитывать, что вы работаете на иностранном сырье?
– Да, сырье иностранное, но мы внедрили свои технологии, которые изменяют структуру молекул в растворе, заставляют готовый препарат работать именно так, как это нужно пациенту. Объясню. Введение любого раствора гиалуроновой кислоты может вызывать потенциальные терапевтические эффекты. Почему может? Структура этой молекулы в растворе непредсказуема – как она себя поведет, никто точно сказать не в силах. Наши разработки позволили приблизить вероятность желаемых эффектов к очень высокому проценту. В результате препараты применяются не только в травматологии, но и в других направлениях медицины. Проще говоря, мы получили продукт, который заживляет очень тяжелые раны и даже переломы, купирует процессы гнойного воспаления. Из последних достижений: в офтальмологии на базе 3-й городской клинической больницы им. Е.В. Клумова внедрены методики с применением нашего препарата по восстановлению прозрачности роговицы – слабовидящим пациентам существенно улучшают зрение. В стоматологии достигнут значительный успех в лечении гнойно-воспалительных процессов челюстно-лицевой области и шеи.
– В интервью два года назад вы говорили о трудностях в работе, которые связаны с ограничениями в рекламе медпрепаратов. Есть ли изменения?
– По законодательству мы действительно не имеем права рекламировать свою продукцию, например, на радио или в метро. Это связано с тем, что выпускаем препараты, прием которых требует участия медика: пациент не может сам себе сделать инъекцию. Поэтому пошли другим путем: организовываем семинары, мастер-классы и конференции для врачей, где представляем результаты наших исследований и открытий. Много информации публикуем на нашем сайте.
– И все же не секрет, что многие белорусы по старинке предпочитают импортные товары, даже если они дороже. Как в условиях ограниченной рекламы изменить стереотипы потребителей о том, что заграничное всегда лучше?
– Да, мы сталкиваемся с такой ситуацией. Неудивительно: над этим долго и упорно работали западные идеологи – они смогли убедить в том, что, образно говоря, иностранные компании ночами не спят, беспокоясь о здоровье белорусов, и только лучшие свои препараты отправляют на экспорт. Сперва нас упорно приучали, что все хорошее – «только там», а потом тихо убедили, что мы сами не способны сделать ничего толкового. Уверен, санкционные барьеры помогли раскрыть глаза многим нашим соотечественникам. Все больше людей стали понимать, что «там» их рассматривают только как источник дохода.
Другое дело, что выбор не всегда за пациентом – он купит и введет то, что рекомендует лечащий врач. А доктор – тоже человек, со своими предубеждениями и взглядами. Правда, стоит сказать: именно сомнения и предвзятое отношение к отечественному сподвигли нас развиваться и проводить углубленные научные исследования своих препаратов, сравнивая их с зарубежными аналогами. Те, кто изучает результаты этих работ, меняют устоявшееся мнение. Кстати, признали нашу продукцию не только в Беларуси: она уже востребована за рубежом, в частности, в России, Грузии и Узбекистане.
– Что, по вашему опыту, необходимо сделать, чтобы импортозамещение стало повсеместным и эффективным?
– Не просто верить в себя и в родное, но и логически анализировать происходящее и предлагаемое. Каждому потребителю. Сегодня пациенты уже применили более 100 тысяч наших препаратов. И ни единой жалобы. Задумайтесь: разве такое реально было бы при сомнительном качестве? А отечественным компаниям надо рассказывать о себе открыто и доступно. Тем более что интернет дает для этого все возможности.
Источник: 1prof.by