Кириллу Красицкому 19 лет, он учится на 4-м курсе в Белорусской Государственной Академии Связи, а в свободное время доставляет заказы в сервисе Яндекс Еда. При этом за месяц имеет доход не меньше белорусов, трудящихся полный рабочий день.
Легко быть всегда в пути, есть ли у доставщиков выходные и кто должен платить за проблемный заказ, Myfin.by рассказывает в истории Кирилла.
Доход доставщика
Я заключил договор с партнером сервиса Яндекс Еда больше года назад. Тогда очень хотелось накопить на собственный компьютер, сделать это удалось довольно быстро – всего за 2,5 месяца. А увидев, какой доход можно получить, уже втянулся.
За прошлый месяц у меня вышло около 2000 рублей. Это уже после выплаты налогов. В основном я доставлял заказы по 5-6 часов каждый день и устраивал себе выходной по воскресеньям.
На заказы езжу в основном общественным транспортом, летом часто беру в аренду самокат. Зимой уже сложнее – приходится много ходить пешком. Зато зимой можно получить повышенные бонусы. Например, за доставку 200 заказов в месяц добавлялось 300-400 рублей бонусных выплат. Выходило около 2500 рублей за месяц.
Что чаще белорусы заказывают в доставке?
Абсолютное большинство заказов, под 70% – доставка из крупных сетей фаст-фуда. В спальных районах добавляются заказы продуктов из магазинов, это еще примерно 20%. И остаток приходится на доставку из ресторанов и кафе.
Рабочий день себе я устанавливаю сам в зависимости от расписания пар: в какие-то дни это 5 часов, в выходные может быть больше. Плюс стараюсь выбирать слоты с повышенными коэффициентами, например вечер пятницы. Коэффициент к сумме дохода с каждого заказа зависит от многих факторов: может быть высокий спрос из-за времени или праздничного дня, из-за непогоды коэффициент тоже растет.
Вызывать доставку в непогоду – это норма?
Видел обсуждения, что не надо вызывать доставку в дождь, метель или жару – пожалейте мол доставщиков. На самом деле все доставщики наоборот выходят в это время на заказы, потому что доход сильно вырастает.
Есть конечно и те, кто ленятся, но лично мне без разницы какая погода – я просто получу больше денег. Плюс нам выдают специальные дождевики для работы в непогоду.
Из всех сезонов сложнее всего доставлять заказы осенью из-за слякоти — все серое вокруг и грязь повсюду, настроение падает. Больше люблю лето и зиму.
В каком районе доставлять заказы?
Привязки к конкретному району у меня нет. В самом начале работы я выбираю точку старта, где генерируются заказы из близлежащих районов, а потом в течение дня заказы приходят из самых разных мест. Тебя в итоге может увести довольно далеко от места старта. Но в основном заказы поступают от клиентов, проживающих недалеко от линии метро.
К слову, если доставка последнего заказа заканчивается после полуночи или ее вес превышает 20кг, через службу поддержки можно вызвать такси. Надрываться здесь никого не заставляют.
Безопасность и желающие пообщаться с доставщиком
За все время, что я доставляю заказы для сервиса Яндекс Еда, сталкиваться с криминалом на улице не приходилось. Я доставляю заказы в основном вдоль синей ветки линии метро, плюс стараюсь выбирать время доставки до 23.00, чтобы потом еще успеть в магазин зайти за продуктами.
Забавно, что люди обращают внимание на желтые сумки или дождевики, просят сфотографироваться или пытаются поговорить «за жизнь».
Но самые общительные – это сами доставщики. У нас есть общий чат на 15 тыс человек, где постоянно кто-то делится свежими новостями.
Кто платит за заказ, если с ним что-то не то
Есть проблемы, связанные с ресторанами/магазинами, которые комплектуют заказ, а есть проблемы, связанные с самой доставкой.
Предположим виновато заведение: положили не тот заказ или что-то с комплектацией – могут позвонить и попросить вернуться, чтобы пересобрать заказ. Если я в этот момент ушел недалеко, то возвращаюсь. Если это обнаружилось в момент доставки клиенту, то ресторан просто не получит свои деньги за недостающий заказ – их вернут клиенту.
Если накосячил доставщик – что–то разбил, не довез – будет штраф. За повреждение заказа списывают около 32 рублей.
Как часто оставляют чаевые курьеру
Чаевые в пару рублей за заказ бывают довольно частыми: каждый день кто-то да оставит. Примерно раз неделю, если повезет можно получить и более крупную сумму. В среднем на чаевых выходит примерно плюс 100 рублей в месяц.
Минусы подработки курьером
Иногда заказы поступают из частного сектора, куда никакой транспорт не ходит. Например, район за Национальной библиотекой и «Дана Молл». Приходится побегать на своих двоих. В жару или зимой это сильно выматывает.
Как рейтинг влияет на жизнь курьера?
После каждого доставленного заказа клиент может поставить от 1 до 5 звезд, оценив работу доставщика. Это сильно влияет на нашу работу. Одна звезда – это всегда причина для разбора полетов. Запрос обрабатывается модераторами, выясняется, в чем причина низкой оценки.
Если случай единичный, то система присылает уведомление – соблюдайте рекомендации по доставке, не нарушайте правила и т.д. Если такие оценки повторяются более трех раз, то система тебя блокирует на 10 дней и никаких заказов принимать больше нельзя. Плюс штрафы за порчу заказа.
Что делать после учебы?
Когда закончу колледж, думаю податься на заочку в институт. Тогда смогу дальше быть доставщиком. А после института хочу податься в IT-сферу, пройти стажировку в том же Яндексе в Москве.
Пока то, что предлагают государственные предприятия для молодых специалистов после колледжа, например, работа на заводе даже в сравнении с доставкой еды – это сильно меньшие деньги. Что уж говорить про сравнение с зарплатами в IT.
Четверть заработанного откладываю
Где-то четверть своего дохода каждый месяц откладываю на сберегательный счет. На нем копится сумма под 5% годовых. Когда понадобится купить что-то крупное или экстренно потратить деньги, пригодится.
А в остальном обычные траты – на одежду, еду, развлечения.
Большинство моих одногруппников где-то подрабатывают. В основном в сфере общепита: кто за кассой, а кто официантом. Мне нравится быть доставщиком из-за постоянного движения, смены картинки, плюс для здоровья полезней, чем за кассой весь день стоять.