Вас оскорбили и унизили на работе? Белорусские эксперты предостерегли: обидчику может грозить «уголовка»

О том, как уметь себя защищать и быть интеллигентно-подкованным, мы разбирались со специалистами сегодня.

В странеОбщество
Поделись с друзьями

Деловая репутация, деловой этикет и корпоративная культура — все это составляющие здоровой атмосферы в коммуникациях не только в рабочей среде.

Белорусские эксперты предостерегли

Знание делового этикета полезно для специалистов самого широкого профиля. И тут уже совершенно не важно, какое у вас образование, опыт работы и профессия. Воспитанный ли вы человек или нет – покажут ваши поступки и слова, рассказывает Blizko.by.

Важно также знать, что владение принципами и правилами делового этикета помогает чувствовать себя увереннее при обсуждении любых рабочих вопросов: повышение зарплаты, увольнение, конфликты и разногласия на работе.

Что такое деловой этикет

Деловой этикет включает в себя правила и нормы, которые регулируют поведение человека в стандартных ситуациях деловой коммуникации. Это включает общение лицом к лицу, коммуникации по телефону, деловую переписку и встречи онлайн. Кроме того, внешний вид, включая дресс-код, также является частью делового этикета.

И еще, этикет — это универсальное средство взаимодействия людей в обществе. Оно определяет приемлемую и одобряемую норму поведения для всех. На повседневном уровне это помогает избегать конфликтов и недопониманий, учитывая, что мы все разные. Это касается не только личных ценностей, но и базовых представлений о приемлемом поведении.

— Соблюдение правил делового этикета способствует созданию положительного впечатления о человеке и укреплению доверия коллег и партнеров. Это также проявление профессионализма и компетентности, что является важным для построения карьеры и личностного роста и, конечно же, бизнеса в целом. Игнорирование правил делового этикета может подорвать профессиональную репутацию. И, что самое важное, восстановить репутацию будет практически невозможно, — говорит PR-менеджер и специалист по реализации проектов в компании ООО «Административный ресурс» Виолетта Яковлева.

Чтобы во время коммуникации, особенно с малознакомыми людьми, избегать споров о том, кто должен проявить больше уважения или кто должен был прийти раньше на встречу, желательно следовать рекомендациям делового этикета.

— В больших компаниях и корпорациях разрабатывают даже внутренние документы, которые отражают не просто деловой этикет, а целую корпоративную культуру. Это своего рода свод правил, которых должны придерживаться все сотрудники. Будь то рабочий в производственном цеху или офисный сотрудник в администрации завода. В большинстве случаев корпоративная культура основана на устоявшихся правилах делового этикета. Мало кто придумывает корпоративную культуру совсем с нуля, — комментирует специалист.

Примеры из практики. В основе корпоративной культуры консервативной компании, скорее всего, будет лежать строгий формат делового взаимодействия: обращение только на «вы» и по имени и отчеству.

Компания креативная, работающая в сегменте b2c и привлекающая больше молодёжи, вероятно, поставит в основу деловых коммуникаций обращение друг к другу на «ты» и только по имени. Подобные специфические отличия могут проявляться в разных аспектах.

— Этикет основан на уважении. В этом его суть: позволить всем комфортно сосуществовать друг с другом, не раня чье-то достоинство и не ущемляя ничьих прав и интересов. Сегодня скорость и масштаб распространения информации невероятно высоки. Социальные сети ежедневно выпускают в свет миллионы отзывов на самые различные темы. И, конечно же, там можно найти множество примеров нарушения этикета. Например, один из распространенных способов нарушения границ дозволенного – это размещение в открытом доступе информации в формате отзыва о том, что руководитель компании деспот (или подставьте любое другое, но уже оскорбительное слово-характеристику любого из сотрудников). Всего лишь одно предложение может спровоцировать целый поток негатива и «расползания» отзыва на различных площадках. А если оскорбленный человек посчитает, что его умышленно оклеветали, то финал у этой истории может быть не очень приятным у того, кто был источником информации.

О том, какая ответственность будет грозить клеветнику, мы разберемся с юристом ниже, а пока углубимся в вопросы деловых коммуникаций с точки зрения управления персоналом и построения бизнеса.

О людях судят не только в рамках образованности индивидуума и норм его поведения, умения держать себя на публике, но и по внешнему виду. Нормы дресс-кода также могут быть закреплены на предприятиях в специальном внутреннем документе. Об этом мы поговорим в последующих наших материалах, а пока рассмотрим компоненты делового этикета.

Основные компоненты делового этикета

Принципы, на которые предлагает обратить внимание Виолетта Яковлева, можно взять за основу в любой компании, даже самой маленькой. Это своего рода свод правил, которых вы можете придерживаться, чтобы сохранять здоровую и экологичную атмосферу в коммуникациях не только внутри компании, но и в общении с клиентом.

Уважение

Проявляйте уважение к ресурсам, границам и опыту. Учитесь относиться с уважением к различиям во мнениях, интересам и потребностям коллег, партнёров и клиентов.

Пунктуальность

Важно приходить на встречи своевременно. Важно соблюдать договоренности и выполнять задачи в установленные сроки. Оценивайте риски и определяйте реалистичные временные рамки для выполнения проектов.

Ответственность

Отвечайте за свои действия и решения. Честность и добросовестность — важные качества. Будьте готовы исправлять ошибки и компенсировать ущерб.

Вежливость и тактичность

Развивайте эмоциональный интеллект, относитесь терпимо и с пониманием к особенностям других. Общайтесь спокойно, доброжелательно и уверенно. В конфликтных ситуациях сохраняйте самообладание. Избегайте обсуждения чувствительных тем.

Профессионализм и компетентность

Совершенствуйте свои навыки, получайте новые знания в своей области. Стремление к росту создаёт положительный имидж.

Следование дресс-коду

Внешний вид сотрудника – это визитная карточка компании. То, как мы одеваемся, влияет на то, как мы думаем, как мы действуем и как мы транслируем себя и компанию внешнему миру.

— Используя эти принципы как правила, вы сможете развить тему и адаптировать конкретно под ваш бизнес. В этом вопросе, как и в любом другом бизнес-процессе, важно понимать ценность этого и иметь мотивацию, чтобы внедрять. Лучше поощрять сотрудников бонусами за соблюдение норм делового этикета, чем идти в суд, чтобы оспаривать оскорбления, клевету или умышленное унижение сотрудников друг другом.

Что говорит закон в области защиты деловой репутации?

Несмотря на наше стремление жить в мире и согласии, иногда возникают конфликты между сотрудниками или просто гражданами. Хотя и случайные обстоятельства могут привести к неизбежным столкновениям. Главное — всегда стараться сохранять спокойствие. Однако если конфликт все же произошел, важно знать, какие права можно защитить и какие последствия могут возникнуть для тех, кто не смог сдержаться.

— Любой спор рекомендуется урегулировать мирным путем. В случае, если это не помогло, то граждане могут защитить свои права иными законными способами, в том числе в судебном порядке. Помните, что нарушение прав других граждан может повлечь за собой ответственность, предусмотренную законодательством, — говорит Артем Виршич, юрисконсульт Общества с ограниченной ответственностью «Юридическое агентство Деловые отношения».

В зависимости от того, что произошло между работниками или гражданами и какие высказывания были адресованы друг другу, следует использовать различные способы защиты нарушенных прав.

Оскорбление

Если кто-либо умышленно унизил честь и достоинство другого лица в неприличной форме, его ожидает административная ответственность. Чтобы запустить этот процесс, необходимо обратиться в органы внутренних дел. Написать заявление о привлечении лица к административной ответственности по статье 10.2 КоАП РБ. В случае, если указанные в вашем заявлении факты найдут свое подтверждение в ходе проверки правоохранителями, то правонарушителю грозит штраф в размере до 30 базовых величин.

— Если же имеет место оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, то правонарушитель понесет ответственность в виде штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественных работ, или административного ареста. В зависимости от того, какое решение примут в суде, — говорит Артем Виршич.

До 2021 года к нарушителю за оскорбление могли применить также меры уголовного воздействия при наличии административной преюдиции – если лицо в течение года уже привлекалось к административной ответственности по статье 10.2 КоАП РБ. Однако после исключения оскорбления из УК РБ (бывшая статья 189) и клеветы из КоАП РБ (бывшая 9.2.), такая возможность отсутствует.

Клевета

Если кто-либо распространяет заведомо ложные, порочащие другое лицо сведения, то в таком случае предусмотрены уголовная и гражданско-правовая ответственность.

— Алгоритм действия идентичный, как и в случае с оскорблением. Заявление в милицию о привлечении лица к уголовной ответственности (статья 188 УК РБ). В случае рассмотрения дела судом и вынесение решения о признании факта клеветы со стороны нарушителя он подлежит наказанию в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок. Варианты наказания определяются судом самостоятельно.

Одновременно с привлечением к уголовной ответственности у гражданина, честь, достоинство или деловая репутация которого опорочены, есть право обращения в суд с соответствующим требованием. Это предусмотрено статьей 153 Гражданского кодекса РБ.

Первое, что может гражданин, права которого нарушены, — это требовать опровержения любых таких сведений. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации (СМИ), они должны быть опровергнуты в тех же СМИ.

Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву (часть 2 статья 153 Гражданского кодекса РБ). Законодательство предусматривает возможность гражданина на опубликование своего ответа в тех же СМИ (часть 3, статья 153 Гражданского кодекса РБ). В соответствии с частью 5 статьи 153 Гражданского кодекса РБ гражданам предоставлено право требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию.

Безусловно, что в суде нужно будет доказать факт случившегося, и для этого потребуется определенная работа по сбору доказательной базы.

— Также не стоит забывать, что обоснованная и соответствующая критика определенных недостатков или несоответствий в работе, поведения в общественном месте, коллективе не запрещена. Важно помнить, чтобы такая критика не выражалась в неприличной форме, — резюмировал юрист Артем Виршич.

Обо всем этом стоит сообщать сотрудникам, как говорится, «на берегу», считает наша эксперт по деловому этикету Виолетта Яковлева. Когда пылает пожар, договориться уже сложно. Будьте с сотрудниками доброжелательны и старайтесь объяснять то, что, кажется, объяснять не нужно.

Не думайте, что это будет лишним. Это лишнее может уберечь все стороны процесса и избежать скандала. Не пренебрегайте корпоративными документами, регулирующими поведение и коммуникацию. Это всегда информационный повод для профилактической беседы.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля