Открыть кондитерскую в 23, получить убыток, сменить формат и выйти в прибыль на $10 тыс: путь белоруски в бизнесе

В странеОбщество
Поделись с друзьями

Анастасия Ширейко 12 лет развивала собственный кондитерский бизнес, на старте пережила все классические ошибки и провалы предпринимателей – и кассовые разрывы, и неверный выбор целевой аудитории, и неправильно рассчитанную финансовую модель и даже провальное партнерство.

Открыть кондитерскую в 23

Как удалось преодолеть эти проблемы и сделать компанию финансово стабильной и прибыльной, Myfin.by рассказывает в истории бизнеса Анастасии.

Понимала, что в найме работать не хочу

По образованию я экономист, и еще во время учебы стала подрабатывать помощником бухгалтера. Уже тогда я понимала, что найм – это не мое. У меня была твердая уверенность, что я смогу начать свое дело.

Открыть кондитерскую в 23

Идея для бизнеса появилась случайно – я выходила замуж и хотела заказать на праздник красивый торт, увидела его картинку в одном журнале. Но мест, где это можно было сделать, в 2010 году почти не было – торты на заказ делали только хлебозаводы и несколько кондитеров. Я подумала: «Какая интересная ниша!».

Мой бизнес начался не с того, что я пекла тортики дома, как многие думают. Я начала с анализа рынка, заметив незанятую востребованную нишу.

Начала собственный бизнес в 23 года

С самого начала я хотела все делать правильно, как учат в экономическом университете – придумала название cakes.by, зарегистрировала юрлицо, запустила сайт. Тогда мне казалось, что в открытии кондитерской нет ничего сложного, и что денег у меня на этот проект достаточно (накопила около $5000). Но когда начала искать помещение, то осознала, что моих запасов для этого маловато.

Открыть кондитерскую в 23

В 2012 году мы нашли цех нужного формата за $300 в месяц и начали готовить там заказные торты, в основном свадебные или на дни рождения. Дата запуска цеха практически совпала с рождением моей дочери.

На тот момент в команде у нас было 4 человека – 2 кондитера, менеджер и я (директор, маркетолог, курьер, продавец и многое другое в одном лице). Быть с сотрудниками друзьями, работать наравне, – это естественный процесс на старте, но это вредит развитию.

Никакого распределения обязанностей фактически не было, и вместо того, чтобы заниматься развитием или подсчетом финансовой модели, я помогала кондитеру мыть посуду. Говорю об этом открыто, потому что знаю – эту ошибку допускают многие собственники!

Откуда о нас узнавали? Я вела группу ВКонтакте (Инстаграма тогда еще не было) и писала туда посты, выкладывала фотографии тортов, сама же развозила заказы, муж помог сделать первый сайт.

Зарабатывала я на тот момент неплохо, около $1000 (до этого в найме моя зарплата была около $200). Помню то нереальное ощущение, когда я первый раз смогла получить прибыль из бизнеса – с нее сразу же купила дочке огромного плюшевого медведя. Сейчас, много работая со стартаперами, я четко понимаю: зачастую бизнес начинают не из-за желания денег, а имея «большую идею» и детскую мечту.

Вторая беременность и потеря цеха

В таком режиме мы проработали 1,5 года, и тут произошли два события – я узнала, что жду второго ребенка, и нас попросили в течение 2 месяцев освободить помещение. Все, кто сталкивался с вопросами аренды, знают, какой это стресс.

После месяца поисков я нашла в бизнес-центре помещение кафе на 150 «квадратов» и подписала с ними договор. Многие начинающие предприниматели допускают такую ошибку – принимают поспешные решения. Сейчас есть у кого спросить совета, информация открыта, но все равно многие действуют по принципу «в омут с головой».

Открыть кондитерскую в 23

Такое поспешное решение было моим большим факапом по следующим причинам:

  • я не уточнила ничего про коммуникации, вентиляцию и электрические мощности, из-за чего позднее в работе у нас было много сложностей: выбивало пробки, прорывало трубы и тд.;
  • я не понимала, что цех и кафе – это разные форматы, мне казалось «ну что такого, это просто помещение побольше!» – а по факту от формата зависит и меню, и финансовая модель, и штат сотрудников;
  • в договоре было предусмотрено много штрафов за все. Я просила их убрать при подписании договора, но от меня отмахнулись «Ничего страшного, обычно мы их не применяем!» – и я поверила на слово, а потом не могла расторгнуть договор и сталкивалась с шантажом и угрозами применения огромных штрафов. И все в рамках закона!
  • стоимость аренды была раз в 10 дороже прежнего места, около €3000. Цена была зафиксирована в евро, а в 2014 году сильно вырос курс, что повлекло усиление кассового разрыва и почти привело к банкротству;
  • мы решили делать ремонт своими силами, на что ушло 4 месяца (с привлечением работников могли бы стартовать через 1-2 месяца!). Арендные каникулы были месяца полтора, то есть мы платили за аренду при том, что ничего не зарабатывали, закапывая себя в яму еще до начала работы в новом формате;

Но были и плюсы экстренного открытия в беременном положении, я использовала один лайфхак: с огромным животом ходила по всем учреждениям и говорила: «Дайте нам разрешение, а то мне скоро рожать!». Все заключения мне выдавали гораздо быстрее, чем раньше.

Сейчас я понимаю, что мой навык искать во всем позитив и не сдаваться – один из ключевых факторов успеха. Я уверена, что это свойство есть у всех успешных предпринимателей.

Новый формат и… новые сложности

На волне радости, что я опять стала мамой, я решила, что у нас будет детское кафе. Прежняя финмодель, подходящая для маленького цеха с небольшой арендой, совершенно не соответствовала новому формату, и первое время мы никак не могли свести концы с концами. Мало того, что аренда значительно выросла, зарплату уже нужно было платить 7 сотрудникам (у нас появились еще кондитеры, а также продавец и администратор).

Открыть кондитерскую в 23

С ростом курса евро мы все больше уходили в минус, я балансировала около нуля и перестала вынимать деньги из бизнеса. 2015 год был один из самых тяжелых не только в бизнесе, но и в личном плане – внезапно умер мой папа. В наследство от него остался небольшой домик в деревне, мы его продали и разделили деньги на троих детей. Свою долю я внесла в кассу кафе, но и это особо не помогло бизнесу.

Это сейчас я понимаю, что если не менять бизнес-модель, то никакие внешние вливания не помогут. Если в ведре дырка, то в него можно лить сколько угодно, оно не наполнится. Радует, что я прошла эти кассовые разрывы «на маленьких оборотах» – знаю владельцев кафе, которые уходили в минус на сотни тысяч долларов.

Опыт работы с наставниками, который поменял все

Шел 2016 год, я зарабатывала по $300-$500 в месяц и буквально жила на работе с детьми. Я совершала хаотичные действия, пробовала какие-то коллаборации, но все это не приносило устойчивого результата. Это сейчас я понимаю, насколько в бизнесе важна стратегия и фокус на целевых действиях.

И тут я узнала про отборочный тур TV-проекта «Мой бизнес» на ОНТ. Решила заявиться на него с идеей набора пряников, которые можно расписывать пищевыми красками. Не слишком верила в успех, но мы прошли отборочный тур и стали работать с менторами.

От них я узнала, что у меня не бизнес, а дорогостоящее хобби. Если бы я завтра не смогла руководить, все мое дело быстро развалилось бы без меня. По сути, я не зарабатывала, а «ходила на работу страдать». И все эти разборы происходили в эфире, перед всей страной.

Я видела, что те участники, которые спорят с наставниками и сопротивляются рекомендациям, быстро вылетают из проекта. Решила, что я буду делать все, что мне советуют, четко выполнять все задания, даже если они иногда казались странными и невыполнимыми. Конечно, у меня было сопротивление, ведь я не видела всей картины целиком. Мне казалось, что меня не понимают, что моя ситуация уникальна. «У меня же вкусные торты, так почему же у меня нет денег?!» – вопрос, на который я получила ответ.

По итогу у меня появилось понимание важности стратегии, отлаженных бизнес-процессов и того, чем именно должен заниматься руководитель.

И если на начало проекта у нас был убыток около $7000, то к его окончанию мы заработали около $10 000. В итоге мы стали победителями шоу, за нас проголосовали более 15 тысяч человек, и получили приз в 15 000 BYN (около $7,5 тыс.).

Опыт работы с бизнес-наставником дал мне четкое понимание – иногда то, что для вас непреодолимое препятствие и катастрофа, для кого-то – просто обычная задача, пройденный этап. Поэтому сейчас я амбассадор системы наставничества, сама постоянно покупаю чужой опыт, вложив в свое образование более $10 000.

Неудачное партнерство, систематизация бизнеса и ковид

После этого у меня был опыт неудачного партнерства – я предложила знакомой работать вместе, фактически подарив 50% работающего прибыльного бизнеса за обещание инвестиций. Партнерство не сложилось, инвестиции не случились, и через 1,5 года мы прекратили партнерство. Моя знакомая вышла из партнерства не только без потерь, но и с ключевыми сотрудниками (которые перешли работать в ее проект). А я осталась с бесценным опытом и пониманием, что нельзя вести бизнес бессистемно, без юридического подкрепления договоренностей.

В 2019 году я занималась наведением порядка в процессах, и уверена, что это помогло нам пережить сложнейшее для многих заведений ковидное время. У нас уже был стабильный трафик, система приема и доставки заказов, крупные корпоративные клиенты. В 2020 году мы удвоили наши продажи по сравнению с прошлым годом, отгружали от 500 до 1000 пирожных в день. Я понимала, что почти все наши клиенты заказывают онлайн, целевая аудитория сменилась… но все еще не расставалась с детским кафе и иногда проводила там праздники.

Открыла «кофейню мечты»

2020 год стал во многом прорывным. Я всегда мечтала, чтобы у меня была кофейня в Новой Боровой, хотя шел 2020 год и было ощущение, что «совсем не время», ведь все закрывались, а не открывались. Но любую мечту можно оцифровать, и расчеты показали, что на это потребуется $25 тыс. Я получила одобрение от моего бизнес-ментора и решила, что кофейне быть.

В августе 2020 года (ровно за месяц!) мы открыли новую кофейню на 40 кв. м. в Новой Боровой. При том, что обычная окупаемость такого проекта 2 года, мы окупили ее за 7 месяцев. Я уже хорошо знала, о чем нужно договариваться с подрядчиками, какие делать документы, как вносить изменения в план канализации, электрики и вентиляции.

Опыт, стратегическое мышление и системный подход – вот ключи к эффективной работе. Сейчас я всегда привожу пример этого запуска заведения своим ученикам и клиентам. Ведь так часто мы откладываем мечту, говорим себе , что «еще не время», «сейчас не лучшее время», и так проходят годы, упускаются лучшие возможности… Самое лучшее время – это сейчас. Иначе вашу мечту за вас реализует кто-то другой.

Выстроила идеальный бизнес и… продала его

Протестировав все форматы за 10 лет, совершив все возможные ошибки и исправив их, я пришла к самой успешной бизнес-модели для кондитерского бизнеса, с диверсификацией каналов продаж, которые нивелируют сезонные колебания спроса. Весь бизнес целиком – это большой профессиональный кондитерский цех с декларацией соответствия ТР ТС, а также сеть своих кофеен с мини-кухнями. Такая структура бизнеса предусматривает реализацию в собственной сети, продажу под заказ физическим лицам, а также отгрузки корпоративным клиентам и в В2В сегмент.

Уже в 2022 году я решила, что буду продавать cakes.by. Все процессы автоматизированы и делегированы, оставалось только нанять управляющую. Это решение о продаже далось мне нелегко. Но я искренне загорелась темой онлайн-образования, инфобизнеса. Решение о продаже бизнеса, когда интерес в другом, и все «высоты» достигнуты – весьма логичное, но не распространенное в СНГ.

После продажи бизнеса в августе 2023 года я открывала кофейню в Минск Мире уже для нового собственника. Это открытие я транслировала в блоге, это стало своеобразным «дипломным проектом» в индустрии питания. Мы вложились в $25 тысяч и месяц работы – при том, что на старте были голые стены, а открылись с обученным персоналом, всеми документами и маркетинговой стратегией. Обычные сроки открытия заведения такого формата – от 3 до 5 месяцев, и бюджеты в два раза больше.

Запустили «Вышку» и меняем индустрию питания в Беларуси

Я 100% практик во всем, чему учу. И сейчас мы подбираем таких же экспертов в нашу команду. Думаю, поэтому так хорошо «сошлись» с моим партнером Антониной Пальчик, у которой тоже огромный опыт открытия и управления бизнесом.

Еще мы обе хотим изменить индустрию питания в Беларуси, сделать ее более системной, масштабной и прибыльной для собственников. Наша цель – искоренить слухи о том, что общепит – это супер сложная ниша, в которой нельзя работать честно. Это уже давно не так!

В онлайн-школе мы учим, как вести бизнес правильно, безопасно, и в удовольствие со старта. Ведь необязательно «проходить все круги ада» и совершать многочисленные ошибки, если можно купить чужой опыт и менторство. «Вышка» – это как высшее бизнес-образование в индустрии питания (позже мы планируем сделать факультеты бьюти, ритейла, инфобиза и другие).

Полгода назад мы зарегистрировали консалтинговую компанию DO MY, наши клиенты – владельцы заведений с запросом проектирования HORECA-объектов, помощи составления документов для открытия, аудитов, бизнес-сопровождения. Мы не только обучаем, но и сотрудничаем по многим направлениям с уверенными бизнесменами. «Вышку» уже прошли около 60 участников, и 12 из них имеют свои заведения по Беларуси

Среди наших клиентов сеть кофеен Varka, Хинкальня, Bro bakery, Булочки, Пицца Лисицца, и многие другие пекарни, рестораны, производственные комплексы и небольшие заведения. С нами сотрудничают несколько технологов, санитарный врач, финансовый эксперт, специалист по постановке товарно-складского учета. Почти все клиенты приходят «по сарафану».

У нас с Антониной есть глобальная миссия – изменить рынок общественного питания и малого бизнеса в Беларуси. Как думаете, получится?

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля