«Излучает положительные эмоции». Белорус показал «горбатый» ЗАЗ-965, который вернули к жизни

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

Советскую технику в нашей стране любят и уважают. «Москвичи», «Волги», «Жигули» и, конечно же, «Запорожцы» — автомобили легендарные и непростые в реставрации.

Белорус показал «горбатый»

Сегодняшний герой av.by загорелся идеей довести едва ли не до заводского состояния ЗАЗ-965, который в народе прозвали «Горбатым». Итак, о нюансах поиска запчастей, процессе восстановления и впечатлениях от результата — читайте в материале.

«Металл толщиной 0,8 мм, потому и кузов неплохо сохранился»

Владельца машины лазурного цвета зовут Павел. Мужчина живёт и работает в Солигорске. ЗАЗ-965 выпуска 1966-го стал для него первым опытом восстановления ретротехники.

Белорус показал «горбатый»

— В целом «Горбатый» — мой дебютный проект, если его так можно назвать. Хотя перед ЗАЗом я покупал себе Mercedes-Benz W123 — брал в качестве авто на каждый день, без излишков и исключительно как средство передвижения. Седан оказался в очень хорошем состоянии, но возиться с ним мне всё равно понравилось. По определённым причинам «немца» пришлось продать, а через полгода я заскучал без хобби, — вспоминает мужчина.

Белорус показал «горбатый»

— У моего отца когда-то был такой «Запорожец», благодаря которому я себя помню с пяти лет: осталось много ярких воспоминаний, связанных с автомобилем. Посудите сами: в восьмидесятые на весь двор — две машины, и обе «965-е»! По тем временам отличная лошадка. Батя рассказывал: ездили купаться на нём шестеро взрослых и трое детей. Ходили байки, вмещалось больше десяти пассажиров и… гармонист с инструментом!

Он постоянно ломался, чинился, исколесили на нём много мест… Не скрываю: всегда мечтал предаться ностальгии и купить ЗАЗ.

Больше всего в процессе работ мне помог друг Фёдор. Когда я ещё сомневался, браться ли за воплощение идеи, ведь всё своими руками сделать не получится, — он похлопал по плечу: «Не бойся — вместе справимся!»

Белорус показал «горбатый»

— Нашёл подходящий экземпляр на av.by, а главным критерием было наличие документов. Купил за достаточно вменяемые деньги, — секретничает Павел. — Машина предлагалась полностью комплектной, причём последний 21 год находилась у одного владельца. Состояние, кстати, тоже довольно приличное, что является редкостью для возрастной советской техники.

Прежний хозяин раз-два в год заводил двигатель и выезжал покататься. Хранил авто в саду дачного дома, на четырёх плиточках, — улыбается нынешний владелец. — Забрали на прицепе, переоформили, а на следующий день разобрали в гараже практически до нуля! Втроём справились за пару часов.

— Ещё через неделю я уже вёз кузов на пескоструй… Стоило для такой «малютки» адекватно — 800 рублей. Делали в два этапа: навесные элементы кузова отвозил отдельно. Толщина металла здесь 0,8 мм, благодаря чему кузов был преимущественно целым. Разве что передние крылья, как сито, с дырочками. Повезло найти новые советские в Гомеле. Пара «сквознячков» обнаружилась в задних арках, низах задних крыльев, а также несколько по днищу. Даже рамки стёкол, которые устанавливаются на резинки, находились в состоянии новых.

К примеру, в Mercedes-Benz W123 эти места выгнивали напрочь, а у «Запорожца» идеально сохранились. Хотя машина стояла под открытым небом.

— ЗАЗ был на ходу?

— Двигатель заводился, причём достаточно уверенно. Сейчас бессмысленно вспоминать, был ли он на ходу, потому что в автомобиле заменено буквально всё.

Мотор полностью разобрали. Затем провели мягкую чистку поддона, головок и других деталей двигателя аквабластингом — это стоило около 200 BYN. Заменили кольца, вкладыши и все резиновые элементы, а после собрали. В целом не буду сетовать, что двигатель находился в плохом состоянии. Скорее в запущенном: при своём возрасте работал достаточно ровно и без течей масла.

— Уже к концу прошлого лета начался следующий этап работ — «малярка». Делал знакомый мастер, потому взял с меня очень скромную сумму при хорошем качестве работ.

Предположу, что комментаторы начнут ворчать, мол, в такой расцветке ЗАЗ-965 не выпускали. Ан нет! Это экспортный цвет для «Горбатых», а сами модификации шли с названием Jalta. Правда, окрас был более тусклый: с зеленцой и ближе к мятному оттенку. Я максимально подгонял к оригиналу, но решил сделать немного ярче.

Когда машину увидел сосед по гаражу, то сразу воскликнул: «О, мятный пряник!» Забавно вышло, ведь я сам долго не мог придумать прозвище.

«Нагревал мотор максимум до 90 градусов. Перегревы — миф!»

— Двигатель остался в оригинальном виде — с одним исключением: установил бесконтактную систему зажигания. Даёт уверенную искру, а мотор при этом работает стабильнее.

— Надо отметить, что в «подкапотке» очень чисто!

— Интересный момент. Расскажу, с чем это связано. Снизу установлена защита двигателя — пыльник. Многие выбрасывали деталь, ведь для ремонта она не сильно удобна. Разумеется, без пыльника из-под задних колёс набрасывает много грязи и песка.

— Двигатель воздушного охлаждения, но при этом у него имеется термостат, — выдерживает интригу Павел. — После того как воздух в подкапотном пространстве достаточно нагрелся, термостат-пружинка растягивается, открывая заслонку. Соответственно, то же самое в обратном порядке, если температура падает.

— Кстати, один из мифов, связанных с этим «Запорожцем», касается перегрева мотора. Это не затронет исправный и чистый ДВС, без подтёков масла. Воздух попадает через дефлекторы в задних крыльях, а выгоняется — вентилятором. Максимум, до которого я смог нагреть мотор, — 90 градусов на приборке. Больше даже в жару попросту не получилось.

На холодную мотор заводится с полоборота, а на горячую иногда капризничает. Некому настроить карбюратор — таких специалистов сейчас по пальцам пересчитать.

— Вот это состояние — респект! — восклицает идущий мимо мужчина.

— Спасибо. Приятно получать обратную связь, — отвечает владелец «Запорожца».

— А какой мотор здесь стоит? — интересуется прохожий.

— Родная «тридцаточка», то есть его мощность — 30 лошадиных сил. Объём — 887 «кубиков». К слову, по энерговооружённости (силы на тонну) он производительнее «Москвича».

— Одна из «фишек» этого ЗАЗ-965 — печка-обогреватель. Назовём её автономной «вебастой», — рассказывает собеседник. — В следующем «Запорожце» она находится спереди и выполняет функцию отопления салона. В этой модели перед ней две задачи: осуществить и предпусковой подогрев двигателя, и салона автомобиля. При необходимости присоединяется к мотору вручную через специальную гофру.

У двигателя стоит генератор переменного тока с селеновым выпрямителем — нормально работает без проблем.

— Ещё одна интересная особенность — переднее и заднее стёкла одинаковые. Допустим ситуацию: по дороге в лобовое прилетает камень. Советский человек — рукастый! Выдавливает заднее стекло. Затем даже, возможно, при помози шнурка от ботинка монтирует его спереди, после чего продолжает свой путь. Возможно, причина унификации стёкол в удешевлении производства, но решение практичное.

— Обратите внимание на колёсные диски: они здесь оригинальные, со специальным бортиком. Рассказываю, зачем он нужен. К нему крепились специальные тросы с крючками: такими стяжками устраняли люфты, когда производили процедуру развала-схождения. Ни в одном последующем «Запорожце» подобные не использовались!

Резина, к слову, советская — находил в разных местах, но покрышки возрастом от сорока лет и более. Вы только посмотрите: ни одной трещинки! Современная резина не пролежит и десяти лет. Эта прошла температурные перепады, плохие условия хранения в подвалах и сырых гаражах…

— Для реконструкции салона покупалась ткань, которая полностью копирует текстуру и расцветку оригинальной. Российские специализированные магазины и сейчас занимаются продажей такого материала. Каркас родных сидений сохранился хорошо: пришлось разве что отпескоструить. Резиновые элементы в спинках кресел — и вовсе как новые.

— Мне безумно повезло, что в «Запорожце» сохранились резиновые коврики, ведь отыскать оригинальные практически нереально. А их здесь, между прочим, аж 13 штук по полу разбросано! Многие люди допускают роковую ошибку, когда скручивают эти коврики в рулон: их нужно хранить в плоском виде, иначе резина начнёт расползаться.

За новодельные «заряжают» сумасшедший и совершенно неадекватный прайс. Стоимость может быть аналогичной, к примеру, цене двигателя для Polo Sedan. В редких случаях попадаются за мизерные деньги, но это нужно быть счастливчиком.

«Сколько вложил, никогда не вернёшь, — это аксиома»

— Вернёмся немного к мифам, которые ходят вокруг «Горбатого». Склонный к перегреву мотор? В СССР такой ДВС даже не поставили бы на производственную линию. Страдает двигатель от некачественного обслуживания. Резинотехнические изделия и уплотнительные прокладки рассыхались, трескались. Естественно, начиналась течь моторного масла.

Вкупе с отсутствующей защитой двигателя на замасленные рёбра цилиндров оседает пыль — нарушается теплообмен. Конечно, при таких условиях случится перегрев.

— Напомню, воздух поступает через «жабры», а потом проходит через мотор, откуда выбрасывается вентилятором. Так вот, в ДВС предусмотрены жестяные рассекатели, которые распределяют воздух по всем рёбрам цилиндров. Советские водители часто эту деталь или забывали ставить на место, или выбрасывали, считая ненужной.

По моему опыту, температура у двигателя может расти сильнее при движении с постоянной скоростью, то бишь на трассе, чем в городском режиме.

— Многие задают вопрос, как я помещаюсь в «Запорожце». Мой рост — 190 см, вес — больше центнера. Находиться в салоне мне более чем комфортно! В «Горбатом» мало места — тоже из разряда мифов. По тем временам среди микролитражек он заметно выделялся, будучи крупнее Fiat 600.

Считается, будто ЗАЗ-965 скопирован с «Фиата», хотя на деле советские инженеры и конструкторы взяли несколько наиболее удачных решений. В частности, задняя подвеска здесь на А-образных рычагах, а передняя торсионная позаимствована у легендарного Volkswagen Beetle.

— В салоне места больше, чем у «Москвича-408», хотя номинальные габариты скромнее. Где действительно не хватает вместительности, так это в багажном отсеке. По фото нетрудно понять, что там помещается один чемодан, запаска и… всё!

— В задней подвеске пришлось заменить сайлент-блоки, которые от следующего «Запорожца». К слову, это одни из немногих деталей, взаимозаменяемых с элементами другой модели. Задние амортизаторы поменял на слегка переделанные жигулёвские, а спереди — оригинальные советские, без пружин. Они крепятся к торсионной балке.

Есть ещё один интересный факт: спереди более двадцати мест для шприцевания, чтобы советский человек хорошенько смазывал все важные узлы подвески.

— При реставрации подобных автомобилей крайне сложно находить… всё! К примеру, ободки для фар: оригинальные сделаны из алюминия, поэтому легко деформируются. Также сложные для поиска позиции: хромированные подфарники, поворотники, бампера, молдинги, резиновые изделия и многое другое.

Обратите внимание на бежевые пластиковые элементы — с возрастом в советской технике они рассыпаются, так как при их производстве использовался органические компонент. Поэтому чёрные детали приходится перекрашивать в бежевый.

— Меня удивляет, что люди даже моего возраста, заставшие ЗАЗ-965 на дорогах общего пользования, спрашивают: «А какая это модель „Москвича“?» Конечно, отчасти они и правы. Изначально автомобиль планировался как «Москвич-444», но из-за перегруженности производства наработки передали заводу «Коммунар» в Запорожье. Там уже за два года наладили линию.

— Какие впечатления приносит «Запорожец»?

— А что вы делаете, когда на него смотрите?

— Улыбаюсь, конечно.

— Вот и я тоже расплываюсь в довольной улыбке. Когда еду за рулём, окружающие машут руками, фотографируют. «Зазик» — это генератор хорошего настроения, он излучает положительные эмоции и притягивает хороших людей. Едешь, а вокруг все улыбаются!

— Мой ребёнок просто балдеет! Когда забираю его из школы и с тренировок, часто спрашивает, на «зазике» ли я. Если да, то сразу доволен, — рассказывает мужчина. — Правда, ремней безопасности не предусмотрено. Интересно, как будет решаться вопрос со штрафами, если камеры начнут фиксировать непристёгнутых.

— Предлагают перекупить?

— Если честно — почти каждый день. У меня нет в планах продавать, да и весь процесс восстановления очень тяжело оценить. Сколько вложил, всё равно никогда не вернёшь, — это аксиома. Очень хочу поблагодарить всех, кто помогал возвращать к жизни этого симпатягу: друга Фёдора, а также Дмитрия из Минска, который просто ходячая энциклопедия, не меньше! Остальных, наверное, перечислять не буду, а то вдруг забуду кого-нибудь и обижу человека — всех не счесть.

— На дальние расстояния на «Запорожце» пока не ездил — его уверенная скорость близка к 60 км/ч. Разгонялся и до восьмидесяти, но страшно! Проявляются люфты и высокий профиль 130-миллиметровых колёс, — улыбается Павел. — В конце августа буду участвовать в фестивале ретроавтомобилей Vintage Day. Удалось пройти отбор! Потому приглашаю всех, кто пожелает посмотреть на машину вживую.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля