«Вместо «музыкалки» меняла в гараже колодки»: как 20-летняя белоруска стала автомехаником
Ангелине 20 лет и она работает в дилерском центре Toyota автомехаником: делает развал-схождение. Как молодая девушка оказалась в мужской профессии и почему выбрала именно эту специализацию? Об этом и не только – в материале журналиста abw.by Андрея Ахрема.
«Оно само пришло»
– Ангелина, как случилось, что вы стали автомехаником?
– Автомобили привлекали с детства. Мне было интересно, почему крутятся колеса, как руль их поворачивает, что заставляет машину ехать и т.д. У меня маленькой даже имелась тетрадка со схематически зарисованным устройством коробки передач: стрелочками и квадратиками показывалось, какой вал куда вращается, где какие шестерни стоят. В общем, не девичьи у меня были интересы. Подаренные куклы сразу же отправлялись в ящик. Единственное, что я с ними делала – тренировалась заплетать колоски.
Как так получилось – я сказать не могу. Мне это никто не прививал – оно само пришло. В школьные годы я еще в музыкальную школу ходила, но регулярно ее прогуливала. Вместо занятий в «музыкалке» мы с друзьями в гараже меняли тормозные колодки в Жигулях. Мне тогда было лет 12. Правда, с тех пор я терпеть не могу барабанные тормоза – пружинами пару раз прилетало.
Совсем маленькой я хотела стать милиционером. Но позже стало понятно, что это не мое. В итоге в 13 или 14 лет пришла и заявила отцу, что хочу стать автомехаником. Папа такой: «Ок, я не против». Мама и вся женская часть семьи отнеслись со скепсисом – их это повергло в шок. Но когда поняли, что я стою на своем, смирились.
В итоге я поступила в автомеханический колледж, сдав экзамен на 10 единственной из группы. Целенаправленно поступала на платное, чтобы не отрабатывать распределение – попасть на завод не хотелось.
В группе была еще одна девушка, но по разным причинам она отчислилась после первого курса. Да, мальчики, часть из которых, прямо скажем, пришли в колледж не для того, чтобы учиться, пытались зацепить, но я не обращала на них внимания.
– Как попали на работу к дилеру?
– Проходила практику в «Атлант-М» в дилерском центре Volkswagen, куда в принципе и хотела попасть, потому что у нас в семье машины VAG-группы и я их хорошо знаю. Руководитель отнесся ко мне нормально: спросил порядок работы цилиндров в четырехтактном двигателе и сколько колес в автомобиле. Уже потом я узнала, что многие студенты заваливались на вопросе про колеса.
– Надо пять ответить? Четыре плюс рулевое?
– Шесть: плюс запаска.
– А если машина без запаски? У меня была такая.
– Это не считается. Ответил пять – иди учи.
После окончания колледжа немного поработала в Geely на Боровой, откуда перешла в частную СТО в Заславле на должность мастера. Туда меня порекомендовал один из моих преподавателей. Но на мастера у юрлица, во-первых, возлагается огромная ответственность, во-вторых, ему приходится много общаться с клиентами – от этого сильно устаешь. Да и в Заславль ежедневно ездить из Минска – сомнительное удовольствие. Поэтому спустя год решила вернуться на работу механиком.
Обратилась к моему бывшему начальнику из Geely с вопросом возьмет ли обратно – взял, но уже в центр на Независимости, который делит ремзону с Toyota. Начала работать с механиком, с которым раньше пересекались на Боровой. Однажды я вызывалась сделать развал и меня заметили технический лидер и мастер-приемщик из Toyota. Мне дали проявить себя, понаблюдали неделю и доверили выполнять развал-схождение постоянно.
– Как приняли в коллективе?
– Мастер смены изначально не был в восторге от моего появления. Пока не увидел, как я работаю. Когда увидел – все вопросы отпали. Теперь он доволен моей работой. Со стороны остальных коллег никаких приколов и негатива нет.
Пять рекомендаций читателям от Ангелины:
1. Проверку развала в идеале нужно делать каждые полгода.
2. После шиномонтажа рекомендуется проверять углы установки колес, т.к. из-за смены резины и протектора изменяется пятно контакта с дорогой, в результате чего может потребоваться регулировка. А может и не потребоваться.
3. Развальные болты по-хорошему в зависимости от их состояния надо или вынимать и смазывать на каждом ТО, или менять, чтобы потом не пришлось пилить их вместе с сайлентблоками. И хорошо, если есть сайлентблоки отдельно и их можно перепрессовать, нередко встречаются авто, где нужно менять рычаг в сборе, например, Land Cruiser 200, Prado и т.д.
4. Будьте готовы к тому, что после капитального ремонта подвески вам потребуется несколько раз съездить на развал, т.к. по мере «прирабатывания» и «усаживания» подвески углы установки колес будут «убегать».
5. На мощных электромобилях вроде Tesla или Zeekr, если ездить на них с постоянными резкими ускорениями, быстро «сворачивает» рычаги подвески.
– А как реагируют парни, когда узнают, кем вы работаете?
– Кто-то нормально, кто-то с удивлением: как это, почему? Приходится рассказывать про любовь к автомобилям. Одному своему поклоннику даже подвеску ремонтировала. Это же удобно: могу и борщ сварить, и подвеску привести в порядок.
– Каково девушке в этой профессии? Ведь на развал не всегда приезжают свежие автомобили – поди открути приржавевшие наглухо болты. В тренажерный зал ходите?
– Раньше ходила, сейчас во дворе занимаюсь. Решила, что нагрузок мне и на работе хватает. С откручиванием проблем нет – на помощь всегда приходит индуктор – мой любимый инструмент. Главное потом дождаться, пока болт остынет, а не закручивать горячий.
– Сменить специализацию с развала, например, на диагностику мысли не было?
– Я делаю не только развал, но и ТО, недавно проверяла эндоскопом цилиндры. Что знаю и в чем понимаю – то делаю. Сейчас при поддержке техлидера изучаю процесс диагностики автомобилей Toyota. В них есть свои нюансы, как и в других марках, я пришла сюда недавно, поэтому пока изучаю тонкости. Хотя в части развала Toyota, пожалуй, самые простые.
– Многим быстро надоедает каждый день заниматься одним и тем же. Где мотивация в этой работе? Какие перспективы дальнейшего роста?
– Мотивация у всех одна – это деньги. Далее влияет интерес. Меня заряжают сам процесс и любовь к автомобилям. Могу сказать прямо: начальником я быть не хочу. Должность мастера цеха мне подойдет – нужно взаимодействовать с машинами, иначе начну выгорать. Одно время были мысли в сторону работы мастером-приемщиком, но как уже говорила, общаться с клиентами мне не хочется. Если думать о своем сервисе, то может быть когда-нибудь я приду к своему тюнинг-ателье.