Согласно данным Белорусской автомобильной ассоциации, общие продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в июле этого года составили 4763 единицы, что является рекордным показателем за последние три года. При этом продажи июля 2024 года превысили продажи июля 2023 года более чем в 2,5 раза. Специалисты также отметили почти десятикратный рост продаж электромобилей: за семь месяцев — 1261 электрокар. С нетерпением автовладельцы ждут, когда на рынок выйдет белорусский электромобиль. Как заявили разработчики, ждать осталось недолго, рассказывает «Рэспублiка«.
Занять свою нишу
Различное цветовое решение, футуристический дизайн и запас хода более тысячи километров. Сегодня мировую моду на рынке электромобилей диктует Китай. По данным Государственного управления таможни КНР, в 2023 году местный автопром экспортировал 1,54 млн электромобилей, заработав 34 млрд долларов. По разным оценкам, объем китайского рынка электромобилей оценивается в 305,57 млрд долларов США в 2024 году и достигнет 674,27 млрд долларов США к 2029 году. Все это говорит о том, что именно за этим видом транспорта будущее. Тенденции очевидны, поэтому и в Беларуси было принято решение создать свой собственный электромобиль. Первый образец Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси собрал еще в 2017 году. Но по разным причинам он был признан не самым удачным. С тех пор учеными и производителями велась активная работа по сборке машины, которая бы удовлетворяла потребителя в цене и качестве. Для базы выбран самый популярный автомобиль у белорусов — кроссовер BelGee X50.
— Причем выбор неслучаен, — отмечает заместитель генерального директора Объединенного института машиностроения по высокоавтоматизированному электротранспорту Александр Белевич. — В первую очередь, потому что у «БЕЛДЖИ» выкуплена лицензия на эту машину, и они имеют право вносить в нее конструктивные изменения, в том числе устанавливать электродвигатель. Кроме того, кроссовер как класс — наиболее популярная модель. У нее завышенный клиренс, что позволяет его несколько «украсть» за счет батареи. Потому что кузов машины с бензиновым двигателем не приспособлен под установку батареи. И мы его дорабатываем. Соответственно, клиренс незначительно уменьшается.
Времени на раскачку у ученых и производителей не было. Глава государства обозначил четкий дедлайн — за год не просто разработать отечественный электрокар, но и запустить его в серию.
— На сегодняшний день разработана конструкторская документация на все ключевые узлы и силовые установки. И она передана на предприятия для изготовления. К сентябрю планируется получить первые образцы для тестирования.
Если первый образец мы делали у себя в институте, то задача опытно-промышленной партии — фактически сделать все компоненты на серийных заводах-производителях и осуществить конечную сборку на «БЕЛДЖИ», как предприятии-производителе, чтобы отработать все производственные технологии. Так что уже фактически пошла работа по практической реализации проекта, — сообщил заместитель гендиректора института.
Локализация решает
Рабочее название белорусского электромобиля — BelGee eX50. На первом этапе изготовят пять абсолютно идентичных образцов для отработки серии. Это своего рода опытно-промышленная партия, которая будет проходить все испытания в следующем году. В этом же запланированы первичные тесты.
— Конечно, в мировых масштабах это капля в море. Обычно опытная партия изготавливается в объемах нескольких десятков или сотен штук. Тем не менее мы считаем, что этого будет достаточно для того, чтобы изготовители смогли оценить свои затраты. Ведь одним из проблемных вопросов является конечная стоимость продукта. Поэтому вся документация должна пройти через заводы, чтобы они понимали, сколько это стоит на этапе опытных образцов и сколько это потом может стоить в серии, — уточнил Александр Белевич.
Белорусского в электрокаре будет достаточно много. По оценкам специалистов, более 60 процентов.