За более чем 60 лет работы в кино Джеки Чан, по его собственным словам, сломал абсолютно каждую косточку в своем теле. Зато прыжок на воздушный шар из «Доспехов бога» и спуск по огромной шторе с четвертого этажа торгового центра в «Часе пик» отпечатались в тысячах мозгов детей нулевых навечно. В том числе в моих. Наверное, в том и суть работы каскадера: ты профессионально рискуешь жизнью и здоровьем ради создания киношной красоты, которую потом и запомнят миллионы. А, ну и да, ради кайфа тоже. Ведь еще это и капец как весело.
Onliner подружился с топовой белорусской командой каскадеров, побывал с ними на съемочной площадке сериала и даже попробовали некоторые трюки на себе. Вот что у нас получилось.
«Разбил Jaguar и подрался, а мне за это еще и заплатили». Чем живут белорусские каскадеры
Мы находимся в одном из тренировочных залов команды Daredevil Stunt Team. Если где-то у нас в стране снимается экшен, то с большой вероятностью это именно эти ребята. Постановщик трюков и лидер команды DST — Саша Ситник. Саша дерется, горит и падает с сумасшедших высот в кино уже почти 15 лет, а собственную команду собрал в 2019. А еще у него в Instagram есть видео, где он обнимается с медведем. Это так, для понимания, что перед вами за человечек.
— Мой учитель — Сергей Васильевич Каторженко, всемирно известный каскадер. Человек прыгал с 72 метров без страховки и попал за это в Книгу рекордов Гиннесса. Я теперь тоже стараюсь не отставать. Ну, вот мой автотрюк в этом году признали лучшим на фестивале гильдии каскадеров «Альтер эго» — это новый, самый престижный фестиваль каскадеров СНГ. Вроде тоже неплохо: нас уже знают и признают. В следующем году поедем еще раз — надеемся, привезем еще больше наград.
Внедорожник с Сашей внутри пролетел 21 метр, развернулся на 180 градусов и смялся, как листок школьного дневника с двойкой. Зато Саша цел и теперь с наградой. Причем это еще не самый эпичный автотрюк Ситника за прошлый год. Когда он вспоминает, как разбил в кадре настоящий Jaguar, у него аж глаза сияют, как у ребенка.
— Трюк на Jaguar вышел даже круче, чем тот, за который в итоге наградили. Я тебе даже больше скажу: это была моя личная машина. Просто я был еще и продюсером на этом проекте и решил ее разбить для дела. Пять лет назад я бы сам себе морду за такое набил, наверное. Но сейчас я счастлив, что могу любимым делом хорошо зарабатывать.
@batinpartyfunТрюк белорусской команды каскадеров DST на съёмках фильма «Странный дом». Александр Ситник разбивает свой Ягуар♬ оригинальный звук — Батин Патефон
Все автомобильные трюки исполняются командой без всяких там радиоуправлений, а трушно, с живым человеком внутри, как в последних «Форсажах». Предвосхищая ваше скептическое «Ну да, еще чуть-чуть — и „Оскар“»: недавно ребятам приходило предложение поработать и из Голливуда.
— Звали на съемки в Южную Каролину, но пока все уперлось в визу. Как вышли на нас? А у нас довольно богатое портфолио: видео лучших трюков можно найти в Instagram, они часто становятся вирусными, попадают в тематические паблики-миллионники. После этого как раз часто и приходят предложения из-за границы.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Пока мы разговариваем с Сашей, остальные ребята укладывают маты и готовят для меня что-то прикольное. Мы договорились, что мне сегодня тоже дадут почувствовать себя каскадером. Надеюсь, будет что-нибудь несложное, после чего я останусь целым. Я смотрел видео ребят: они-то вообще звери. Там все — от постановочных драк до трюков на автомобилях, поджогов себя, прыжков из окон зданий и прочих штук, про которые маме лучше не рассказывать. Кажется, что любой из участников команды может сделать все вышеперечисленное и вообще биоробот с отключенным чувством страха.
— В нашей профессии нужно быть универсальным. Чем больше всего умеешь, тем больше зарабатываешь. Поэтому ребята действительно могут делать трюки из разных направлений. А насчет страха — нифига. Боятся все и на каждых съемках. Более того, это не нормально, когда ты не боишься — говорит Саша.
Все в команде бывшие спортсмены. Чаще всего в каскадеры приходят либо из боевых искусств, либо из спортивной гимнастики. В DST также есть ребята из паркура и даже один альпинист. Его зовут Вася, и в команде он главный по веревкам (на трюковом сленге это называется риггер). У всех каскадерство — главное дело жизни. Но у некоторых есть и основные работы: кто-то тренер, а кто-то, как, например, Вика, маркетолог в строительной компании.
— Мои коллеги знают, что я каскадерю, но им все равно. Если честно, мне там не очень уютно, — рассказывает девушка. — После работы на съемочной площадке многие другие вещи становятся скучными. Делать трюки с ребятами — это гораздо более яркая часть моей жизни.
В команде Вика, кстати говоря, не единственная девушка. Ребята не делают каких-то различий: в профессии нужны и девушки и парни, и все занимаются наравне. Что логично, ведь девушек-актеров тоже нужно дублировать в экшен-сценах.
Буквально через день у ребят будет очередная съемка сразу нескольких сложных экшен-сцен для российского сериала. Саша достает бумажку с чертежом и рассказывает, как к ним готовились.
— В этом зале мы в основном ставим драки. Я заранее съездил на локацию, измерил все детали интерьера в помещении, а потом мы воссоздали его с помощью коробок. Потом тут, в зале, создается хореография боя. Все долго репетируется и оттачивается, чтобы на площадке не тупить. Затем все еще несколько раз прогоняется уже на площадке — все для того, чтобы, когда включится камера, отработать быстро и без травм.
На сегодня репетиция у ребят уже окончена. А вот мои приключения только начинаются.
Как я поджег себя и рисковал выбить зубы. Пробуем каскадерство на себе
Эта прикольная черная штука, с которой ребята возятся на полу, называется пневмодоской. Вещь уникальная, используется только каскадерами. Принцип простой: жестко наступаешь пяткой на край платформы, воздух из баллона высвобождается, и ты улетаешь в космос. За долю секунды платформа раскрывается и придает телу ускорение, которое было бы невозможно получить «с места» в естественных условиях. Идеально, когда, к примеру, каскадеру нужно «отлететь», сымитировав взрывную волну. Сейчас мы и будем ее пробовать.
— Главное, жестко держи ногу. Если согнешь в колене, ничего не получится. И чуть вперед подайся, когда сработает.
Первый раз вышло коряво. Второй — еще хуже, плюс я зарядил себе коленкой в глаз при приземлении. Третий — аллилуйя! Даже получился какой-никакой кувырок. До Дольфа Лундгрена мне еще пару парсеков босиком по битому стеклу, но какая же это все-таки веселая штука! В один из последних прыжков представил, что я эпично вылетаю из окна взрывающегося дома. Видимо, мысль о том, что я прям-таки Брюс Уиллис, отвлекла меня от задачи сгруппироваться при приземлении. Я плюхнулся плашмя и вошел лицом в пол.
— Не бойся, у нас тут маты!
Да, кстати не больно совсем. Да и ребята со всех сторон страхуют. Но на съемочной площадке-то матов нет. Если бы все происходило на голом асфальте, то это точно было бы «прощайте, передние зубы». Поэтому ребята так досконально и репетируют каждую деталь.
— Суть работы каскадера как раз в том, чтобы сделать все безопасно. Именно этим мы отличаемся от отбитых блогеров, которые творят абсолютную дичь ради просмотров, забив на технику безопасности. Поэтому на съемочной площадке я очень не люблю, когда нас подгоняют. Когда кто-то кричит про тайминг, я напоминаю, что на кону, вообще-то, здоровье человека.
Хотя иногда травм все равно не избежать. Причем чаще всего они происходят на тренировках, когда ты расслаблен и не чувствуешь опасности. Сам Саша ломал ключицу и таз в первый год работы. Ему говорили, что это судьба и надо бросать, но он о таком даже не думал. Тринадцать долгих лет после возвращения прошли без повреждений, и вот буквально недавно ему на ногу на тренировке упала лошадь — перелом и операция. Тем не менее, думаю, у каждого есть знакомые, которые за 15 лет и при менее рискованной работе получали больше травм.
Так, ладно, а теперь меня подожгут, и я сгорю на работе. Не фигурально: всем же интересно, что чувствует каскадер, когда его поджигают, обмазав тем самым киношным гелем для горения. Пожалуй, это был самый популярный запрос от коллег и друзей касательно этого текста.
— Только всего тебя не будем: гель слишком дорогой. Мы его у коллег из Мальты специально приобретаем.
Договорились на руку. Саша толстым слоем мажет сам гель, а поверх него выдавливает немного горючей жидкости.
— Так, готов? Поджигаю!
Это одно из самых странных чувств в жизни. Ты видишь, что твоя рука горит, но не чувствуешь вообще ничего — ладонь будто завернута в холодный мокрый бинт. И вы только оцените, как пафосно смотрится это на фоне красного американского пикапа! Только чует сердечко, что придется еще доказывать друзьям, что это не нейронка.
— Ого! Пацаны, а че вы снимаете такое? — раздался голос какого-то мужика с пятого этажа соседнего дома. Он изумленно курил и смотрел на нас не отрываясь.
Когда дубль закончен, объятого огнем актера можно за секунду потушить специальными одеялами или огнетушителем. Хотя лично у меня на руке пламя спокойно затухло и без вмешательств. На этом мой каскадерский пробник — все: выкидывать меня из окна третьего этажа и стрелять в грудь из дробовика мне сразу никто не будет. Всему этому нужно учиться чуть дольше чем один день. Но зато скоро я смогу лично посмотреть, как это будут делать профи.
В него стреляли из дробовика и выкинули из окна, а потом он пошел домой. Как мы побывали на съемках настоящего боевика
Вы когда-нибудь были на съемочной площадке экшен-фильма? Интересная атмосферка. Кто-то ходит весь в крови, кто-то перезаряжает пулемет, а кто-то несет баллон с пропаном, параллельно прикуривая сигарету. Ясен перец, все бутафорское, иначе участники съемочной группы вряд ли бы так спокойно «тапали» своих хомяков, ожидая нового дубля. Актеры повторяют текст, сидя на именных стульях и почесывая бороды ненастоящими пистолетами. В это время Саша и его команда уже вовсю трюкачат площадке.
— Вообще, сегодня нам экшена напихали даже слишком много — если по-хорошему, это на две смены. Но продюсеры сказали, что нужно уложиться в одну. Хрен мы отсюда уедем до позднего вечера, но ладно, погнали.
Сюжет — типично «энтэвэшный»: бандиты и герой, перестрелка на заброшке, бандитов больше, но герой слишком крутой, хорошие выжили — плохие подохли. Ваш отец будет в восторге, не сомневайтесь. Снимает, кстати, белорус — очень сдержанный и интеллигентный. У самого Ситника сегодня постановочная «драчка» (как называют ее на площадке) с главным героем и еще одним дублером. Саша играет бандита. Кто победит, ясно как будто заранее, но самураю важен путь, а не цель. То, что Саша придумывал и ставил в картонных коридорах, прямо сейчас переносится в настоящие. Раздаются звуки, похожие на те, что пишут в облачках в комиксах:
— Ха! Дыщь! Перехватил автомат — выкинул рожок. Шух! Йа-а-а!
Похоже на детскую игру в войнушку на стройке, которая сильно эволюционировала и выросла в цене. И выглядит это офигительно — хочется попробовать самому. Все эти странные выкрики, кстати, не просто ребячество, а «каскадерская азбука».
— Мне нужно так кричать, чтобы все актеры сцены слышали меня и понимали, что происходит и что с какой стороны в них сейчас прилетит, — объясняет парень.
Сцена с Сашей и еще одним дублером из команды была отснята за два-три дубля. Режиссер сказал, что все отлично (только на матерном), и вся съемочная команда переместилась на другую локацию.
А это Саша Жуков — еще один участник команды каскадеров. Сегодня «Жука» будут кидать в бассейн с мертвыми козами (не бутафорскими), вешать головой вниз с третьего этажа, «стрелять» из дробовика, а потом он пойдет домой. Обычный такой понедельник. Несколькими часами позже Жук влетит в окно (хех), повиснув на пожарном шланге, который по сюжету чисто случайно обмотал его ногу. Звучит как эпичная, но не очень правдоподобная история спасения.
— А в этом проекте главному герою нельзя убивать персонажей, он слишком положительный. Их ранят, они чудом спасаются, убегают в страхе, но чтобы прям выстрел, падение и труп — такого в кадре нет. С одной стороны, это создает сложности для тех, кто снимает, с другой — теперь нужно придумывать более изощренные трюки, где никто не погибает, но смотрится картинка все равно живо. И это уже наша работа.
Для человека, который только недавно висел вниз головой, будучи облитым водой, Жук удивительно складно разговаривает. Чуть позже он же покажет мне, что такое хороший постановочный каскадерский удар. Буднично выкинув выкуренный стик, парень без замаха резко пропишет мне в «солнышко», остановив кулак только в последний момент. Раздался лишь тихий звук «тюк»: это моя майка с принтом легонько приклеилась к животу. Я выдохнул, Жук улыбнулся.
— Вот видишь. Так что нет, в драках мы точно друг друга не травмируем. Мы умеем делать правдоподобно, но безопасно.
А это Слава. Сейчас он репетирует самый сложный трюк вечера: ему предстоит удариться в бетонную стену и скатиться вниз по упавшей бетонной плите со второго этажа на первый. Звучит как что-то, после чего я не встал бы в принципе. А Слава повторит это действие три-четыре раза за вечер: сначала на маты, а потом без них, уже на камеру.
— Страшно, конечно… Но тут главное не передумать в процессе. Обычно люди так и травмируются, когда засомневались прямо в процессе трюка,— поясняет парень и идет наверх, чтобы прыгать снова.
Процессом руководит сам Саша Ситник. Его стиль управления — «доброе зло»: вроде тут подстебет, тут чуток прикрикнет, но необидно, с пользой для дела и справедливо.
— Отбивай все острые углы трещины молотком, вот так. Он нам еще целым нужен, е-мое. Чей песталь? Ну так забирай! Я за сегодня похудел килограммов на пять уже…
Парень носится по локации, раздавая команды, будто только что вылез из-под капельницы с кофе. Но это не суета, и видно: это тот уровень движа, который, наоборот, заряжает уставшую группу в конце смены. Как-то неудобно устало кивать носом, когда рядом бегает тасманский дьявол. Дублер Киану Ривза каскадер Чад Стахелски в итоге стал режиссером и снял культового «Джона Уика». Что-то подсказывает, что Ситник хочет пойти по тому же пути.
— Ну конечно да! Любой работающий в кино человек — каскадер, реквизитор, осветитель — все по факту хотят снимать свое кино. И я не исключение. Хочу снять достойный экшен. Но нужны бюджеты — как минимум миллион долларов. В Индонезии с таким бюджетом команда каскадеров поставила и сняла «Рейд». Что ты знал до него про индонезийское кино? Вот и я ничего. А сейчас критики по всему миру считают его одним из лучших боевиков последних лет. И я верю, что и мы можем не хуже.
Падение Славы в итоге становится кульминацией вечера. Точнее, их было два: на втором настоял Ситник, и оно вышло еще более эпичным. Парень встает с пола и отряхивает бетонную крошку — раздаются аплодисменты от всей съемочной группы. Все идут его поздравлять. А команда каскадеров в первую очередь показывает Славе снятое с телефона видео его падения.
— Теперь главное, чтобы на монтаже не запоролось. А то знаешь как бывает: у продюсеров нет денег, чтобы на постпродакшене убрать всякие веревки и штативы, и классный трюк режут так, что его не узнать. Смотришь и думаешь: «Зачем вы так со мной? Мы же все круто отсняли, жизнью рисковали!» Я в таких случаях прошу убрать упоминания меня и команды из титров. Но здесь команда хорошая, такого не будет. Мы еще с этим трюком на фестиваль поедем, может. Если Слава будет себя хорошо вести, — резюмирует Саша.
Смена близится к концу. В одной из комнат имитируют взрыв пропанового баллона с помощью огнеметов — последняя сцена на день. Звучит восхитительно, но за 12 часов на площадке восторгаться ею уже нет сил — делаем фото, а потом уже дома вспоминаем и удивляемся. Страшно представить, как же устали артисты, операторы, костюмеры и уж тем более каскадеры, по полной оттарабанившие свой день экшена. Если вы думаете, что работа в кино — это развлекуха для белоручек и вообще не работа, то вам нужно увидеть хотя бы одну смену вживую.
— Люди делятся на два типа: на тех, кто отработал один съемочный день и в ужасе сбежал, поняв, что это такое, и тех, кто влюбляется в это по уши и, несмотря ни на какие сложности и дикости, покидать площадку теперь не хочет. Вот мы из второй категории, мы больные на голову. Это не первая и не последняя 12-часовая смена. Сегодня мы будем, не двигаясь и не моргая, стоять под душем без сил, как Уилл Смит в фильме «Я робот».
— Но в итоге оно того стоит, — подытоживает Ситник, благодарит команду и все наконец-то собираются домой. Есть, стоять под душем, как Уилл Смит, но чувствовать, что день прожит не зря.
Смотрите также: наш документальный фильм о Саше Ситнике и его команде: