Свой путь к созданию бизнеса на организации квизов гомельчанин Дмитрий Будник называет «тернистым». Попробовал себя в строительном деле, проводил клубные игры «Мафия» и даже открыл антикафе. Но только с созданием квиза «Смузи» почувствовал настоящую любовь к делу, которым занимается.
О том, как устроен викторинный бизнес, Дмитрий рассказал Myfin.by
От строительства – к квизам
Свои первые деньги Дмитрий заработал ещё будучи студентом. В 2001 году гомельчанин поехал укладывать плитку на московских стройках, чтобы накопить на компьютер для учёбы. Дальше – больше.
В 2003 году Дмитрий решил бросить учёбу в университете и «шабашил» в Москве уже как руководитель бригад. А затем ремонт стал полноценным бизнесом: парень открыл свою фирму и стал брать более крупные заказы. Деятельность приносила неплохой доход, на пике у фирмы было одновременно 15 объектов.
Но однажды Дмитрий бросил ремонтные работы из-за накопившейся за 12 лет усталости и подорванного здоровья. Переключился на трендовый тогда формат – антикафе. Первый тайм-клуб под названием «Бергамот» он открыл в Киеве, и этот опыт был достаточно успешным. Затем антикафе открылось и в Гомеле, но уже неудачно: более года вместо прибыли копились долги.
Кроме того, Дмитрий пробовал заниматься организацией игры «Мафия», создал свой клуб под названием Domus.
С квизами Дмитрий Будник впервые познакомился в Гомеле в 2014 году, как раз когда развивал антикафе.
– Товарищ предложил поучаствовать в квизе. Так как я люблю настольные игры и викторины, с интересом пошёл. Но мне как игроку тогда это показалось слишком тяжёлым мероприятием. Под конец у меня реально уже болела голова от сложных вопросов. Эта игра была для меня не столько развлечением, сколько соревнованием для интеллектуалов.
Стартовый капитал – 400 тыс. рос. руб.
У Дмитрия сразу возникло понимание, что организация квизов – это потенциально хороший бизнес. Некоторые игры в Беларуси собирали аншлаги. К идее развивать это направление на коммерческой основе гомельчанин вернулся через четыре года. Постепенно в сознании поселилась уверенность, что эту деятельность можно и нужно сделать бизнесом.
Благодаря некоторым накоплениям и продаже клуба игры в «Мафию» у Дмитрия на старте было 400 тыс. рос. руб. На эти деньги он и начал развивать квиз «Смузи» в Москве.
На первом этапе нужно было создать логотип, фирменный стиль, контент-план. Подготовить первые бланки и вопросы. Но больше всего денег ушло на рекламу: на продвижение на различных каналах было выделено более 200 тыс. рос. руб.
«Расходы можно было сократить вдвое»
– Я был в минусе ещё до открытия. Из-за огромного волнения постоянно перестраховывался. У меня была большая команда: человек 10, в том числе 4 помощницы, отдельный человек за компьютером, зачем-то два фотографа. Я многого не понимал. Например, какой будет процент явки? В итоге много денег тратилось впустую. Если бы я сейчас с учётом первоначального опыта заново открывался, половину денег бы сэкономил, – рассказал бизнесмен.
Первую игру «Смузи» Дмитрий с командой провёл в Москве 18 мая 2018 года. Тогда из 59 зарегистрированных человек пришло 50. Была хорошая явка и на двух других квизах. Но число участников оставляло желать лучшего.
– Я видел, сколько в Москве собирают другие квизы, и расстраивался. Тогда я не понимал: нужно время.
И сейчас, когда мы открываемся в новых городах, я совершенно не паникую, если первые несколько месяцев у нас слабая посещаемость. Это абсолютно нормально, – вспоминает бизнесмен.
Формат квиза – путь к выживанию
В «Смузи» участвуют команды с количеством от 1 до 12 игроков в каждой. Они в баре или ресторане и отвечают на вопросы, которые появляются на экране. Игра состоит из 8 туров – чаще всего 75 или 105 вопросов. Ответы участники фиксируют в бланке. После их проверки организаторы игры начисляют баллы и формируют итоговую таблицу. Три команды с максимальной суммой баллов становятся победителями игры.
Для первых игр «Смузи» был выбран классический для квиза формат с общими темами. Но игроков приходило немного. И для увеличения их количества Дмитрий вместе с маркетологом решили делать игры для любителей узких тем. Сначала игры были посвящены таким темам, как «Гарри Поттер» и «Властелин колец».
– Сами того не понимая, мы открыли новое направление в квизах. Как ни странно, викторины с узкими тематиками массово никто раньше не делал. Мы запустили рекламу и не могли поверить: если обычно мы тратили более 500 рублей на привлечение одного нового игрока, то на тематические хватало всего 20 рублей! Это было очень дёшево. И у нас был просто шквал желающих.
На первую игру по «Гарри Поттеру» было так много участников, что её разбили на две – дневную и вечернюю. В итоге за день сыграло 88 команд (435 человек). Организаторы начали пробовать другие темы, у которых есть какая-то значимая фан-база: Marvel, «Ведьмак», сериалы «Сверхъестественное», «Клиника», «Друзья», «Теория Большого взрыва» и многие другие.
Однако, как говорит Дмитрий, большой ошибкой «Смузи» было делать только тематику, почти не занимаясь общими направлениями и музыкальными играми.
– В чём минус тематики? Есть очень увлечённые люди, а есть любители. И когда на «Гарри Поттер» приходят и те, и другие, то одним слишком легко, а другим слишком сложно.
И в результате первое место занимает команда, которая не делает ни единой ошибки, а в конце таблицы команды, которые взяли от силы треть вопросов за всю игру. Большинству команд было очень сложно. Многие уходили расстроенные и не возвращались. Я отлично осознавал, что так дело не пойдёт, – поделился бизнесмен.
«Хорошо работают все форматы в совокупности»
Ради удержания постоянных команд следующие тематические квизы приходилось делать ещё сложнее. Дмитрий понимал, что надо срочно создавать что-то попроще – ну не будут люди ходить на сложные квизы. Так в расписании появились «Советские фильмы», «Угадай мелодию», «Караоке-квиз» и множество игр с пометкой «Лайт».
– В этом, я считаю, главная причина роста популярности «Смузи» в новых городах, где мы открываемся. У нас очень много простых игр. Когда мы заходим в какой-нибудь город и даём рекламу, к нам приходят совершенно разные по опыту игроки, а многие вообще впервые. Игры не отпугивают их, а, наоборот, вызывают желание вернуться. При этом у нас есть игры и для более опытных участников, но мы ставим их в расписание, когда уже есть некий пул сильных команд, которые хотят игры посложнее.
На сегодня в активе «Смузи» почти 2 000 различных квизов – классических, тематических, музыкальных, узкопрофильных, простых и сложных.
Масштабирование бизнеса
Через полгода после старта Дмитрий открыл свой первый филиал в родном Гомеле. Затем почти одновременно в Минске и Санкт-Петербурге.
По состоянию на сентябрь 2024 года в «Смузи» играет 28 городов из Беларуси, России, Узбекистана и Казахстана. Из них 11 – это франшиза, остальные – филиалы. В Беларуси «Смузи» есть во всех областных центрах и в отдельных районных городах.
Самым активным в масштабировании бизнеса выдался 2023 год. С февраля по октябрь квиз «Смузи» открылся в 12 городах. На эти цели было потрачено 8 млн рос. руб. Стоимость раскрутки оказалась очень разной. Больше всего пришлось вложиться в Астане и Ташкенте – на каждый город ушло больше миллиона. Стоимость открытия в городах Беларуси гораздо скромнее – в пределах 300 тыс. рос. руб.
– Я точно знаю, что многие квизы открываются практически без вложений в расчёте на сарафанное радио. На мой взгляд, это не очень эффективно. Без серьёзных инвестиций в рекламу у нас не получилось бы раскрутиться так быстро.
Музыкальные квизы – самые популярные
Популярность тех или иных тематик отличается в зависимости от локаций. Но если взять в среднем по всем городам, то музыкальные квизы наиболее популярные. Сегодня это тема №1, во всяком случае в России и Беларуси.
Кроме того, белорусы любят игры «Обо всём». Ещё в нашей стране хорошо заходит «Телеквиз» – это тоже формат «Обо всём», но в виде различных телепередач.
В силу разнообразия тематик выделить среднестатистический портрет участников сложно. На квизы по аниме приходят представители молодой генерации, на советские фильмы, естественно, люди постарше.
Плюсы и минусы
– Плюс широкой сети – слабые по доходам города перекрываются более сильными. Например, у нас есть Барановичи и Полоцк/Новополоцк. Там мы работаем иногда даже в минус, но я их не закрываю, потому что иногда квизы в городах начинают очень хорошо работать на второй-третий год после открытия. Кто знает, может, там будет однажды по сто человек приходить? Тем более в совокупности за год эти города всё равно выходят в плюс, – размышляет Дмитрий. – В Москве, например, только на пятый год работы пошёл сильный рост посещаемости, и сейчас в среднем за месяц собирается по 4 тысячи участников.
Стоимость участия в квизе «Смузи» может быть разная даже в масштабах Беларуси. Всё зависит от среднегородской цены у конкурентов. В Гродно игра запускалась с ценой в 8 белорусских рублей за участника, в других городах на старте было 9-10 BYN. По рентабельности один из самых сильных белорусских городов – Витебск. Там все квизы в городе стоят 12-15 BYN, в том числе и квизы «Смузи».
– Есть свои плюсы и минусы развития квиза в Беларуси. Минус – это стоимость, она самая низкая из всех, где мы делаем игры. Из-за этого заработки не очень высокие.
При одинаковой посещаемости квиз в Беларуси приносит в два раза меньше дохода, чем квиз в Казахстане. Там у нас по меркам Беларуси просто космическая прибыль.
В Беларуси же, чтобы зарабатывать, нужны большие квизы и большая посещаемость. Одна площадка должна собирать в месяц тысячу человек. И это тоже проблема, потому что найти в Беларуси заведение, которое готово отдавать много дат и где можно было бы собирать ту самую тысячу игроков, – это на грани фантастики, – делится молодой человек.
В противовес этому Беларусь в сравнении с другими странами отличается высокой посещаемостью и возвращаемостью. Если бы не это, бизнес с квизами в Беларуси был бы совсем неинтересен. Дмитрий рассказывает, что для обеспечения высокой посещаемости ему пришлось самостоятельно оборудовать площадки для игр в Гомеле и Могилёве (он назвал эти площадки «СмузиЛофтами»).
Инвестиции в открытие своих площадок привели к тому, что уже более года «Смузи» в Беларуси в минусе. Однако Дмитрий верит, что эти вложения были не напрасными и рано или поздно не только окупятся, но и дадут хорошую прибыль.
В той же России нет проблем с площадками, не нужно ничего арендовать и легко найти новую. И стоимость участия намного выше, чем в Беларуси. В среднем – более 500 рублей. Но и возвращаемость тоже средняя.
А вот в Казахстане квизы «Смузи» выделяются высокой ценой. Участие в Астане и Караганде стоит 3 000 тенге, что сопоставимо с Москвой. Но вот люди возвращаются не так охотно.
«Почти вся прибыль идёт на развитие»
Бизнес на проведении квизов можно назвать доходным лишь условно. Сегодня почти всю прибыль Дмитрий Будник вкладывает в развитие.
«Я бы мог сказать, что зарабатываю больше миллиона российских рублей в месяц, но это будет неправда, ведь почти всё вкладывается обратно».
Сейчас по сравнению с начальным этапом утроились расходы на производство контента. Сравнительно недавно на автора и верстальщика выделялась сумма в 5 тысяч российских рублей за квиз. В месяц на создание 30 квизов уходило до 150 тысяч рублей. Сейчас же в команде работает в сумме 38 авторов, редакторов и верстальщиков. В общей сложности подготовка одного пакета нового квиза обходится в 9-12 тысяч. Да и само число новых игр выросло до 50-55 в месяц. Ежемесячные расходы на контент уже перевалили за 500 тысяч российских рублей и это не предел. Дмитрий считает, что до идеала ещё далеко и в его планах довести бюджет на производство контента для квизов до 1 млн российских рублей.
Работа с контентом настолько захватила внимание Дмитрия, что он намеренно в 2024 году притормозил масштабирование проекта. Поэтому новых локаций в географии квиза почти не появилось. Чтобы расширяться в дальнейшем, сначала необходимо нормализовать работу с контентом, поставить его на твёрдые рельсы.
В перспективе Дмитрий Будник хочет максимально увеличить своё присутствие в различных странах. В частности, бизнесмен собирается расширяться в Казахстане, Российской Федерации, небольших городах Беларуси и даже за пределами СНГ. К примеру, недавно купили франшизу в небольшом городке в Черногории. Судя по первым играм, там у проекта хорошее будущее.
– С тех пор, как я начал заниматься этим бизнесом, я обожаю квизы! Когда я стартовал, на 90% это было ради денег. А в итоге уже 6 лет занимаюсь квизами, и мне всё очень нравится. У меня много идей, как делать квизы ещё более разнообразными, и, чем больше я сам делаю квизы, тем больше их люблю. И тем больше сам хожу на них как игрок. Я невероятно счастлив, что нашёл нишу, в которой смог реализоваться и хочу пожелать всем предпринимателям найти ту деятельность, которая будет приносить им столько же радости, как мне мой квиз «Смузи», – подытожил в конце интервью Дмитрий Будник.