Нервная работа и вредные пассажиры? Разбираемся, почему в Беларуси не хватает водителей автобусов

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

Сфера перевозок пассажиров за последние годы претерпела множество положительных изменений. Если говорить об автомобильном транспорте, то в первую очередь обращает внимание борьба с «серым» рынком, переход перевозчиков на работу в правовом поле, в том числе, в регулярные перевозки. Создание и начало работы Реестра нерегулярных перевозчиков также сделает сферу еще более прозрачной и открытой.

Разбираемся
Иллюстративные фото

Но точку в этих преобразованиях ставить рано. Тем более, что нерешенной остается очень важная для всей сферы перевозок проблема – нехватка ключевых людей. А именно – водителей автобусов.

Можно ли быстро исправить ситуацию? Что для этого делается, а что только необходимо сделать? Ответы на эти вопросы МАП искал совместно с председателем Межрегиональной ассоциации перевозчиков Оксаной Мягковой.

Никуда не уедем

«Дефицит водителей автобусов отнюдь не надуманная проблема. Объявления о работе для тех, кто имеет категорию «D», на глаза попадаются постоянно. На одном из профильных сайтов с вакансиями сейчас доступны более 3 тыс. предложений для водителей автобусов», — говорит Оксана Мягкова.

Она подчеркивает, что приглашают на работу водителей не только в белорусские, но и в зарубежные компании. Это свидетельство того, что проблема носит глобальный характер.

«И если пустить ситуацию на самотек, то она станет еще хуже. Водителей смогут переманить те, кто предложит лучшие условия. А без человека даже самый современный автобус станет просто дорогой «недвижимостью», — считает Оксана Мягкова.

Дело в деньгах?

Безусловно, возможность заработать – один из основных стимулов для того, чтобы идти в профессию.

«И повышение зарплаты, на первый взгляд, самый простой и адекватный путь. Мы согласны с тем, что уровень доходов водителей должен расти. При этом необходимо, чтобы зарплата была белой. Чего скрывать, некоторое время назад типичной была практика выплаты части доходов водителю в «конвертах». Сейчас ситуация меняется.», — говорит Оксана Мягкова.

Она приводит важный пример. В том числе и по инициативе МАП в Беларуси планируется разработать единые для всех регионов критерии и требования по проведению конкурсов на право перевозок пассажиров. Так вот: среди ключевых условий, которые будут влиять на получение баллов, окажется и средняя зарплата водителей.

Разбираемся

Но при этом, уверена Оксана Мягкова, необходимо работать и над повышением репутации профессии водителя автобуса. «Когда-то про них даже фильмы снимали. Вспомните, например, в «Королеве бензоколонки» водитель автобуса в форме был похож на летчика. Сегодня чаще всего человека, сидящего за рулем маршрутки, воспринимают в другом ключе. Попросите пассажира нарисовать словесный портрет такого водителя, так скажут, что это хамоватый мужчина в спортивных штанах и с телефоном у уха. Хотя на самом деле хватает вежливых и воспитанных водителей, но стереотип сформировался много лет назад. Что делать, чтобы вернуть водителю автобуса или маршрутки положительный имидж? Не обязательно всех наряжать в костюмы-тройки с галстуками, но поработать над внешним видом должны не только сами водители, но их работодатели», — считает она.

А еще работа водителя автобуса отличается тем, что он постоянно взаимодействует с людьми. Это дополнительный фактор стресса: конфликтные ситуации происходят довольно часто. И этот фактор пока остается на периферии внимания работодателей. Факты, когда для водителей устраивали бы психологические тренинги, мастер-классы по тому, как справится со стрессом, как подготовиться к рейсу, как вести себя в той или иной ситуации, все еще редки. Хотя, к примеру, МАП совместно с творческим объединением «ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» разработали уникальное пособие «Культура пассажирских перевозок: гостеприимство, сервис, этикет водителей и пассажиров». В этой памятке в доступной и понятной форме изложены многие нюансы правильного взаимодействия водителей и пассажиров.

Но заинтересованными в повышении уровня корпоративной культуры должны быть, прежде всего, перевозчики.

Следить за дорогой, а не считать монеты

Зачастую водителей пассажирского транспорта превращают еще и в кассиров, и в диспетчеров. В междугородней маршрутке перед отправлением именно водитель порой обзванивает пассажиров и терпеливо им объясняет все нюансы поездки: время и место отправления и другое. Водитель же пригородного и городского транспорта едва ли не на каждой остановке должен принимать от пассажиров деньги, отсчитывать сдачу, пробивать билеты.

Разбираемся

«Конечно, это дополнительный фактор риска. Водитель постоянно отвлекается от своих непосредственных обязанностей. Ему бы за дорогой следить, а он пытается отсчитать сдачу с крупной купюры. Что делать? Активнее внедрять методы онлайн-оплаты проезда. Компромиссным вариантом видится и установка новых терминалов для оплаты картой. Это быстро и удобно. Важно, что есть запрос со стороны пассажиров. Поэтому мы сейчас работаем в этом направлении», — подчеркивает Оксана Мягкова.

Где взять опытных?

Еще одна болезненная тема связана со стажем водителей. Понятно, что за рулем автобуса с пассажирами должен находится опытный водитель. Это на сегодняшний день и требование законодательства. Например, междугородним автобусом может управлять водитель со стажем категории «D» от 2 лет и более. Но где взять этот опыт?

Раньше, например, молодые водители с категорией «D» набирали стаж на городских маршрутках. Два года поездил – перешел на другие направления. Именно городские линии были своеобразной кузницей кадров для водителей. Но с 21 января 2024 г. вступили в силу изменения в Правила перевозок пассажиров. Для всех видов маршруток обязательным требованием для водителя стало наличие подтвержденного стажа категории «D» не менее двух лет.

Возможно, такое решение должно было подхлестнуть водителей идти на большие городские автобусы (там по-прежнему стаж не обязателен), но эффекта это не дало. По данным МАП, государственные автопарки, как и частные перевозчики, сталкиваются с нехваткой кадров.

«Получается, что водители с маршруток, скорее всего, ушли в другие сферы. Например, в грузоперевозки», — резюмирует Оксана Мягкова.

Защитить водителя

Снова стоит вернуться к теме взаимоотношения водителя и пассажира. Последний уверен, что он, как клиент, всегда прав. Поэтому и отношения к водителю порой выстраиваются соответствующим образом, мол, давай выполняй все мои капризы. И порой пассажиры переходят все грани.

«Люди выпивают в салоне, буянят, задирают водителя. Конечно, можно остановиться, вызвать милицию, потерять несколько часов на «разборки» и сорвать рейс. Но завтра этот же пассажир снова сядет в автобус, и ситуация повторится. Мы выступаем за то, чтобы водитель и перевозчик были защищены от такого. Условно, если пассажир запятнал свою репутацию, лишать его на какое-то время возможности купить билет отправиться в поездку. Аналогичные нормы уже внедряют на воздушном транспорте», — говорит Оксана Мягкова.

Еще один важный нюанс – ответственность водителя за поведение пассажира. Большинство современных автобусов и маршруток оборудованы ремнями безопасности. Во время поездки все пассажиры должны быть пристегнуты.

«Водители перед отправлением проходят по салону и контролируют это. Но во время пути многие отстегивают ремень. А ведь в случае ЧП на дороге или даже простой проверки ГАИ ответственность за это будет нести водитель. Штрафы солидные. Особенно, если нарушение произошло не первый раз. Но как водитель может во время пути проконтролировать несколько десятков пассажиров?! Вопрос из разряда риторических. И вот эта возможность получить штраф за то, что кто-то в салоне не желает соблюдать ПДД, также становится одним из факторов того, что люди уходят из профессии», — подчеркивает Оксана Мягкова.

МАП, кстати, выступает за взвешенный подход к нарушителям ПДД. Если пассажир автобуса или маршрутки отстегнул ремень уже во время поездки, то стоит привлекать к ответственности именно его, а не водителя.

Убрать случайных людей

Дефицит кадров приводит к тому, что в профессию приходят «случайные» люди. Порой именно такие персонажи и создают негативный имидж водителя маршрутки. Ведь любое ЧП с участие пассажирского транспорта имеет большой резонанс.

К сожалению, не редки случаи, когда «по кругу» из одной фирмы в другую ходят недобросовестные водители, которые отличились не самыми красивыми поступками. Кто-то уходил в запой и срывал рейсы, кто-то постоянно устраивал странные ДТП, а бывали и те, кто пропадал с выручкой за несколько дней… Когда же профессия станет престижной, увеличиться конкуренция за право работать на хорошем маршруте или рейсе, то и такие ситуации, скорее всего станут невозможны.

Выход есть? 

«Сиюминутно решить проблему с нехваткой водителей вряд ли возможно. А вот вкладываться в будущее стоило бы начинать еще вчера. Привлекать в профессию кадры нужно не только возможностью заработать, но и комфортными условиями для труда, а еще престижностью такой работы. Новая современная техника, уважительное отношение к водителю со стороны нанимателей и пассажиров, создание имиджа важной и востребованной профессии – все это может стать стимулом для выбора именно этой сферы», — считает Оксана Мягкова.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля