Специалист пояснила, как в Беларуси устанавливается инвалидность детям

В странеЗдоровьеОбщество
Поделись с друзьями

О специфике установления категории «ребенок-инвалид» в Республике Беларусь 24health.by рассказала зав. кафедрой медицинской экспертизы и оценки качества оказания медицинской помощи БГМУ Виктория Голикова.

Специалист пояснила

Что значит «ребенок-инвалид»

Инвалидом считается ребенок в возрасте до 18 лет, имеющий стойкие нарушения в функционировании организма. Неправильная работа органов и систем может быть спровоцирована болезнями, в том числе травмами или ранениями, увечьями, врожденными дефектами. При взаимодействии с различными факторами все это не позволяет ребенку в полной мере участвовать в общественной жизни и быть наравне со сверстниками.

Чтобы получить категорию «ребенок-инвалид», необходимо пройти медико-социальную экспертизу (ее проводят медико-реабилитационные экспертные комиссии).

Помимо установления непосредственно категории «ребенок-инвалид», несовершеннолетним обозначают степень утраты здоровья (СУЗ), а также причину, дату наступления инвалидности и срок инвалидности.

Причины первичной инвалидности среди детского населения Республики Беларусь

На первое место среди причин первичной инвалидности среди детского населения вышли психические расстройства. За 2023 год (по сравнению с 2019 годом) этот показатель увеличился практически вдвое, опередив врожденные аномалии, которые очень долгое время лидировали среди показателей инвалидности среди несовершеннолетних.

Специалист пояснила

Причины детской инвалидности по данным 2023 года (по убыванию):

  • расстройства психики и поведения,
  • врожденные аномалии,
  • болезни нервной системы,
  • эндокринные патологии,
  • костно-мышечные заболевания,
  • новообразования.

Что является основанием для установления инвалидности

Для установления категории «ребенок-инвалид» необходимы следующие основания:

  • ограничение одной из базовых категорий жизнедеятельности;
  • наличие анатомического дефекта (перечень этих дефектов утвержден Минздравом РБ);

Также учитывается наличие синдрома взаимного отягощения (при взаимоотягощающей патологии), синдрома социальной компенсации и клинико-трудовой прогноз (с 14 лет).

Что такое базовые категории жизнедеятельности

Специалист пояснила

Для решения вопроса о наличии инвалидности у ребенка оценивается степень ограничения у него категорий жизнедеятельности. Перечень основных категорий жизнедеятельности, подлежащих оценке, утвержден Министерством здравоохранения Республики Беларусь. С сентября 2023 года, для установления инвалидности детям, из всех категорий были выделены базовые, играющие ключевую роль при установлении категории «ребенок-инвалид».

К базовым категориям жизнедеятельности относятся способности:

  • к самостоятельному передвижению,
  • к самообслуживанию,
  • к ориентации,
  • к общению,
  • а также способность контролировать свое поведение.

Наличие ограничения этих категорий (определенной степени тяжести) позволяет устанавливать инвалидность детям.

Но, кроме того, обязательно оцениваются такие важные для жизни ребенка факторы, как:

  • способность к обучению,
  • способность к трудовой деятельности,
  • способность к ведущей возрастной деятельности.

Проводя оценку степени тяжести ограничения категорий жизнедеятельности у детей, оценивается степень развития категорий жизнедеятельности в соответствии с возрастным периодом жизни и перспективой формирования законченного понятия «способность к самообслуживанию», «способность к общению» и т.д. с учетом физического, психического и социального статуса ребенка.

Оценка каждой категории жизнедеятельности проводится с учетом компенсации (восполнения или замещения утраченных функций, навыков или умений) с помощью лекарственных средств и технических средств социальной реабилитации (например, костыли, ходунки, кресло-коляска, глазные линзы, диктофон и др.).

Правильно оценить ограничение категорий жизнедеятельности могут только врачи-специалисты, прошедшие специальное обучение и владеющие знаниями об особенностях течения заболеваний детского возраста, владеющих навыками комплексной оценки состояния здоровья ребенка.

Что такое ведущая возрастная деятельность

Специалист пояснила

Ведущая возрастная деятельность — это способность выполнять деятельность, определяющую основное содержание повседневной жизни ребенка в конкретный возрастной период.

Эта категория жизнедеятельности очень важна для оценки жизнедеятельности детей, так как каждый возрастной период ребенка имеет свою ведущую деятельность, которая способствует правильному развитию всех систем детского организма и становлению тех же базовых категорий жизнедеятельности, обуславливающих дальнейшие этапы формирования навыков социальной адаптации. Категория была введена в законодательство Республики Беларусь, регламентирующее проведение медико-социальной экспертизы детям, в 2007 году и существует до настоящего момента. Она подразделяется на отдельные способности в зависимости от возраста ребенка.

С рождения до 1 года оценивается способность к эмоционально-личностному общению. Это способность ребенка устанавливать взаимоотношения с матерью или другим лицом на основе эмоциональных реакций, обеспечивающая основные компоненты его нормальной жизнедеятельности в данный возрастной период, в процессе которой формируются двигательные навыки и основы психической деятельности.

С 1 года до 3 лет анализируется способность к предметной деятельности. Это способность ребенка к осуществлению непосредственного контакта с окружающим миром посредством изучения свойств, функций и пространственных взаимоотношений предметов, способствующего активному развитию функций анализаторов, формирующая его отношение к окружающему миру.

С 3 до 6 лет — способность к игровой деятельности, а именно к сюжетно-ролевой (например, дочки-матери). Это способность ребенка к особой форме деятельности, формирующей его мировоззрение и жизненный опыт посредством наблюдения и воспроизведения окружающей действительности, навыков и умений в соответствии с возрастной нормой.

Дети подражают и двигательно, и словесно, видя бытовую практическую деятельность взрослых, и это очень важно. Нельзя сказать, что эта деятельность полностью вытесняет все предыдущие виды возрастной деятельности, но выходит на первый план.

С 6 до 10 лет — способность к познавательной деятельности. Это способность к восприятию, отражению и воспроизведению существующей действительности посредством продуктивной и игровой деятельности по правилам, результатом чего является новое знание об окружающем мире, овладение навыками и умениями для формирования социального опыта.

С 10 до 14 лет — способность к межличностному взаимодействию. Это способность устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и иными лицами в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой манере, включаться в общественную жизнь учреждений образования, социальной защиты и общественных объединений.

Способность к ведущей возрастной деятельности оценивается в нашей стране у детей в возрасте до 14 лет. После 14-летнего возраста учитывается способность к трудовой деятельности, так как по законодательству Республики Беларусь лицо в возрасте 14 лет имеет право работать по согласию законных представителей, а в 16 лет уже имеет право самостоятельно выбирать какую-то трудовую деятельность и трудиться.

Виктория Голикова:

– Учитывать периоды детского возраста очень важно, потому что ребенок — это не маленького размера взрослый, который просто знает и умеет меньше. Это индивидуум с качественными и количественными особенностями и возможностями, которые совершенно различны в разные возрастные периоды — от новорожденности до подросткового периода, когда он по своим показателям будет ближе всего ко взрослому человеку.

Как оценивается способность ребенка к обучению?

Способность к обучению – это способность к овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей в процессе организации учебной деятельности обучающихся.

При оценке способности к обучению анализируется психолого-педагогическая характеристика, которая формируется специалистами учреждения образования, которое посещает ребенок. Данная характеристика прикладывается к направлению на медико-социальную экспертизу. Чтобы оценить способность к обучению, в ней должны быть указаны такие сведения, как вид получаемого ребенком образования (основное или специальное), осваиваемая образовательная программа.

Кроме того, специалисты учреждения образования указывают в ней личностные характеристики ребенка, отражают его учебные умения и навыки, успеваемость, описывают нуждаемость в помощи родителей и специалистов, что также имеет значение для проведения оценки способности к обучению, а также помогает оценить и базовые категории жизнедеятельности.

Что такое синдром социальной компенсации

Виктория Голикова:

– В случае, когда у ребенка в равной степени ограничены 3 из 5 базовых категорий, идет речь о наличии синдрома социальной компенсации. Это позволяет выставлять ребенку более высокую степень утраты здоровья, что обеспечивает ему своевременное и адекватное назначение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, профессиональных), мер социальной помощи и защиты, социального обеспечения.

Что такое степень утраты здоровья

Детям в Республике Беларусь устанавливается не группа инвалидности, как взрослым, а степень утраты здоровья: 1 (первая), 2 (вторая), 3 (третья) и 4 (четвертая).

Степень утраты здоровья была введена в медико-социальную экспертизу в 1999 году для реализации дифференцированного подхода по обеспечению мерами реабилитационной и социальной помощи детей и их законных представителей.

Установление 1 (первой) степени утраты здоровья детям в нашей республике можно рассматривать как государственную поддержку детей с нарушениями здоровья, как базовый прием профилактики тяжести инвалидности за счет своевременного предоставления этим детям реабилитационных мероприятий, расширяя и восстанавливая их возможности и способности, чтобы после достижения 18-летия они стали экономически независимыми, смогли работать и занимать достойное место в социуме.

Нумерация степени утраты здоровья прямо противоположна группам инвалидности у взрослых. Так, если среди взрослого населения самой тяжелой группой инвалидности является 1 (первая), то среди детского населения это 4 (четвертая).

Важно знать, что наличие той степени выраженности нарушений функций и ограничений жизнедеятельности, позволяющей детям устанавливать 1 (первую) степень утраты здоровья, не является основаниями для установления им группы инвалидности после совершеннолетия.

Степень утраты здоровья и, соответственно, инвалидность, устанавливается детям на срок: 1 год, 2 года, 5 лет и до достижения совершеннолетия.

Как понять, есть ли признаки инвалидности у ребенка?

Для того чтобы выявить признаки инвалидности и своевременно направить ребенка на медико-социальную экспертизу, необходимо провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка:

  • анализ результатов медицинского осмотра ребенка врачами-специалистами, в объеме, необходимом для подтверждения имеющихся нарушений функций органов и систем организма;
  • анализ результатов соматометрического исследования с оценкой параметров физического развития, биологической зрелости, уточнения соответствия хронологического возраста биологическому;
  • анализ результатов диагностики (лабораторных и инструментальных методов исследований);
  • анализ информации, содержащейся в медицинских и иных документах (психолого-педагогическая характеристика и др.), в том числе о проведенной диагностике, лечении, медицинской реабилитации (медицинской абилитации) в соответствии с клиническими протоколами, методами и порядком оказания медицинской помощи и их эффективности.

По результатам комплексной оценки состояния здоровья ребенка формируется клинико-функциональный диагноз (основной и сопутствующий), проводится оценка имеющихся нарушений функций органов и систем его организма, ограничений категорий жизнедеятельности с учетом возрастного периода ребенка, компенсации имеющихся проблем лекарственными и техническими средствами социальной реабилитации.

После этого лечащий врач направляет пациента на заседание врачебно-консультационной комиссии, которая решает вопрос о направлении ребенка на медико-социальную экспертизу для установления категории «ребенок-инвалид».

Виктория Голикова:

– Медико-социальная экспертиза лиц до 18 лет в нашем государстве основана на подходах, учитывающих хронологические границы детского возраста, параметры физического развития и биологической зрелости, возрастные нормы развития функций органов и систем организма, а также ведущий вид возрастной деятельности. Только анализ всех этих факторов позволит установить ту или иную степень утраты здоровья детей.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля