Многие родители готовы вкладывать значительные деньги в развитие и образование своего ребенка. Потому недостатка в предложениях нет. Как запустить развивающий центр и выдержать конкуренцию на перенасыщенном рынке?
Об этом Myfin.by рассказала основательница гомельского детского центра «Развивайка» Татьяна Долгорукова.
«Со стартовыми $7 000 помогли мужья»
До открытия детского центра Татьяна работала в школе. По образованию и призванию она – психолог, специализируется на развитии детей, особенно раннем. Идея помочь малышам в этом важном деле на коммерческой основе родилась 13 лет назад. Во время декретного отпуска она стала искать для своего 2-летнего сына развивающие занятия в Гомеле. В итоге на пару с подругой Анной решила попробовать организовать собственный детский центр.
До самого открытия Татьяна считала, что если у мамы в декрете есть время и силы заниматься с ребенком полноценно, качественно, да еще с помощником, то малышу дополнительные развивающие занятия не обязательны. Но такие возможности у родителей есть не всегда. Большую часть времени у них занимает быт, а ребенку для полноценного формирования все-таки важен коллектив. Плюс мамы в процессе групповых занятий в центре могут делиться друг с другом опытом воспитания. Да и самой Татьяне стала более интересна такая форма работы с детьми в противовес принципу «я сама».
Мужья идею девушек поддержали. Выделили минимально необходимую для старта сумму в 7 тыс. долларов. Деньги пошли на ремонт и оборудование помещения необходимой мебелью и учебными материалами. Локацию для детского центра выбирали в районе, где живет много детей.
И через полгода в одном из гомельских районов партнеры открыли свою первую «Развивайку». Сначала Татьяна с Анной сами начали водить сюда своих детей.
– Отношусь к этому делу как к своему ребенку. Вместе с ним рос и развивался мой центр. Это мое детище. Прежде всего для меня это хобби, возможность помочь детям в развитии, а потом уже бизнес, – рассказывает Татьяна.
«Первые годы держались на силе воли»
Начинал детский центр с трех педагогов. На старте основной проблемой было привлечение и удержание первых клиентов. В те годы соцсети развивались не так активно, как сейчас. И Татьяна с Анной в первые годы просто развешивали объявления на подъездах, раздавали мамам рекламки на детских площадках и вешали бигборды.
– Обязательным условием принятия педагогов на работу было профильное образование и наличие специализации «детский психолог». Но нам было сложно удержать первых мам, которые к нам приходили.
У нас не было опыта работы с малышами от года до трех лет. И мы его постепенно накапливали, совершенствовались вместе с развитием нашего центра. Смотрели, какие запросы есть у мам, что деткам нравится.
Не хватало и практики ведения бизнеса, из-за чего в первые три года работа детского центра складывалась непросто. Татьяна и Анна чуть ли не каждый месяц думали, что у них ничего не получится и пора закрываться. Но благодаря взаимной поддержке и силе характера продолжали благородную миссию помощи детям.
Постепенно центр развивался, расширялся штат, появлялись новые филиалы. В первый год деятельности собственницы «Развивайки» смогли выйти «в ноль». Но уже в течение первых двух лет работы смогли без посторонней помощи отрыть в разных районах Гомеля еще два филиала. На четвертый год полностью окупились все вложения и появилась первая прибыль.
– Мы не ждали быстрого результата. Во-первых, не хватало опыта в бизнесе, а во-вторых, не было такой цели. Мы относились к этому прежде всего как к хобби. Поэтому я чувствовала себя спокойно. Понимала, что, если что-то не будет получаться, я вернусь к работе в школе.
«С первых шагов до начальной школы»
Сегодня детский центр «Развивайка» включает 4 филиала. Здесь занимаются группы с детьми от года до младшего школьного возраста. Начинают работать с малышами, которые могут передвигаться с мамой за ручку. Причем набор занятий позволяет сопровождать ребенка поэтапно, непрерывно: с ранних лет до начальной школы. Процесс включает интеллектуальные и творческие развивающие курсы.
Интеллектуальные – комплексные занятия для самых маленьких и детей более старшего возраста. При этом используются современные пособия и методики, в том числе система Монтессори.
Фрейм: Суть метода Монтессори – в формировании для малыша пространства, где он может познавать мир самостоятельно. Для этого вещи и мебель подбираются с учетом возраста и интересов ребенка и располагаются по зонам, например, для физического, умственного, творческого развития.
Творческие направления – рисование, вокал, хореография, бэби-театр. Все занятия проводятся в игровой форме.
«У нас все-таки центр досуговый. Мы не заменяем собой школу или сад. Не переступаем эту грань. Поэтому у нас все делается в игровой форме. Мы не обучаем детей, а помогаем развиваться», — рассказывает Татьяна
Больше всего у мам востребованы группы по раннему развитию. В это направление в центре вкладывают большие силы и средства. И родители видят от занятий реальную пользу. Например, когда ребенок увереннее начинает говорить или ходить.
Для занятий в «Развивайке» используются сертифицированные материалы: экологичные, деревянные изделия, которые имеют свидетельства качества и соответствия. В основном все закупается оптом в Российской Федерации. Выходит намного дешевле.
Сегодня на занятия стремятся попасть мамы с детьми из различных концов региона, говорит Татьяна: «Это работа непростая. Она связана с огромной ответственностью. Это и бизнес, где возможны различные сложности, и работа с людьми. А у нас еще и детки маленькие. В то же время многие родители говорят, что благодаря нам ребенок легче в садик пошел или стал разговаривать. Теплые отзывы родителей мотивируют работать дальше».
В «Развивайке» на постоянной основе и договоре подряда работает около 20 педагогов. При этом вакансии в детском центре всегда есть. Ведь случаются замены, или расширяется деятельность. Помимо любви к детям, кандидат должен обладать мягкостью, чуткостью, желанием отдавать частицу своей души и энергии. Дети и их мамы это очень чувствуют. Обязательно также стремление к собственному профессиональному развитию – желание узнавать что-то новое, чтобы интересно построить занятия.
«Сейчас я на таком этапе, когда первое впечатление о человеке редко меня обманывает. Когда на собеседование приходит педагог, я сразу вижу, наш ли это человек», – рассказывает Татьяна.
Бывает, педагоги «Развивайки», наработав опыт, уходят и открывают свое дело. Другая проблема – как найти на освободившиеся место хорошего, ответственного специалиста. И, по словам Татьяны Долгоруковой, этот вопрос с каждым годом обостряется. Руководитель объясняет это сменой поколений. Потому на поиск хорошего работника тратится очень много времени.
Аренда помещений с коммуналкой – 9 тыс. рублей
Насколько выгодно заниматься детским развивающим центром сегодня? Основательница детского центра сумму доходов не называет. Но поясняет, что стоимость услуг в «Развивайке» держится ниже среднего уровня в этом сегменте. Зарабатывать во многом получается благодаря многообразию услуг. По словам Татьяны Долгоруковой, полученная прибыль позволяет окупать вложения и развивать материально-техническую базу. Хватает и на жизнь.
Этот бизнес доходный, но нестабильный, непостоянный. Самые прибыльные месяцы – сентябрь и октябрь – связаны с началом учебного года. Летом детей ходит мало, в то же время аренду платить все равно надо.
А ведь это – самая затратная статья расходов. Содержание помещений всех филиалов «Развивайки» вместе с коммунальными платежами обходятся ежемесячно в 9 тыс. рублей. Плюс налоговые отчисления и фонд оплаты труда сотрудников.
Бывает, педагоги «Развивайки», наработав опыт, уходят и открывают свое дело. Другая проблема – как найти на освободившиеся место хорошего, ответственного специалиста. И, по словам Татьяны Долгоруковой, этот вопрос с каждым годом обостряется. Руководитель объясняет это сменой поколений.
Потому на поиск хорошего работника тратится очень много времени.
Еще одна важная статья расходов – реклама. Продвижением в соцсетях Татьяна начала активно заниматься 7 лет назад. До этого была страница Вконтакте, а затем к ней добавился Инстаграм. И сегодня он наравне с сарафанным радио является основной рекламной площадкой для «Развивайки». Ежемесячно в Инстаграм вкладывается 200 долларов. А в июне и июле, когда требуется набрать группы на новый учебный год, сумма доходит до тысячи долларов. Но в итоге от этого зависит, насколько стабильным в финансовом плане будет весь следующий год.
«Главное – не опускать руки»
По словам Татьяны, в силу прибыльности сферы образования конкуренция здесь большая. Сейчас открывается много подобных центров и кабинетов по развитию детей. Быть востребованным центру помогает движение вперед.
— Мы стремимся развиваться не за счет расширения, открытия новых филиалов, а за счет улучшения качества занятий. Основное внимание уделяется развитию новых направлений, приобретению новых материалов и пособий.
«Развивайка» стремится быть на шаг впереди многочисленных конкурентов. В этом году впервые открыли кабинет сенсорной интеграции, который помогают детям с дефицитом внимания, памяти, координации. Закупили оборудование за 3 тыс. долларов. Дело в том, что сегодня много малышей встречается с особенностями развития, и мамы для получения качественной помощи были вынуждены возить детей из Гомеля в Минск. Потому новое направление быстро нашло отклик у родителей.
– Такого оборудования, как у нас, на региональном уровне ни у кого нет. Предложений в области сенсорной интеграции хватает. Где-то сухой бассейн, мячики, где-то пирамидки, сенсорные доски или другие отдельные элементы. Но такой комплекс, который бы охватывал все сферы, есть только у нас.
Общие расходы на обновление материально-технической базы в «Развивайке» назвать затрудняются. За долгие годы в развитие центра было вложено немало средств. Постоянно что-то докупается. И, если бы встал вопрос о продаже бизнеса, Татьяна не смогла бы его оценить в конкретную сумму.
«При ошибках и неудачах, когда руки опускаются, нужно не сдаваться. Главное – действовать. В любом бизнесе есть определенная критическая точка. Если ты ее проходишь, выдерживаешь, то и твое дело вместе с тобой крепнет и начинает расти. Но если сдаться, то ничего не добьешься, даже если будешь пробовать себя в другом бизнесе. Все дело – в силе характера».