В Бресте в этом году зарегистрировали свыше 80 браков с иностранцами. В большинстве случаев спутниками жизни белорусов становились граждане России и Украины, но есть среди них представители Польши, Турции, Франции, Нигерии, Австрии, Литвы, Казахстана, Израиля, Дании, Грузии, Германии, Азербайджана. Кто-то вслед за любимым человеком переезжает за рубеж. Немало тех, кто, отдав сердце белорусу, выбирает местом для жизни нашу страну. Кениец Бенард Рапудо Отиено приехал в Беларусь в 2003 году и понял, что хочет жить именно здесь. Мужчина женился на брестчанке и счастливо воспитывает с ней сыновей. Историю своей интернациональной семьи супруги рассказали корреспондентам БЕЛТА.
Бенард — африканская звезда белорусского цирка. Раньше выступал под куполом Белорусского государственного цирка. Сейчас он художественный руководитель и артист цирка шапито. В Беларусь иностранца привела работа.
«Честно, никогда не было мысли, что однажды буду гражданином Беларуси или какой-то другой страны. Ситуация в жизни менялась очень сильно. Сначала я попал в Англию, там учился и начал работать. Приехал в Саратов на фестиваль, где директор Белорусского государственного цирка пригласил в Беларусь. К тому моменту я уже работал во многих странах, но не было той, которая бы мне определенно понравилась. Оказавшись в Беларуси, почувствовал себя на своем месте. Большое счастье, что здесь я нашел свою любовь, это в первую очередь, но в целом страна дала мне многое», — подчеркнул мужчина.
Его супруга Марина тоже представить себе не могла, что свяжет свою жизнь с иностранцем. Судьба распорядилась по-своему. «Это, наверное, была любовь с первого взгляда. Он был скромным, застенчивым. Меня привлекло его спокойствие, — заметила брестчанка. — Я работала в цирке шапито кассиром, а он там артистом-акробатом. Впервые увидели друг друга в Бресте, откуда начался тур по Беларуси. Довольно быстро у нас все закрутилось».
Долгое время молодые люди были вместе, но жили порознь. У Марины был налажен быт в Бресте, Бенард работал в Минске. Так продолжалось до тех пор, пока оба не пришли к мнению, что хотят классическую семью. Общим домом стал город над Бугом. Сейчас пара воспитывает троих сыновей: 21-летнего Александра, семилетнего Доминика и пятилетнего Роберта. «Домашние обязанности мы не делим на мужские или женские. Допустим, у нас нет такого, что мыть посуду должна жена, а не муж. Кто может, тот и моет. Так же и в других вещах: приготовить еду, погулять с детьми», — пояснила позицию Марина. По словам супругов, в их отношениях культурные различия двух стран (Беларуси и Кении) практически незаметны. «Мы живем в Беларуси, и у нас все по-белорусски», — с улыбкой добавил Бенард.
Брестчанин признался, что влюбился в нашу страну благодаря людям. «Белорусы искренние, дружелюбные. Какими они были, когда я приехал, такими же остаются до сих пор. Страна за это время очень изменилась, построено много нового, все красивое, суперское, а люди прежние. Для меня Беларусь — это уверенность. Ты ложишься спать и просыпаешься в одинаковом состоянии: нет страха, что что-то может случиться. По моему мнению, любому иностранцу сначала на белорусской земле будет непонятно. Когда же станет понятнее, он не соберется уезжать», — убежден уроженец Кении. По его словам, он совершенно не замечает, что в Беларуси живут представители разных национальностей. Различий между людьми не видно, все живут в мире и согласии.
Бенард вспомнил, что адаптация в новой стране проходила нелегко. Особенно трудности возникали из-за кириллического алфавита. «Поначалу злился. Не понимал, почему буква R написана в другую сторону. По чуть-чуть друзья начали учить русскому языку, начинали с названий предметов, учили уважительным словам», — рассказал мужчина. Он достаточно хорошо изъясняется по-русски. Было нелегко, но Бенард сдал экзамены в ГАИ и получил водительское удостоверение. Язык все еще продолжает учить. Что-то поясняет жена, помогает и сын Доминик. Отец внимательно слушает, когда мальчик делает уроки. «С белорусским пока сложно, боюсь запутаться. Но я себе даю пять лет. Думаю, Доминик меня будет учить белорусскому. Хотя я уже, как белорус, когда говорю с кем-то по телефону, отвечаю «добре» (хорошо. — Прим. БЕЛТА)», — акцентировал внимание глава интернациональной семьи.
Как парень из Буркина-Фасо работает на тракторе недалеко от Гродно
По его словам, он долго боролся за то, чтобы получить гражданство Беларуси. Процесс далеко непростой, возникали нюансы, требовалась кипа документов. Этот тернистый путь Бенард Рапудо Отиено преодолел в первую очередь благодаря поддержке семьи. Домашние всегда были рядом, постоянно подбадривали и подталкивали к следующему шагу. «Меня мучил вопрос: мои дети вырастут, создадут семьи, если придется уехать обратно в Африку, мы не сможем видеться. Мне больно от этой мысли. Нет, я был нацелен сделать все, чтобы жить здесь, рядом с женой и детьми. Даже сейчас еду в командировку и мне тяжело быть вдали от них. Когда возвращаюсь обратно, хочется побыстрее домой, мысленно подгоняю поезд», — признался брестчанин.
Серьезную помощь Бенард получил от работников управления по гражданству и миграции. «Они были открытыми, отказов не было. Если чего-то не знал или не понимал, объясняли, как, что и где. Подсказывали, если не хватало каких-то документов. Помощь была серьезная. Я доволен, что живу там, где люди готовы помогать друг другу. Приятно. Я благодарю всех, кто помог: от миграционной службы до Президента — уважение и искреннее спасибо. Сбылась моя большая мечта», — подчеркнул мужчина.
Белорусское гражданство он получил в этом году. Новость застигла на работе. Бенард закрылся в комнате и громко-громко закричал от переполнявших эмоций. «Это было просто нереально, как сон. Я к этому шел столько лет. Иногда сижу и ловлю себя на мысли: я уже гражданин Беларуси. Раньше, когда шел на поезд на вокзале, пограничники останавливали постоянно, чтобы проверить документы. Сейчас жду, чтобы они меня остановили, а они проходят мимо. Думаю, ну ладно, в следующий раз покажу им, что у меня есть белорусский паспорт», — с улыбкой рассказал он.
Получение белорусского гражданства расширило границы. «Мостом между Кенией и Беларусью было посольство Кении в России. Чтобы туда добраться, нужна была виза. Тебе надо решить важный вопрос — а получаешь отказ, потрачены время и деньги. Теперь вопросов нет: сел и поехал, — заметил брестчанин. — Гражданство Беларуси открыло для меня дорогу к моему творчеству как артисту, художественному руководителю, главному режиссеру. Хотелось поехать в соседние страны — в Россию, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан — на фестивали, чтобы представить Беларусь. Пока был кенийский документ, для меня это было закрыто. Теперь я свободно могу пересекать границы и заниматься творчеством».
В нашей стране Бенард Рапудо Отиено прожил больше 20 лет. Он считает себя белорусом не только по паспорту, но и по духу. «Иногда я себе говорю, что родился в Африке, в Кении, но моя Родина — Беларусь. Я ощущаю себя белорусом, чувствую свободу и уверенность. Не представляю себя в другой стране, мои корни здесь», — заверил мужчина.