На велосипеде можно зарабатывать деньги. Не обязательно даже становиться профессиональным гонщиком, хотя впахивать все равно придется всерьез. Мы пообщались с ребятами, которые занимаются доставкой на велосипедах: возят вам продукты, всякую мелочовку и не только, в общем, сильно помогают, когда нужно.
Onliner узнал, по сколько километров они проезжают в день, какие заказы для них самые проблемные и, главное, сколько же они зарабатывают тем, что крутят педали.
Иван: «Кажется, некоторые смотрят свысока: ты — доставщик»
Иван Котлобай работает в доставке с мая. Это приработок, есть еще основная работа.
— Устроиться легко: пришел в офис, написал заявление — выдали короб. Приложение похоже на то, что у таксистов. Получаешь заказ — едешь выполнять, — рассказывает он. — У нас есть обязательные смены (слоты), а есть свободные — работаешь, когда хочешь. Поскольку у меня это подработка, я работаю тогда, когда мне удобно. Бывают периоды с коэффициентами, когда заработать можно больше, тогда в приложении приходит сообщение, что к каждому заказу полагаются бонусы.
Мужчина доставляет еду: из ресторанов и продуктовых магазинов.
— Приезжаю как-то забирать заказ, а там десять бутылок: девять полуторалитровых с минералкой и одна — с лимонадом. Тяжело, но это не самое страшное. Везти пиццу — хуже. Приходится ее в коробе размещать как бы ребром, и короб приходится везти на руле или что-то выдумывать, чтобы пицца по дороге не испортилась, — говорит Иван.
Интересно, что доставщик очень хвалит своих клиентов. Мы слышали таксистов, у которых все плохие, а тут доставщик, и у него все хорошие.
— Я общаюсь с привлекательными людьми, каждый клиент — это особая история. Бывает, с кем-то видишься по несколько раз. Я так одному раза три заказы привозил: то суши, то шаурма — разнообразно питается человек. Интересно, — улыбается собеседник. — А один из моих первых заказов запомнился надолго: забирал блюда из хинкальной, приехал — было два пакета. Взял их, уехал. На полпути звонят из ресторана: «Вы не забрали часть заказа». Оказывается, был еще третий пакет. Ну я доехал до заказчиков, объясняю, мол, такая ситуация, надо вернуться. А ребята говорят: «Да без проблем!» И заказывают мне такси туда-обратно, чтобы я привез им еще один пакет. Вот такие люди. Я думаю так: что в себе носишь, то и видишь в ответ.
Заказы Иван развозит на своем личном Giant.
— В день проезжаю километров по 20 в свое удовольствие. В месяц выходит 300 км на велосипеде. А раньше было ноль. Заметная разница! От велосипеда не устаю, это хобби, а вообще я бегом увлекаюсь. Марафоны бегаю. И велосипед для меня — это расслабление. Сидишь как на диване, только по городу едешь, — отмечает мужчина.
— Бег, велосипед… Осталось плаванье подключить — и получится триатлон.
— Вот! К этому и стремлюсь!
На основной работе Иван ремонтирует людям обувь.
— Я работаю с людьми, мне это доставляет удовольствие. Все кругом разные, у всех разные эмоции, но мы живем тем, что общаемся. И сам процесс — доставлять другим еду, помогать, приносить радость — это счастье, — считает он. — Поэтому я доволен приработком. Если бы была основная — можно было бы придираться. Но как дополнительный доход — это кайф. Поездить на велосипеде, почистить голову после работы, что-то заработать.
Но есть и то, что настораживает и даже обижает и такого позитивного человека.
— Знаете, иногда кажется, что некоторые смотрят свысока: ты — доставщик. Это немного неприятно. Я работаю, приношу пользу, мне нечего стыдиться. Почему кто-то считает иначе? А может быть, мне просто кажется. Люди идут с работы, наверняка уставшие, а тут я на велосипеде еду, — пожимает плечами Иван.
Артем: «В день, когда шел ливень, дали чаевые — 10 рублей»
У Артема работа в доставке — это тоже подработка на лето.
— Друг работает пешим курьером, а я на велосипеде люблю кататься — все сложилось. Зарегистрировался, указав аккаунт друга, он за это получил вроде 175 рублей, — рассказывает парень. — Ну а для меня длинные маршруты — это не проблема. Начал работать: сначала 6 часов, в итоге дошел до 12 часов — и я не устаю, все нормально.
В приложении, через которое работает Артем, есть слоты: 12 часов, за них бонус. Выбираешь — и начинается работа. Так же и со свободными слотами: присоединяешься в тот момент, когда готов работать.
— Я больше люблю заказы на большие расстояния — за них больше платят. А короткие — это ужас. Нужно велосипед пристегнуть, нужно отстегнуть — много мороки. Велосипед у меня свой, средней ценовой категории, но надежный — не хочется, чтобы с ним что-то случилось, — объясняет молодой человек.
Возить приходится еду, продукты питания: из ресторанов и магазинов.
— Самое лучшее — это фастфуд. А худшее — продовольственные магазины. Приезжаешь, тебе передают заказ, но там — как повезет. Могут быть пятилитровики воды, 12 кг мяса. Есть доплата за тяжелый заказ, но это 1—2 рубля — оно того не стоит. Я тренируюсь, скажем так, поэтому не отказываюсь, но вообще здоровье надо беречь, — рассуждает Артем. — Занесло однажды в «Новую Боровую», доставлял арбуз. Это просто ад!
Отказаться от заказа можно — но будет штраф. Также санкции предусмотрены за опоздание.
— Приложение подсказывает маршруты, но не всегда оптимальные. Если знать город, можно ехать по-своему. Главное — успеть вовремя. Чаще запас времени достаточный, но бывает и форс-мажор, — объясняет собеседник.
У велодоставщиков уже сформировалось свое комьюнити. Всегда улыбнутся друг другу, поднимут ладошку в приветственном жесте — как водители автобусов. Есть возможность — поболтают о том о сем.
— Труд непростой, иногда в тяжелых условиях, но как подработка на какое-то время — это ок. Как-то раз у меня получилось заработать 85 рублей за 10 часов с учетом чаевых. Чаевые, кстати, дают часто, но не всегда. Самые большие я получил в тот день, когда шел ливень. Приехал весь мокрый, как крыса. Дождевика же, как назло, никогда нет, когда он нужен. И вот доставляю заказ, а мне девушка 10 рублей протягивает — на чай, — вспоминает Артем.
Парень любит кататься на велосипеде и уже присматривает себе гравел: не для работы, а для собственных покатушек.
— Как думаешь, прокачался за время, проведенное в доставке?
— Думаю, сотку теперь проеду быстрее, чем раньше, — смеется он.
Алесь: «Не нравятся мужчины, которые выходят встречать курьера в одних трусах»
Для Алеся доставка — основная работа на данный момент.
— Мне нравится. Какой-никакой, а это фитнес, даже с зарядом адреналина. А еще общение, относительно свободный выбор графика, начальства как такового нет, — говорит он.
— А что не нравится?
— Не нравятся задержки заказов в ресторанах, путаные адреса, сонные клиенты, не желающие открывать дверь и забирать заказ. Еще не нравятся мужчины, которые выходят встречать курьера в одних трусах. А ведь есть и особо продвинутые, которые и их не носят, даже не знаю, с чем это связано. Не нравятся шеринговые самокаты, которые оставляют посреди дороги, да и вообще с пользователями средств персональной мобильности есть проблемы: они забыли, что у нас правостороннее движение, и поэтому как-то хаотично перемещаются и по велодорожкам, и по тротуарам, еще и пешеходов вовлекают в это броуновское движение. К последним, конечно, никаких претензий: идут себе люди по своим делам… Широкими шеренгами по велодорожкам, с маленькими собачками на невидимых лесках вместо поводков. Некоторые не могут оторваться от соцсетей прямо во время движения. Строители еще добавляют красок к общей картине: разбирают тротуары и это никак не обозначают, топорно делают объезды. Забыл еще упомянуть водителей авто. Дважды меня буквально сбили: один раз на пешеходном переходе, второй раз на выезде из двора. Все обошлось восьмеркой на колесе и небольшими ссадинами. Было еще несколько покушений с их стороны, но я уже был начеку.
У Алеся собственный велосипед, на котором он работает: найнер (колеса диаметром 29 дюймов).
— «Яндекс» транспорт не дает, разве что предлагает скидку на аренду самоката или велосипеда, но я этим никогда не пользовался. Обслуживаю свой велосипед в основном сам, это не так сложно. С мастерскими тоже дело имею, но стараюсь пореже туда обращаться, например, если нет нужных инструментов, — отмечает собеседник. — Недавно сломал задний переключатель с полным заклиниванием заднего колеса, преодолевая бордюр в кромешной тьме.
Судя по всему, значительная часть заказов у доставщиков — готовые блюда и продукты питания.
— На велосипеде заниматься доставками, скажем так, нелегко. Требуется некоторая подготовка. Я месяца два пытался войти в роль, хоть я далеко не новичок что в вело, что в беге, что в плавании. Город неудобный совсем: кругом бордюры и лестницы даже без пандусов. На велодорожки попадать удается лишь изредка, остальные пути чисто наискосок с максимальной скоростью. В день иногда выходит проехать и более 100 км, но в среднем где-то 70—80 км. В неделю — 300—350км. В месяц — 1000—1200 км. За все время в доставке я проехал около 17 тыс. км на велосипеде.
— Сбросил за это время 8 кг, но сбросил бы и больше, если бы не начал немного есть во время рабочего дня. По ночам иногда ловлю судороги в ногах — это от обезвоживания. Однажды зимой, уже после 23:00, мне нужно было закончить всего один заказ, чтобы добраться до бонуса. А тогда ударил мороз под 20 градусов. Я еле добрался до клиента, а когда отдал заказ, то почувствовал, что теряю сознание. Даже скорую набрал, но через некоторое время отпустило, почувствовал себя лучше, поехал домой. Больше такого не повторялось.
— А какой заработок?
— Ну какой тут заработок? За заработком нужно идти в такси или в доставку на авто или электротранспорте. Там можно работать и по 16 часов в день 7 дней в неделю. Крутить баранку — это не педали ногами вращать по крутым минским склонам, натирая до крови пятую точку и до боли напрягая суставы и мышцы. Здесь чистая физкультура. В итоге хорошо, если на обслуживание велосипеда хватает и всякие побочные расходы, в том числе штрафы ГАИ. Впрочем, за заветные кубики на прессе вместо лишних килограммов, болей во всех точках тела и походов по врачам и аптекам в 60 лет много кто отдал бы немало, — замечает Алесь.
Михаил: «Польза для здоровья? Скорее вред: не могу вес набрать»
Михаил подрабатывает в доставке, пока занимается поиском основной работы. Условия те же: свободный график, выплаты раз в неделю.
— За 12 часов получается заработать около 70—80 рублей плюс чаевые, если оставляют, — рассказывает он. — В неделю наезжаю по 150—200 км на велосипеде. Польза для здоровья? В моем случае скорее вред: не могу вес набрать. Зимой весил чуть больше 70 кг, а сейчас — 60 кг. С другой работой с весом проблем не было.
Велосипед у него свой, соответственно и обслуживать приходится самому. И чем больше накат, тем больше приходится тратиться.
— Недавно колесо менял с тормозом: потратил 115 рублей, — говорит собеседник.
Забавно то, насколько разные клиенты пользуются доставкой.
— Пару раз хотели нагрузить меня 19-литровыми бутылками. Нормально? Таким клиентам сразу хочу сказать: если отправляете заказ от 5 кг, то лучше вызывайте курьера со статусом выше «стандарта». Или хотя бы позвоните курьеру, уточните, на каком он транспорте. Это самое худшее — клиенты, которые хотят доставить условный шкаф, несмотря на то, что я передвигаюсь на велосипеде. А однажды вез из фаст-фуда пакетик кетчупа, — вспоминает Михаил. — Помимо еды доставлял паспорт, зарядку, документы, ключи, например. Запомнилась бабушка: она просила съездить в аптеку за лекарствами, но никак не могла разобраться, как все настроить в приложении. Пришлось помогать: в доме одни старики, а родственников нет.
Георгий: «Хочется иногда забыть про доставку»
Для Георгия доставка — это подработка на лето.
— Условия простые: заказы не отменять, довозить в целом состоянии, ничего не доставать, не есть, не открывать. Доставлять приходится все: посылки, еду, одежду, документы, технику, какие-то мелочи вроде ключей от квартиры и т. д. Даже деньги приходилось возить, — рассказывает он.
Его обычный путь за день составляет 25—30 км. Не так много. Но если так ездить по 4—5 рабочих дней, то за неделю набегает по 100—150 км, а в месяц — ближе к 500. Несколько тысяч за сезон — это уже вполне объемы любителя многокилометровых заездов по шоссе, для сравнения.
— Если вы человек спортивный, то сложностей быть не должно. В любом случае от длинных дистанций выносливость будет подрастать, — считает велосипедист. — Вообще, поначалу все дается легко, но усталось может накапливаться. И в некоторые дни становится совсем трудно. Я стараюсь как-то разнообразить свои поездки. Если хорошо знать город, то всегда можно где-то срезать, найти оптимальный маршрут. Но в свободное время больше не катаюсь, сил не остается. Хочется иногда забыть про доставку, в особенности после тяжелого дня, когда проехал много, а заработал мало.
Про заработок. По словам Георгия, он сильно разнится день ото дня.
— В самый неудачный день заработал 8 рублей за 4 часа. А в самый лучший — 45 рублей за то же время, — рассказывает собеседник.