Этот мультфильм называют шедевром и главным претендентом на анимационный «Оскар». Мы не смогли пройти мимо «Дикого робота» и оценили все его достоинства (и недостатки, которых здесь тоже хватает).
Onliner рассказывает, почему, несмотря на все нюансы, новый мультик все-таки стоит посмотреть.
Откуда хайп?
Наверное, мало кто ждал «Дикого робота». И уж тем более мало кто предполагал, что мультфильм может ворваться в топ блокбастеров этого года, собрать хорошую кассу, отличные отзывы и любовь самых разных зрителей со всего мира.
Но магия DreamWorks (а именно в этой студии снимали мультфильм) на этот раз сработала безупречно. На Rotten Tomatoes у анимации 98% «свежести» и такой же рейтинг. На IMDb — 8,4 балла из 10 на основании десятков тысяч отзывов.
Все отлично и со сборами. В настоящее время «Дикий робот» заработал почти $200 миллионов. Впрочем, бюджет у проекта тоже приличный и составляет около $78 миллионов. Фильм уже успел поставить несколько рекордов, в том числе по устойчивости интереса зрителей, которые даже через месяц после релиза охотно отдают деньги за билеты в кино.
При всем этом «Дикого робота» можно назвать авторским проектом. Не в том смысле, что над ним работали какие-то уж очень замороченные над «кино не для всех» ребята. Просто режиссер Крис Сандерс уже сделал себе имя в мире кино, а его работы имеют четкий авторский почерк. На его счету, например, «Лило и Стич», «Как приручить дракона» и «Семейка Крудс». Все три мультика, кстати, номинировались на «Оскар». И, кажется, с помощью «Дикого робота» Сандерс наконец получит заветную награду.
Тут еще и озвучка звездная. Так, главную героиню озвучивает Лупита Нионго («Черная пантера», «12 лет рабства», новые «Звездные войны»), а ее друга лиса — Педро Паскаль. Впрочем, это как раз имеет мало значения, если смотреть мультик в дубляже.
О чем «Дикий робот»
ROZZUM-7134, или просто Роз, — это робот (роботесса?), случайно оказавшийся на необитаемом острове. Вернее, как необитаемом — здесь обитает очень много живности, а вот людей нет. И ведь именно последним призвана служить Роз. Но если нет человека, надо же хоть как-то найти применение своим директивам и навыкам. А последних у робота в избытке, ведь она умеет практически все.
Проблема в том, что местная фауна в лучшем случае боится Роз, а в худшем — боится и пытается ее убить. Благо робот смог декодировать рычание, попискивание и повизгивание животных и начал понимать их «язык». Не сказать, что это сразу помогло наладить отношения. Зато, спасаясь от разъяренного медведя, Роз становится обладательницей гусиного яйца, из которого совсем скоро появляется гусенок. Который, конечно же, сразу принял железнобокого за свою маму.
Роз решает, что ее задачей является удовлетворение потребностей гусенка. Накормить, напоить, вырастить, научить плавать и, наконец, летать. В общем, почти все как у людей. Конечно же, парочке придется многое пережить, обзавестись друзьями и спастись от врагов. Как раз здесь нет никаких неожиданностей, вся структура мультфильма в целом подчиняется правилам мейнстримной голливудской анимации, которая к настоящему времени многим успела сильно надоесть.
Но все-таки у «Дикого робота» нашлось кое-что выделяющее его на фоне одномерных и однотипно слащавых мультфильмов «Диснея».
Смерть — естественная часть жизни
Авторы «Дикого робота» не сюсюкаются с аудиторией и почем зря не умиляются прекрасной природе с милыми зверятами. Как раз природа здесь показана без особых прикрас, если, конечно, не брать в расчет способность мультяшных животных разговаривать.
Поэтому смерть здесь не трагедия или вовсе отсутствующий герой, как в большинстве детских и условно детских мультиков. Наоборот, она весь мультфильм маячит на горизонте через постоянную межвидовую борьбу и потребность в пропитании. Причем все упоминания о смерти довольно комичны и ни в коем случае не нагоняют печали. Правда, во второй половине мультфильма авторы словно не выдерживают и делают ощутимый крен в сторону старой доброй экологической утопии. Но о негативных моментах «Дикого робота» еще поговорим ниже.
Потому что в первую очередь дух захватывает от анимации. Волшебники из DreamWorks наконец-то сделали то, что я (и, думаю, многие) ждали всю жизнь. До сих пор «компьютерные мультики» по сути представляли собой разные вариации первой «Истории игрушек». Вот была рисованная анимация, а вот вам теперь компьютерная, из блоков и шейдеров. Да, постепенно раскрашенные сочетания прямоугольников, шаров и прочих геометрических фигур обрастали четкостью и информативностью. К сегодняшнему дню графика стала довольно реалистичной и находится в полушаге от полной имитации реальности.
Казалось, удел рисованной анимации — мелкие независимые студии да отдельные чудаки вроде Миядзаки, которые могут себе позволить творить волшебные миры по-старому, с помощью кисти и карандаша. И тут выходит «Дикий робот» — потрясающий сплав новых технологий со старой техникой. Авторам проекта чуть ли не впервые в индустрии с таким размахом удалось благодаря новейшим технологиям сыграть на поле классических мультфильмов с их написанными от руки фонами и персонажами.
И дело не в том, что технологии имитируют 2D-рисовку. Отнюдь нет, потому что речь не об имитации или подражании, а о стилистике, обогащенной и дополненной благодаря открывшимся возможностям. Поэтому окружение в «Диком роботе» не просто волшебное, но и потрясающе подробное, удивительно детализированное.
В этом мультфильме есть дух классической анимации, которая благодаря компьютерным технологиям сделала огромный шаг вперед. Магия на кончике стилуса, а не карандаша? Какая разница, если конечный результат заставляет по-другому посмотреть на прошлую, нынешнюю и даже, наверное, будущую анимацию.
Когда будете смотреть «Дикого робота», обратите внимание на саму Роз. Сначала она не только по существу, но даже визуально не вписывается в окружающий мир. Словно робот из мультфильма Pixar заглянул в берлогу Тоторо. Но постепенно ROZZUM-7134 адаптирует свой жизненной уклад, а вместе с ним адаптируется и внешность: Роз не только обрастает мхом и частично заменяется природными материалами, но и внешне все больше походит на нарисованную от руки.
Визуальный стиль «Дикого робота» — драгоценный алмаз в перечне достоинств этого мультфильма. Без него это был бы обычный мультик с предельно прямой историей (пусть и с парочкой ложных финалов) и слащавым гуманистическим посылом. Тот редкий случай, когда внешность придает смысл даже посредственности.
То есть кроме визуального стиля тут больше ничего нет?
Сложный вопрос. Многое зависит от того, кто смотрит эту анимацию, чего от нее ждет и как относится к происходящему на экране. «Дикий робот» любит довольно топорно транслировать банальности вроде того, что любовь и забота спасут мира, а сотрудничество, взаимопонимание и принятие других — залог дружного сосуществования.
Впрочем, сегодня далеко не все взрослые усвоили эти истины. Что уж говорить о детях, которым то, что некоторым из нас кажется банальным и избитым, пока еще можно и нужно прививать. Пусть и с помощью мультика.
«Дикий робот» учит хорошему, порой перегибает с сентиментальностью и не блещет оригинальностью. То есть с этой точки зрения является типичным продуктом большого Голливуда. Это если рассуждать как пресыщенный современными киноразвлечениями взрослый. Однако все это не мешает мультфильму быть волшебной сказкой с интересными и забавными персонажами, гуманистической моралью и увлекательной историей.
Смотреть или не смотреть? Такого вопроса не стоит, потому что «Дикий робот» — действительно событие в мировой анимации. В первую очередь благодаря визуальному ряду. А остальное? Ну, в остальном это все еще добрый мультик для приятного семейного просмотра.