Какие автомобили становятся машинокомплектами? В каких странах их выгоднее всего искать? И как на рынок запчастей в Беларуси повлияли западные санкции? Рассказывает журналист abw.by Валерия Попкова.
Чтобы ответить на все эти вопросы, нам удалось поговорить с экспертом, который уже больше 15 лет занимается запчастями и около 20 лет – автобизнесом. Правда, по понятным причинам, на условиях анонимности.
– Что такое машинокомплекты?
– Если коротко, то машинокомплект – это комплект ценных и целых запчастей, снятых с автомобиля. Но при этом в машинокомплектах нет кузовных частей (лонжеронов, рам, кузовных фартуков). В первую очередь потому, что в большинстве случаев это неменяемые детали. И если машина была сильно повреждена, то никакой ценности в ее кузове уже нет. А значит, и везти его нецелесообразно.
– Какие автомобили становятся машинокомплектами?
– Вариантов два. Первый – машина потеряла свою кондицию. Как правило, это происходит в результате каких-то происшествий: ДТП, утопление или пожар. Еще как вариант, у автомобиля вышел из строя основной орган – двигатель, ремонт которого может стоить дороже, чем само авто. И в этих случаях такие машины продают на различных площадках, например, тех же аукционах. Вторая ситуация – это когда машина сама по себе уже просто ничего не стоит. Например, в Европе это совершенно нормальная практика: машина стоит €500, а запчастей с нее можно продать на €1000. И тогда этот автомобиль просто продается на гайки и запчасти.
– Как белорусские компании покупают машинокомплекты за рубежом?
– Как правило, машина выкупается с аукциона, потом доставляется на специальную локацию, где ее разбирают на детали, и уже детали непосредственно из Англии, Америки или Европы отправляются теми или иными путями в сторону наших постсоветских республик, таких как Беларусь, Россия и так далее. Но что касается разбора, здесь каждая компания действует по своему алгоритму. Допустим, существует компания А, которая имеет свою собственную площадку в Англии, где она разбирает купленные там автомобили. А есть компания Б, которая обращается за помощью к компаниям, которые заточены именно на разборку автомобилей на детали. И в этом случае, например, белорусская компания сначала выкупает автомобиль в Англии и затем везет его в Литву. Там машину разбирают на запчасти и после этого в Беларусь ввозятся уже детали. То есть основная суть этого бизнеса в том, что в Беларусь должны приехать именно детали. Не автомобиль, не как-то по-другому, а именно детали. А для того чтобы эти детали появились, машина разбирается либо аутсорсинговыми компаниями, либо нашими белорусскими компаниями, которые имеют представительство за рубежом.
– Можно ли собрать из машинокомплекта полноценное авто?
– Нет, это физически невозможно. Во-первых, как я уже сказал, в машинокомплекте нет кузовных частей. А случай, когда кузов везется целиком – скорее исключение из правил. Во-вторых, никто не везет проводку, которая лежит через весь автомобиль. А собрать машину без проводки у вас не получится. Поэтому машинокомплект – это не конструктор LEGO, из которого можно обратно собрать машину. Это некий объем запчастей для какого-то другого LEGO. А комплектом он называется только потому, что все запчасти были сняты с одного конкретного автомобиля.
– Для чего используются машинокомплекты?
– В основном машинокомплекты покупаются для того, чтобы затем распродать их в розницу. Например, вы оптом купили комплект деталей из 70 штук и потом продаете их в розницу уже по отдельности. Самый яркий пример – это авторынок «Малиновка». 90% продавцов, которые продают там б/у автозапчасти, покупают именно машинокомплекты. А физическому лицу покупать машинокомплект особо нет смысла. Зачем вам 70 запчастей? Только если у вас очень сильно убитая машина. Но тогда какой смысл ее восстанавливать?
Банально, представим ситуацию: вы являетесь автолюбителем и, не дай бог, попали в ДТП. У вас разбит капот, бампер, фара, решетка радиатора и сами радиаторы. Вам же не нужен весь машинокомплект, в котором будет двигатель, коробка, двери, фонари, задний бампер… Соответственно, вы все-таки будете отдавать предпочтение розничной покупке, потому что купить 5 деталей будет существенно дешевле, чем 70. Безусловно, ситуации, когда машинокомплект покупает именно физик, существуют. Просто они очень редки. Как правило, это касается редких и старых автомобилей. Например, человек захотел восстановить себе BMW 70-х готов. Но в Беларуси запчастей на такие машины просто нет. Тогда он находит такой авто в Германии и просит какую-то компанию выкупить для него этот автомобиль, разобрать его на запчасти и привезти эти запчасти сюда, чтобы уже в Беларуси человек он смог восстановить коллекционное авто. Но это один случай на миллион. Потому что я за 15-летнюю карьеру, работая с запчастями, встречал буквально два или три таких случая.
– В каких странах выгоднее всего искать машинокомплекты?
– Если я назову какую-то конкретную страну, это будет некомпетентно. Почему? Потому что это все очень ситуативно. Например, в Англии вы не купите автомобиль Dodge Ram, потому что он американский . И наоборот, в Америке не найдете Opel, потому что это европейская машина. Поэтому в первую очередь все зависит от того, какой автомобиль вам нужен и где он производится. Возьмем в пример Беларусь. Сейчас по дорогам общего пользования ездит огромнейшее количество Geely. Все по одной простой причине – это доступная машина, на нее есть запчасти, различные кредитные системы, лизинги и поэтому белорусский покупатель очень активно начал их покупать. Пройдет 10 лет и на нашем рынке будет очень много десятилетних, восьмилетних и шестилетних Geely. И они будут стоить существенно дешевле, чем автомобили, привезенные из-за границы. Именно поэтому эта марка в Беларуси будет самой дешевой как в покупке на запчасти, так и просто в покупке.
То же самое и с другими странами. Если вы хотите купить Range Rover – это Англия. В Америке он будет стоить дороже. Ведь это английский бренд, который в свое время люди покупали также через различные лизинговые и кредитные системы. И поэтому там их больше всего, и вместе с тем там они меньше всего ценятся. А если это американский автопром, то нам нужна Америка. Если немецкий автопром – это и Америка, и Германия, и Англия. То есть страны с большим достатком, где машина имеет низкую остаточную стоимость. А если мы будем брать, допустим, Volvo, то это, конечно, Скандинавия. Потому что в Швеции эти машины вообще ничего не стоят. Зато в Англии их очень мало и там они дорогие. В Америке они тоже есть, но только определенные модели.
– Как европейская санкционная политика повлияла на ввоз машинокомплектов в Беларусь?
– Тема достаточно пикантная, потому что санкционная политика Запада и правда очень сильно ударила по рынку автозапчастей в том числе. Причем как по российскому, так и белорусскому. Допустим, на территорию Республики Беларусь из европейских стран был запрещен ввоз двигателей. И потом к каждому последующему санкционному пакету добавлялись новые запреты: фары, стартеры-генераторы, фонари. На сегодняшний день к вывозу из Европы в Беларусь и Россию разрешены кузовные детали (бампера, крылья). Любые высокотехнологичные вещи, либо вещи, связанные с блоками управления (парктроник, магнитола, навигация, приборная панель, щиток приборов) сейчас находятся под санкциями. Под запрет попал и ряд б/у деталей. Поэтому для того, чтобы этот товар оказался неким образом в Беларуси, придумываются различные пути условного параллельного импорта. В рамках белорусского законодательства, конечно. Это что касается компаний.
Но страдают от санкций и обычные люди. Представим дилера, который в 2018 году продал вам новую машину, за которую вы заплатили колоссальную сумму, возможно, даже взяли кредит. Например, это была Peugeot 3008. А сейчас вам понадобилась фара, которая по идее не должна дорого стоить для 6-летнего автомобиля. Но в действительности вам придется купить ее в три раза дороже, потому что санкционная политика привела нас к параллельному импорту. А это значит, что логистика стала дороже, оплата товаров тоже, все стало дороже. И на мой взгляд, неправильно со стороны автопроизводителя, в частности Peugeot, который заработал на вас деньги, продав вам новую машину, обещав многолетнюю гарантию и многолетнее обслуживание, делать так, что вы не можете просто так купить даже эту фару.
А если говорить в целом, то на сегодняшний момент я могу вам сказать, что около 30% компаний, которые занимались доставкой автозапчастей в Беларусь, просто обанкротились, закрылись и ушли с рынка на фоне санкций. Вместе с этим сами запчасти подорожали минимум на 30% и появились такие сроки доставки, которых раньше вообще не существовало. Ты сразу мог пойти и купить любую гайку. А сейчас, чтобы приобрести эту деталь, тебе надо будет делать какой-то заказ, пользоваться каким-то параллельным импортом, и это если мы говорим о европейских автомобилях. Потому что с американским автопромом все еще сложнее и дороже.
И вот так Европа сама подтолкнула белорусский рынок к китайскому автопрому. И именно поэтому китайский автопром так легко заходит на наш и российский рынки. Так что да, санкции очень сильно ударили. И на мой взгляд – абсолютно незаслуженно.