Олег Гайдукевич встречает журналистов в своем партийном офисе. Пока это несколько комнат в апарт-отеле, но уже скоро возможен переезд: по новым законам, партии получили льготы на оплату недвижимости.
Tochka.by продолжает серию интервью с претендентами на президентский пост. На данном этапе кампании им нельзя заниматься агитацией. Поэтому общаемся о жизни и ключевых моментах истории.
Говорят, что питомцы похожи на своих хозяев. Если верно и обратное, то Олег Гайдукевич – бульдог.
У политика еще есть три кота и черепаха, но бульдожка Акси – главная звезда. В офисе ЛДПБ ей открыты все двери. Внимательно слушает интервью хозяина и ни разу за все время не потребовала внимания.
Политик и сын политика
Олег Гайдукевич – политический наследник своего отца. От него перенял руководство партией, ему благодарен и за контакты с элитами в разных странах.
Гайдукевич-старший в белорусском истеблишменте фигура заметная с начала 1990-х. Свою карьеру в советские времена он строил по военной линии. А в первые годы независимости перешел в правительство.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
С конца 1980-х существовала Либерально-демократическая партия Советского Союза, давшая затем старт нескольким политическим проектам в разных странах. Самый яркий и успешный пример – ЛДПР Владимира Жириновского. По схожей схеме, но чуть позже ЛДПБ строил и Сергей Гайдукевич.
С Жириновским Гайдукевич-младший познакомился еще школьником, когда российский политик приезжал к ним в гости.
«Я очень внимательно следил за выборами в Госдуму в 1993 году. Никогда не забуду лицо телеведущего, когда появились первые цифры: ЛДПР заняла первое место», – делится воспоминаниями Олег Гайдукевич.
В те времена казалось, что политика – это легко, а вознести она может каждого:
«И потом Владимир Вольфович рассказал: когда формировали партийный список, не думали, что будет такой успех. Записали в него всех – от охранников до уборщиц в офисах. Они все проснулись депутатами».
Похвастать подобными успехами белорусские либерал-демократы не могли. На выборах 1994 года партия поддержала действующего премьера Вячеслава Кебича.
Хотя команда Лукашенко тогда предлагала Гайдукевичу-старшему перейти к ним в штаб, вспоминает сейчас сын политика.
«Я тогда оканчивал школу, но внимательно следил за политической жизнью. И мне на дебатах Кебича с Лукашенко понравился Лукашенко. И отцу очень понравился Лукашенко. Но мой отец был в штабе Кебича. А в нашей семье такая черта: не предавать никогда», – рассказывает Олег Гайдукевич.
Выборы 1994 года завершились победой Александра Лукашенко. Сергей Гайдукевич сосредоточился на партийном строительстве, чтобы впоследствии заявить о «конструктивной оппозиционности» и трижды принять участие в президентских кампаниях.
Гайдукевич выбирает жизненный путь
На тот момент юный Олег принял решение строить карьеру независимо от семьи. Папа-полковник хотел его видеть армейским офицером. Мама – бизнесменом. Известная на всю страну в банковских кругах бабушка предлагала идти в финансисты.
«Мне было очень тяжело морально. Это судьба детей всех известных людей, чтобы не оказаться в тени. Мне хотелось доказать, что я могу самостоятельно построить карьеру», – говорит Гайдукевич.
Олег пошел в Академию МВД – сферу, в которой у него не было никакого блата.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
К середине 1990-х престиж выбранной профессии был на нуле, если не в отрицательной зоне.
Показательный пример: курсанта милицейской академии Гайдукевича «кинули» при покупке авто на огромные по тем временам деньги – $500.
«Я пошел писать заявление в милицию. Мне там сказали: «Слушай, не туда ты обращаешься». Тогда решали вопросы не милиционеры», – рассказывает политик.
Гайдукевич вспоминает, что позже, уже будучи начальником подразделения, встретил того дежурного: «Я его не уволил, потому что прекрасно понимал, в какие времена он тогда работал. Он не виноват, закон не нарушал. Милиция тогда беспомощной была, не могла элементарные вещи решить».
Когда Олег был курсантом, на улице возле академии стоял газетный ларек. Там он скупал всю политическую прессу: от коммунистической «Мы и время» до «БДГ» и «Имя». Но по тем временам – казалось бы, более свободным – Гайдукевич сейчас не скучает.
«Кто в такие времена хорошо живет? Политики, журналисты, эксперты, политологи. Но почему в странах, где такая свобода, народ страдает?» – говорит собеседник.
Не верит Олег Гайдукевич и в независимую журналистику. В пример приводит Михаила Подоляка, который сейчас работает советником в Офисе президента Украины:
«Почему в Украине хорошо живет депутат, журналист этой так называемой независимой прессы, эксперт? Подоляк, который был главным редактором «Правды Гайдукевича», между прочим, в 90-е годы «топил» за Лукашенко, за союз с Россией. Почему-то, приехав в Украину, развернулся на 180 градусов и стал националистом. Разве так бывает? Деньги, это все деньги».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В это же время Гайдукевич впервые столкнулся с протестами. «Горячей весной» 1996-го в Минске перекрывали проспекты и переворачивали машины. Курсантов без спецсредств и амуниции вывели для наведения порядка.
«В наши шеренги просто летели камни, а мы ничего не могли сделать», – делится политик.
На страже
Строить милицейскую карьеру Гайдукевич начал по линии борьбы с экономической преступностью. Вспоминает, что на это его сподвиг один из детективных фильмов, увиденный во время учебы.
Правда, красный диплом не произвел впечатления на руководителя подразделения. Было обидно.
«А потом было еще более обидно. Он зашел ко мне в кабинет и спрашивает: «Ты сын Гайдукевича?» Я говорю, да. «А, понятно, ты пришел в милицию на год-два, чтобы от армии отмазаться и уехать потом. Здесь денег нет, ты отсюда уйдешь»», – делится собеседник.
Гайдукевич-младший работал, говорит, сжав зубы. Через год был лучшим в профессии. Пошла карьера: старший опер, зам и начальник ОБЭП, криминальной милиции – и так вплоть до главы районного подразделения.
Знающие, как делать погоны и карьерный рост, сослуживцы уже видели Олега в перспективе на руководящих постах в министерстве.
«Я лидер парламентской партии, это выше министра», – говорит сейчас Гайдукевич.
Но тогда политика и милицейская служба в его жизни переплетались.
Рукопожатие от Лукашенко и взятка от оппозиции
В 2001 году отец Гайдукевича решил идти на президентские выборы. На регистрацию, которая проводилась во Дворце Республики, взял с собой семью.
Там Олег впервые близко увидел Александра Лукашенко.
«Мне президент жмет руку. Конечно, приятно, я простой опер, мне 20 с лишним лет», – вспоминает политик их первое знакомство.
Те выборы запомнились Олегу грязной политической игрой. Были три кандидата: действующий президент Александр Лукашенко, представитель объединенной оппозиции Владимир Гончарик и глава ЛДПБ Сергей Гайдукевич.
«Моему отцу покойный Сергей Калякин [политик, глава ПКБ. – Tochka.by] предложил большую сумму денег, на тот момент это примерно $0,5 млн, за снятие с выборов, чтобы Гончарик остался единственным кандидатом. У них был план сняться с выборов в 2001 году тоже и сорвать их вообще. И мой отец отказался от этого, сказал, что не продается», – делится Олег Гайдукевич.
В качестве альтернативы предлагалось «взять деньги и послать всех куда подальше». Тем более что сын кандидата – милиционер. Но Гайдукевичи тогда, рассказывает Олег, отказались от подобных схем.
На следующие выборы 2006 года Гайдукевич-старший шел уже всем известным политиком, к тому моменту он успел избраться депутатом парламента.
«В 2006 году выборы запомнились жалкой пародией на Ющенко со стороны Милинкевича. Тот ничего нового не придумал, надел тоже желтый шарфик, как в Украине, когда пытались сделать «оранжевую революцию» и Майдан», – спустя годы вспоминает Олег.
По словам политика, он сожалеет, что с тех времен в Беларуси само понятие оппозиции оказалось замаранным:
««Оппозиция» – хорошее слово. Мы его в стране немножко дискредитировали. Отношение у населения стало плохим: что это радикалы, люди, которые хотят все разрушить. А на самом деле это альтернативная точка зрения, она должна быть всегда».
На скандальных выборах-2010 отец Гайдукевича свою кандидатуру снял с гонки – заявил, что «хочет побыть зрителем на этом спектакле».
Всего было 10 кандидатов. После попытки штурма Дома правительства задержали семерых.
Олег Гайдукевич в тот вечер был на площади – на тот момент он руководил Фрунзенским райотделом милиции, чей состав находился в резерве.
«Я тогда прекрасно видел, что милиция до последнего не предпринимала попыток, чтобы разгонять, – до того момента, когда совсем оборзели и начали штурм административных зданий», – рассказывает бывший силовик.
В те годы Олег смотрел на всю политику с другой стороны – как-никак человек в погонах. Однажды в райотдел к Гайдукевичу привезли одного из кандидатов той кампании – Виталия Рымашевского.
«Культурно, вежливо со мной разговаривал. На следующий день открываю интернет: «Меня приковали к батарее, надо мной издевались». У меня тогда вырвалось: ну как можно так врать?! Ты чай пил, ты сожрал все печенье у меня в кабинете. И потом пишешь, что тебя приковали к батарее», – делится политик.
По словам Гайдукевича, в те времена милиция очень осторожно работала с теми, кто связан с политикой. Уже тогда понимали, что всегда есть возможность «создать картинку и как-то спровоцировать».
Гайдукевич-младший идет в политику
В 2012 году Олег Гайдукевич решил распрощаться с карьерой правоохранителя и испытать себя в политике – в отцовской партии.
Гайдукевич-старший, по словам сына, отнесся настороженно.
«Скажут, сын пришел на место отца. Но в политике отец тебя не подтянет, не привьет политический талант, не научит выступать, если нет харизмы. В партии нельзя руководить, как в милиции. У тебя нет полномочий кого-то уволить, партия – это объединение единомышленников», – вспоминает первые шаги Олег.
Еще один вызов – в белорусской политике нет денег.
«И в первый же день, когда уволился из МВД, я устроился на работу в коммерческую структуру. Надо было за что-то жить, это сейчас я депутат парламента. А в 2016 году проиграл», – вспоминает жизненные и политические неурядицы того времени Гайдукевич.
Депутатская зарплата не сказать чтобы шокирует своим размером. Интересуемся актуальной: дотягивает ли до Br5000?
«Нет, меньше. Каждый месяц по-разному. Обычная зарплата чиновника, госслужащего, ничего выдающегося нет», – признается политик.
При этом, по словам Олега Гайдукевича, его семья никогда не была бедной. Но и миллиона долларов сейчас у него нет.
«Нет, но хотелось бы. Бойтесь людей, которые говорят «денег не хочу, должность не хочу». Или врет, или идиот», – излагает свое кредо Гайдукевич.
И тут же вспоминает историю из прошлого:
«WikiLeaks в одном из расследований написали, что мой отец заработал на продаже оружия несколько миллионов долларов и они лежат на австрийском счету. Я ему сразу позвонил и говорю: папа, ну ты непорядочный человек, отдай хоть один миллион, и я буду хорошо жить. Мы вместе посмеялись».
Чем политика отличается от любовницы
В 2015 году отец Гайдукевича в очередной раз пошел на президентские выборы. Олег был тогда его доверенным лицом.
По сравнению с предыдущими кампаниями та была максимально скучной – без заметных скандалов.
«Не скучно должно быть с любовницей, с женой, не скучно должно быть с детьми. А в политике должно быть скучно немножко. Потому что, когда в политике не скучно, это означает, что страна-то катится не туда. Начинается радикализация, начинаются разделение людей, поляризация мнений. Это всегда плохо», – считает глава партии.
Сергей Гайдукевич тогда занял третье место (3,3%) вслед за Александром Лукашенко (83,5%) и Татьяной Короткевич (4,4%).
И грянул 2020 год
На выборы-2020 ЛДПБ выдвигала уже Гайдукевича-младшего.
Сейчас Олег говорит, что был настроен идти до конца. Начали собирать подписи. Но тут неожиданно для всех, в том числе и для однопартийцев, он покинул гонку.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Гайдукевич признается, что решение он принял, «когда увидел, как один из участников предвыборного мероприятия набросился на милиционера».
«Понял, что выборов не будет. Что они хотят войну. И в данной ситуации я принял решение сняться», – объясняет политик.
Еще одна деталь, на которую обращает внимание Гайдукевич, – бюджеты конкурентов:
«Тогда я увидел, что в политику могли попасть какие-то огромные деньги. Какие честные выборы [могут быть. – Tochka.by], если бюджет Бабарико в день был как весь мой бюджет на всю кампанию?»
По его мнению, в кампании-2020 было много нечестных приемов. В качестве примера он приводит рейтинговое голосование на одном из ведущих интернет-порталов того времени.
«Я сказал Наташе [помощнику. – Tochka.by] заплатить деньги и в качестве эксперимента накрутить голоса за меня. Ничего не произошло. Накрутили на Бабарико – пошло. Я понял, на кого работает TUT.BY. Это честные выборы? Изначально все пошло нечестно», – раскрывает подробности несостоявшийся кандидат.
В результате Олег Гайдукевич принял решение стать доверенным лицом Александра Лукашенко. Он признается, что не было никаких консультаций с Администрацией президента, просто обратился в предвыборный штаб:
«Это самый большой миф, что кто-то ведет консультации, с кем-то общается, принимает решения какие-то за политика. Никогда такого не было. Все решения я принимал сам. Единственный, с кем я советовался, – мой отец».
При этом Гайдукевич признает, что на белорусских выборах присутствует и административный ресурс.
«Как-то приехали депутаты Верховной рады, еще до войны. Они мне говорят, что у нас на выборах есть административный ресурс. Думали, что я начну юлить и говорить, что его нет вообще. Отвечаю: зато я знаю, сколько у вас стоит стать депутатом. Во всем мире на выборах [присутствуют. – Tochka.by] либо деньги, либо административный ресурс».
Сейчас Олег Гайдукевич говорит, что пойдет до конца.
«2020 год был единственным, когда я снялся с выборов, потому что нам не выборы захотели сделать, а войну в стране. Не важны были моя программа, мои взгляды, политическая партия. Важно было одно – ты выступаешь либо за то, чтобы сохранить страну, либо чтобы ее уничтожили», – рассказывает Гайдукевич.
Развод и сексуальные скандалы
Олег Гайдукевич, возможно, и предпочел бы, чтобы кругом обсуждали его политическую программу, но в последнее время больше запомнились личные скандалы.
Сначала грянул развод. Бывшая жена Мария тоже не из простой семьи – она дочь экс-главы Комитета по ценным бумагам Валентина Шухно.
Политик же в августе 2023 года объяснил причины развода так: «Оттого, что жил карьерой, был недостаточно внимательным к супруге».
Спустя более чем год он делится подробностями того, как все прошло.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
«Прекрасные отношения с бывшей женой, растим вместе детей. Все оставил после развода ей. Меня так воспитывал отец», – говорит политик.
Родители Олега тоже не сумели сохранить брак:
«Были очень тяжелый развод, скандалы. И все вот это на мне отразилось. Я тогда маленький был. Второй брак отца оказался счастливым. И я для себя сделал вывод: что бы в моей семье ни случилось, всегда надо расходиться хорошо, чтобы дети не переживали».
А спустя месяц после развода Гайдукевич попал в новый скандал – в его Telegram-канале кто-то опубликовал фото полового члена. Дикпик быстро разлетелся по белорусской прессе, которая работает за рубежом. Политик сразу же объяснил все взломом.
«Где это все произошло? В Польше и Литве. На территории Беларуси нигде этого не было. Очевидно, кто за этим стоит, кому это надо и кто все это организовал», – утверждает Гайдукевич.
И тут же предлагает журналистам делать работу более качественно: найти женщин, которые могут дать однозначную оценку: чье достоинство на фото.
«Я к этому никакого отношения не имею. А если бы имел, давным-давно все это доказали и показали бы», – говорит собеседник.
При этом Гайдукевич признается, что его канал ведут несколько человек – права администратора есть у помощников, иногда подключается и пресс-служба.
Сейчас Олег Гайдукевич строит жизнь по-новому. Купил квартиру – говорит, что в кредит. Каждый день видится с дочками. Они же помогают ему – вместе ходят за покупками.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
«Дочка хитрит, говорит, что ей нужно на шопинг, а заодно покупаем все мне», – улыбается Олег.
На политике итальянский костюм, марку которого Гайдукевич не может прочитать с первого раза, и галстук от Pierre Cardin.
…Бульдожка Акси в этот момент поудобнее устраивается на диване – интервью хозяина приятнее беготни по пикетам со сбором подписей.