Сезон «переобувки» давно наступил: записываться на шиномонтаж и неспешно выбирать себе покрышки можно уже сейчас, чтобы не пришлось любоваться первыми снежинками в огромной очереди. Как рассказывают эксперты, цены на азиатские шины (по сравнению с прошлым годом) выросли на 15—20%. Отдельные «европейцы» прибавили аж 40—60% к стоимости. Чего ожидать дальше?
И что вообще сейчас происходит на рынке, откуда столько «ноунеймов»? Разбирался Onliner.
Премиум: тут все стабильно (стабильно ничего нет)
Обычно разговор о шинах мы начинали с бюджетного сегмента. Но в этот раз решили пойти от обратного — от премиума. Дело в том, что именно в нем почти ничего не поменялось в отличие от других сегментов.
— Прямые контракты у белорусов — только с Pirelli. Все остальное поставляется параллельным импортом, — рассказывает Дмитрий Марголин, заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «Мегасклад».
Что плохого в параллельном импорте? Во-первых, он предполагает дополнительные расходы на логистику и все, что с ней связано. Во-вторых, в случае брака принимать решение касаемо замены товара или возврата денег будет исключительно импортер.
— Отмечу, что у Pirelli самая доступная цена в премиуме. Шины поставляются из России, то есть у продавцов нет дополнительных расходов на логистику и доставку. Производство в РФ — это отнюдь не минус. Те же самые шины ранее поставлялись в Европу.
Например, Michelin (приезжает к нам по параллельному импорту) в размере 205/55 R16 будет стоить более 500 рублей за штуку. И эта цена (точнее, разница в цене с другими брендами) не является показателем качества. Это переплата за логистические проблемы. Мое мнение: не должен Michelin стоить таких денег, — отмечает эксперт.
Крепкая середина: «голод» и ренейминг
— В среднем сегменте «голод» остался. Основное место там занимают корейские шины (Nexen, Kumho). «Европу» поставлять в Беларусь все сложнее и сложнее, — уверяет Дмитрий. — В прошлом году мы говорили о турецких брендах, но с ними тоже стало труднее: доставить товар из Турции в Беларусь — это квест со звездочкой. Из-за этого в первую очередь страдают владельцы машин с большими размерами колес и обладатели коммерческого транспорта. Турецкие «цэшки» занимали на рынке немаловажное место — это был хороший продукт за приемлемые деньги.
Новых суббрендов в среднем сегменте не появилось. Однако на рынок вышло новое имя — Ikon. Это наследие известного бренда Nokian. Технологии производства, рецептура, сырье и даже программное обеспечение — на заводе (на котором журналистам Onlíner, к слову, недавно удалось побывать) все осталось прежним. Проще говоря, сменились только этикетки.
— Зимние шины от Nokian всегда были на хорошем счету, — делится мнением специалист. — Похожая ситуация произошла с Gislaved. Сейчас это те же покрышки, что производились под брендом Continental. Заводом в Калуге теперь управляет Cordiant. Зимняя линейка, протекторы и т. д. — все осталось прежним. Изменения коснулись цены. Она выросла (по отношению к прошлогодней) на 10—18%. У Ikon — на 9—16% в зависимости от типоразмера.
Середнячок с минусом. Учимся разбираться в «китайцах» (а надо ли?)
А теперь к сегменту, который больше всего накрыла китайская волна. Речь о «медиум минус». Многие названия, пришедшие к нам на рынок, не то что не на слуху — их даже выговорить сложно.
— Не все «китайцы» относятся к этому сегменту. Есть и более бюджетные — C. Но пока поговорим именно о «B с минусом», — предлагает Дмитрий. — Сейчас в продаже можно найти более 30 наименований китайских брендов шин — почти на все буквы алфавита! «Китайцы» не захватывают рынок — они уже его захватили. Собственно, прослеживается параллель и с новыми автомобилями.
В прошлом году размер 245/45 R20 (это шины, которые устанавливают на Geely Tugella, Monjaro) был абсолютным хитом, которого не хватало. Цены на него били все мыслимые и немыслимые рекорды.
В этом году ситуация немного иная. Можно назвать семь размеров, которые занимают ведущие строчки в статистике продаж. И да, все они устанавливаются на китайские автомобили. Хватит ли покрышек на всех новоиспеченных обладателей «китайцев»? Не исключаю дефицит некоторых размеров, особенно ближе к экватору сезона. Однако если чего-то не окажется в продаже, оно, скорее всего, доедет до нас за неделю-две.
«Китай» — это хорошо или плохо? Отвечу так: это страна производства, и синонимом качества ее название не является.
Белорусский рынок небольшой, и наши автолюбители имеют высокие требования к продукту. Поэтому к нам из года в год и поставлялись бренды, обеспечивающие достойное качество. Среди «китайцев» таких было 5—7 — вы их наверняка знаете: Triangle, Sailun, Grenlander, Linglong, Westlake, Maxxis и т. д.
Но сейчас многие продавцы начали активно завозить «ноунеймы». Многие из них, откровенно говоря, я бы не рекомендовал. Конечно, пройдет время, и рынок сам себя очистит, но некоторые водители успеют «пострадать».
— Как тогда выбрать «китайца», которого не страшно купить?
— Берите то, что продается на нашем рынке не меньше 5—7 лет. Хорошего именитого «китайца» в популярном размере 205/55 R16 можно купить за 148—160 рублей (за колесо). Если говорить о размерах, которые сейчас популярны у китайских автомобилей (235/50 R19, 235/55 R19, 245/45 R20), то цена проверенных шин из Поднебесной будет варьироваться от 270 до 340 рублей. И отслужат они вам 4—5 сезонов. Премиальные шины при этом будут стоить 1300—1600 — и мы вновь говорим о том, что разница в цене не сопоставима с разницей в качестве. Это плата за доставку.
К слову, на одном и том же заводе могут производиться восемь разных брендов. Пять из них, допустим, будут абсолютно одинаковы внешне, но предназначаться для разных рынков. А у разных рынков — разные потребности.
Если вы гуглите и видите, что какие-то китайские покрышки раньше предназначались только для внутренних, среднеазиатских продаж — это звоночек. Не могу сказать, что такие шины будут плохими. Но, скорее всего, они будут отличаться от того, что поставляется к нам, в Европу или Северную Америку, где требования к качеству иные.
Самый дешевый сегмент. «Белшина» или китайский «ноунейм» — что выбираем?
— У белорусских и российских шин все остается неизменным. «Белшина» продается, хоть в сезон ее часто не хватает, — продолжает эксперт. — Если говорить об РФ, то это в первую очередь Cordiant. Продается и Formula, которая производится на заводах Pirelli. КАМА сейчас представлена у нас в небольших объемах — в основном из-за высокой для своего сегмента цены.
— «Белшина» или китайский «ноунейм»?
— «Белшина» у нас уже проверена. Недорогая и неплохая шина. Если выбирать между ней и «китайцем», про которого даже консультант ничего не может рассказать, то определенно стоит остановиться на отечественной покрышке.
Но, конечно, есть «китай», который обходит «Белшину» на голову (а то и на две). Однако и стоимость у него будет соответствующая.
— Хочу «шипы», на которых не разорюсь. На каких производителей обратить внимание?
— Шипованных «китайцев» на нашем рынке не так уже много, только в отдельных размерах. На помощь придут Ikon, Torero (производит завод в Калуге, бывший Matador), Gislaved.
Но все это — сегмент «медиум» или «медиум плюс». Если нужно дешевле, то стоит рассмотреть российских производителей.
Поднимутся ли прайсы к сезону? К счастью для покупателей, продавцы ограничены постановлением под номером 713 «О системе регулирования цен». Но наш эксперт не отрицает: в пределах 50% стоимость отдельных шин еще может подрасти. В общем, заканчиваем тем, с чего начинали: в свободное время уже пора листать наш Каталог, если вы еще не начали этого делать.