Джигиты на «Приорах» и дешевое топливо. Посмотрели, как и на чем ездят в Азербайджане

АвтоВ миреОбщество
Поделись с друзьями

Шинный кластер «Кордиант» организовал для журналистов тест летних шин Torero MP47 в Азербайджане. Своими впечатлениями о шинах abw.by поделится весной, а пока журналлист портала Андрей Ахрем расскажет о том, как, на чем и по каким дорогам ездят в Стране огней.

Посмотрели

Для приезжих Азербайджан начинается с Баку, точнее, с аэропорта имени Гейдара Алиева. Он хорош во всех отношениях: просторный, красивый, продуманный и логичный.

Посмотрели

Ночная дорога до отеля оставляет самые благоприятные впечатления: широкая, ровная, хорошо освещенная. По пути нос улавливает специфический запах – запах нефти. «Нефтянка» – ведущая отрасль экономики Азербайджана. Факелы нефтедобывающих платформ – единственные яркие пятна, которые видны внизу во время ночного полета над Каспием после захода луны за горизонт.

У меня в запасе практически весь понедельник, поэтому решаю пройтись по автосалонам посмотреть цены, а также посетить местный авторынок. Обо всем этом расскажем в отдельных материалах.

Общественный транспорт: бакинские квесты

В Баку довольно доступные такси, но хочется поглубже окунуться в местную атмосферу и прокатиться на общественном транспорте, который в наземном виде представлен здесь исключительно автобусами.

Как выяснилось, просто купить талончик на остановке, как у нас, нельзя. Приобрести его у водителя – тоже. Для проезда необходима карта BakiKart – аналог нашего электронного проездного. Стоит два азербайджанских маната, пополнять можно на любую сумму. Чтобы было проще ориентироваться в местных ценах – просто умножайте суммы в манатах на два и получите цены в белорусских рублях.

Но самое странное, что оплатить и пополнить проездной с помощью банковской карты нельзя, поэтому приходится поменять самую мелкую купюру в $10 – больше попросту не надо, т.к. наши карты Visa в Азербайджане работают без проблем.

Выдвигаюсь в город. И меня ждет первый квест. Перед отелем – огромная развязка, по которой определенно удобно ездить на автомобилях. А вот чтобы пешеходу попасть на другую сторону дороги к магазину, находящемуся буквально напротив меня, приходится нарезать крендель метров в 800 с подъемом на железнодорожный мост и спуском с него. На пешеходной части моста – огромная лужа во всю ширину, по которой разложены куски плитки, чтобы не набрать воды в обувь.

Дохожу до нужной мне остановки – и выясняется, что терминала с проездными картами там нет. Приобрести их можно только в метро. Ну как так… Еще 750 метров пешком. Нахожу терминал – и новая засада: чтобы купить карту за 2 маната, нужно внести именно 2 маната. Пять и сдача – нет, не работает. Да вы издеваетесь! Поменял «пятак» в сигаретном ларьке, купил карточку, пополнил ее на 1 манат, ведь мне нужно доехать до рынка и обратно, а поездка стоит 0,5 маната (или 50 гяпиков) – рубль на наши.

В Баку есть два вида автобусов: побольше и поменьше. «Гармошек» нет. Мне достается маленький автобус.

Вход – только через переднюю дверь, на входе нужно приложить карту к валидатору. Из-за этого на оживленных остановках образовывается очередь. Поставить валидаторы у каждой двери – нет, не слышали.

Поездку в местном автобусе сложно назвать комфортной. Водитель едет так, будто управляет личным BMW. Газ-тормоз, разгоны в пол до 80 км/ч и интенсивные торможения перед теми, кто высовывается на полосу для общественного транспорта с прилегающей территории или просто решает остановиться. Начинает казаться, что на ПДД в Баку всем плевать.

Остановки в салоне никак не объявляют, на табло не показывают. Если ожидающих автобус на остановке нет, а водитель не заметил в зеркало желающих выйти – он может просто не остановиться. В общем, единственный плюс бакинского автобуса – скорость, в остальном минский наземный общественный транспорт просто на голову лучше. Еще бы ездил так же быстро.

И это столица! А что в регионах? Через два дня мы окажемся в Шеки. И вот их общественный транспорт: старенькие небольшие автобусы и древние «Мерседесы» в качестве маршруток.

Автомобильный заповедник

Теперь расскажу вам, на чем ездят азербайджанцы. В Баку отличия от Минска невелики, хотя если взять средний возраст автомобилей, то у нас они наверняка окажутся моложе.

Много «японцев», включая Toyota, в частности 20-ые «Приусы», много возрастных Mercedes. О соседстве с Ираном напоминает наличие на дорогах Samand, а о советском прошлом страны – «Жигули» и прочие «Лады».

Китайских автомобилей на бакинских дорогах минимум, еще меньше, чем ВАЗовской «классики». Электромобилей мы увидели считанные единицы. Возможно, дело в том, что в Азербайджане «электрички» ездят с обычными белыми номерными знаками, поэтому они не так бросаются в глаза. Но скорее там просто в почете традиционные ценности, в том числе и автомобильные.

Стоит отъехать буквально на 100 километров от Баку – и автопарк вокруг заметно меняется. В Шемахе свежих иномарок становится минимум, концентрация Mercedes W202 и W210 резко увеличивается, но и они проигрывают количественный бой «Жигулям» и «Нивам». Даже такси здесь – «шестерки» и «семерки». Видимо, никаких требований к состоянию и возрасту автомобилей, работающих в извозе, в Азербайджане не предъявляется.

Интересно, что за все время, проведенное в Стране огней, мы не увидели ни одного VW Passat B3 или B4. Кажется, мечты азербайджанцев разительно отличались от белорусских.

Чем дальше на север – тем старше автомобили. Немолодые японские грузовики на дорогах сменяются откровенно древними КАМАЗами.

А около Лахиджа нам и вовсе попался брутального вида ЗиЛок с приветливым водителем. Пардон за смаз – когда ЗиЛ выехал из-за поворота, я на длинной выдержке снимал наши машины в статике на фоне скал и просто не успел поменять настройки камеры.

Уже в Шеки основу автопарка составляет «классика». Всего 300 км от Баку, а куда ни посмотри – увидишь «Жигуль». Просто заповедник «классики».

Причем иногда эти «Жиги» и «Нивы» приобретают причудливые формы, превращаясь в кустарные пикапы. Ну а что? Кому-то надо возить солому, кому-то – овец. А свежие пикапы не по карману – по словам нашего гида, средняя зарплата за пределами Баку составляет $200–300. Прожить на них при заметно более высоких, чем в Беларуси, ценах тяжело, поэтому у большинства азербайджанцев есть дополнительные источники дохода. Во всяком случае, если верить гиду. А оснований не верить ему у меня нет.

Интересно, что при обилии «Нив», УАЗы на дорогах Азербайджана встречаются только в виде «головастиков». 469-х мы, кажется, не видели вообще.

Стоимость топлива? Страна огней буквально стоит на нефти. Дизтопливо и 92-й бензин в Азербайджане дешевле, чем у нас: ДТ – ровно 1 манат за литр. На наши это около 1 рубля 90 копеек. Литр 92-го бензина обойдется в 1,1 маната – примерно 2,1 рубля. Зато литр 95-го заметно дороже белорусского – 1,6 AZN ( почти 3,1 рубля).

Где логика?

Переходим к азербайджанским дорогам. Уже с балкона отеля очевидны просчеты в организации дорожного движения. Про смещение полос там, кажется, не слышали. В итоге в местах слияния широких дорог один поток вынужден уступать другому, хотя при грамотном подходе они могли бы сливаться без остановки. А еще на дорогах масса мест, где до перекрестка было три полосы, а после, например, пять. В какую ехать-то? Возможно, в азербайджанских ПДД что-то написано по этому поводу, но почему нельзя просто сделать понятно?

Пешеходов на переходах пропускать не принято. Но и ходил, и ездил я по-белорусски. В обоих случаях местные смотрели на меня, как на идиота: пешком ломится на переходах под колеса, за рулем зачем-то останавливается пропустить.

Что однозначно радует белорусского водителя – это полное отсутствие лежачих полицейских.

На трассе сразу обращаешь внимание на «срач» за пределами дороги. Мы от Баку толком не отъехали, а уже какие-то развалившиеся сараи, поваленные заборы и просто кучи мусора. Бесхозяйственность! Через 15 минут белорусский глаз начинает дергаться от такой картинки.

Трасса М4 Баку – Шемахы – Евлах хороша. Ровный асфальт, бетонный отбойник посередине. Камер контроля скорости очень много, часть из них отмечена знаками Radar, часть – нет. Благо все камеры одинаковые, быстро начинаешь их замечать с безопасного расстояния.

Помимо камер, за скоростным режимом и другими нарушениями ПДД следит дорожная полиция. И вблизи городов ее очень много. Настолько много, что за пару часов можно увидеть такое количество машин и инспекторов ДПС, которое в Беларуси не увидишь за месяц. Рассказ о своем общении с местной автоинспекцией оставлю на статью о тесте шин.

Как и в Беларуси, о ДПС на дороге местные сигнализируют дальним светом. И вот мы едем, а нам моргает встречка. Проезжаем метров 500 – впереди разворачивается машина ГАИ, направляется нам навстречу и тоже моргает дальним. Предупредили о камере.

В Баку мы возвращались другой дорогой – трассой М2/Е60, которая в обратном направлении ведет в Тбилиси. И она несколько более «уставшая»: первый ряд продавлен фурами. Откровенных ям и заплаток нет, но ехать справа некомфортно.

Чего мы не поняли на азербайджанских трассах – это логики расстановки знаков. Основное ограничение – 90 км/ч, но встречаются и знаки «110». Возле населенного пункта – «70» или «60», при этом те же «70» можно встретить и в чистом поле. Зачем такое ограничение там – непонятно. Но вот мы проехали «населенку» с городским ограничением, а никакого нового знака нет, знаков приоритета – тоже. При этом все давно едут 100.

Или отличный участок трассы и ограничение в 90 км/ч. Вдруг появляется знак «110», а дорога становится хуже. Но самое интересное, что камера скорости при этом стоит метров через 50 после знака большего номинала, а не перед ним.

Обычные дороги, скажем так, районного значения, тоже находятся в неплохом состоянии. А извилистые горные серпантины – это отдельная статья водительского удовольствия.

Только асфальт на них иногда внезапно заканчивается – смыло.

На подъезде к Габале нам повстречалась и гравийка длиной в несколько десятков километров, причем размокшая и местами в состоянии стиральной доски.

Моя коллега по белорусскому экипажу Вероника, которая в тот момент находилась за рулем, включила режим «выше скорость – меньше ям». Подвеска нашей Kia K5 не противилась такому раскладу. Мы довольно быстро преодолели гравийный участок, после которого чистая с утра машина выглядела так, будто ее не мыли полгода. Чтобы не пачкать руки, внешние ручки пришлось протирать влажными салфетками. Жаль, было уже темно, а к утру наши автомобили вымыли, поэтому вот вам фото «технички», которую помыть не успели.

Наш вердикт

Дороги Азербайджана не назовешь плохими, но и до идеальных многим из них далеко. А вот организация дорожного движения на троечку с минусом по пятибалльной системе: в этом плане Беларусь выигрывает с огромным отрывом. А ведь мы даже не задумываемся над тем, насколько просто и комфортно ездить по нашим дорогам. Белорусский общественный транспорт тоже на голову лучше азербайджанского.

А вот водители Страны огней оказались куда более дисциплинированными, чем о них принято считать. За два дня мы видели пару-тройку странных маневров, но стереотип о низколетящих джигитах на «Приорах» развенчан – в целом нормально азербайджанцы ездят.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.