В диалоге об автомобилях с братом, кумом или сватом частенько можно услышать: «Владел лет десять назад простой и неприхотливой машиной — купил бы такую же! Найдись что-то „живое“ на вторичном рынке». От того, чтобы пригнать подобный вариант из Европы, многих останавливают драконовские ставки таможенных пошлин. Да и побаиваются люди сюрпризов и дальней дороги. Благо не все!
Сегодня рассказываем историю белоруса, который купил дизельный Peugeot 308 SW с небольшим пробегом и в действительно хорошем состоянии, в чём мы убедились, поместив иномарку на подъёмник. Честно про затраты и личный опыт — в материале av.by.
«Выиграл на аукционе за 2 620 евро»
Гродненец Антон семь лет отъездил на дизельном Citroen. Хотя мужчина был полностью доволен «французом», возраст машины брал своё, так что он задумался об альтернативе. Рассматривать решил европейский рынок подержанных авто.
— Идея приобрести автомобиль через аукцион оказалась для меня вызовом. Подошёл к вопросу со всей серьёзностью. Днём и ночью искал модель с крепким кузовом, надёжной подвеской и экономичным дизельным мотором. После изучения множества сайтов с отзывами, видеообзоров на YouTube и материалов о машинах наконец-то определился. Выбор остановил на Peugeot 308 SW в кузове T7, — рассказывает собеседник. — Хотелось получить экземпляр именно с дизелем 9HZ.
— Универсал выделяется объёмным багажником (573 л), двойной антикоррозийной обработкой кузова и надёжными дизельными моторами линейки HDi. Однако для меня было важно найти версию именно с 16-клапанным двигателем 1.6 HDi (9HZ) мощностью 109 л. с., турбиной с изменяемой геометрией и шестиступенчатой коробкой передач. Данную модификацию хвалят через одного. Я рассчитывал на пробег до 130 000 км и исключительно небитую машину.
— На аукционах ситуация оказалась крайне непростой. Среди автомобилей возрастом более десяти лет встречалось много вариантов с большим пробегом или в плохом состоянии. К тому же я хотел комплектацию без панорамной крыши. Опытные владельцы предупреждали: у Peugeot она часто выходит из строя, а ремонт влетает в копеечку, доходя до 1 500 долларов. Многие знакомые утверждали, что я занимаюсь ерундой, и уговаривали даже не начинать поиски в ЕС…
— Несмотря на все трудности, я нашёл подходящий мне автомобиль в Италии. Под капотом — желанный 1,6-литровый дизель и механическая «шестиступка». Выиграл иномарку на аукционе за 2 620 евро, однако это была только стартовая стоимость авто. К ней добавились сопутствующие и обязательные траты: аукционный сбор, транспортные расходы (поиск автовоза и погрузка), доставка машины через всю Европу до Польши, а также сбор страны реализации, который в случае Италии оказался весьма ощутимым для бюджета…
— Порадовало, что к «Пежо» на аукционе прилагалось небольшое, но ёмкое описание, где обнаружились сведения о числе владельцев. Оказывается, я стал вторым хозяином универсала. Да, удивительно! В европейском техпаспорте указывается количество предыдущих собственников. Ну и на одометре красовались 97 тысяч километров.
— С учётом услуг польского посредника и оформления польских документов автомобиль обошёлся мне почти в €4 500 без учёта растаможки и ввоза в Беларусь. После этого я пригнал машину в Беларусь и оформил её с использованием льготной растаможки, что при моём объёме двигателя составило €2 800. Тогда курс доллара и евро был меньше, так что в американской валюте выходило $2 965, а в нашей — около 9 384 BYN.
— Цена вырастает не только по причине дополнительных сборов и налогов. Дело в том, что физическое лицо не может купить машину на европейском аукционе. Нужен юридический адрес на территории ЕС. Разумеется, посредник заниматься таким бесплатно не будет.
«С устранением всех нюансов вышло примерно $9 500»
— Забирать покупку решил самостоятельно. По прибытии в Польшу я осмотрел автомобиль и сразу заметил неприятные сюрпризы. Пропал домкрат при перевозке, а также не хватало ковриков. Меня предупреждали, что такое часто происходит, но убедиться в этом на собственном опыте неприятно.
— Кроме того, у авто нашлись царапины на переднем бампере (в нижней части), задней левой арке и правом пороге. Все эти повреждения были зафиксированы на аукционных фотографиях, потому они меня не удивили.
— Несмотря на все сложности, появлявшиеся от покупки до постановки на учёт, автомобиль оправдал мои ожидания. Однако полная стоимость с учётом устранения всех нюансов составила примерно 9 500 долларов, что превысило мой изначальный бюджет примерно на тысячу условных. Отчасти повлияла невозможность вернуть НДС — оказывается, не для каждой продаваемой машины такая процедура реальна!
— Опыт показал, что покупка авто через аукционы сопряжена со скрытыми и неочевидными платежами, которые существенно влияют на итоговую цену. Например, сборы и услуги автовоза одинаковы как для дешёвых, так и для дорогих автомобилей, что делает покупку немолодых машин значительно менее выгодной.
Стоимость на аукционе | Аукционный сбор, сбор страны продажи, доставка до Польши, услуги посредника | Растаможка с применением льготы (50%) | Утильсбор | Страховка | ЭПТС | Таможенный сбор |
€2 620 | €1 880 | €2 800 | 1 017 BYN | 88 BYN | 73,5 BYN | 120 BYN |
— Сразу после оформления всех необходимых для эксплуатации документов я привёз автомобиль на станцию для проведения полного ТО. В список работ вошла замена ремня ГРМ с роликами и помпой, антифриза, моторного масла и всех фильтров, а также установка новых опорных подшипников вместе с подушками.
— На данный момент я выставил автомобиль на продажу: изменилась жизненная ситуация. Но перекупщикам подобный сегмент не шибко интересен, ведь замаскировать свою маржу в больших относительно стоимости самого авто тратах сложнее, чем, к примеру, при премиальной марке.
— Перед сезоном собирался покупать комплект новой зимней резины, но не успел — до холодов в жизни многое изменилось, так что автомобиль выставил на продажу. Честно говоря, сейчас не вижу большого смысла приобретать новый комплект: следующему владельцу всё равно уступлю в цене на покрышки, зато человек выберет тот бренд, который ему подходит и нравится.
— К сожалению, рыночные цены оказались ниже, чем сумма, которую я вложил в эту машину. Зато автомобиль с таким пробегом и состоянием не найти в продаже — в этом я не сомневаюсь. Переплатил ли я? Не думаю. Когда ты понимаешь, что покупаешь 14-летний небитый экземпляр с оригинальным и небольшим километражом, — ни о чём не жалеешь. Увы, обстоятельства сложились чуть иначе, а так ездил бы долгие годы, — заключает собеседник.
На подъёмнике
Дабы убедиться в словах владельца, а также своими глазами оценить состояние 14-летнего универсала, мы отправились на гродненскую СТО сети TEXX Service. Мастер разместил автомобиль на подъёмнике, после чего приступил к диагностике.
— Вы знаете, подобное состояние встречается нечасто, — начинает специалист. — Обратите внимание на внутреннюю часть порогов: кромка не заломана, как это нередко бывает у возрастных машин. Заводские места установки домкратов тоже в отличном состоянии. Балка задней подвески зимы будто вообще не видела — ни одного «рыжика».
— Сперва бросается в глаза, что снизу вдоль туннеля выхлопной системы не наблюдается термоэкрана. С одной стороны, это минус, ведь он отражает тепло от силовой конструкции кузова, а перепады температуры металлы не любят. С другой — так мы можем оценить едва ли не заводское состояние силовой конструкции под ним.
— Что касается технической части, то здесь тоже особо придраться не к чему. Двигатель чистенький и сухой, хотя по подкапотному пространству заметно: его давно не мыли. Намёков на нарушение герметичности соединений механизма не замечено.
Уровень техжидкостей в норме, без каких-либо отклонений. «Тормозуха» — свежая!
— Передняя и задняя подвеска — без люфтов и стуков. Заострить внимание возможно лишь на сайлент-блоках балки — видимо, они здесь ещё заводские, а резина внутри детали пошла трещинами.
При изучении кузова толщиномером выяснилось, что элемент преимущественно в заводском ЛКП. Вторичные окрасы обнаружились сзади на левом крыле и правом пороге.
— Автомобиль именно с этими дефектами был куплен на аукционе! Уже по прибытии машины в Беларусь специалисты произвели косметические подкрасы, чтобы избавиться от притёртостей на ЛКП, — уточняет Антон, демонстрируя фотографии.