В нашей стране довольно сильное автомобильное движение: в тёплый сезон различные выставки и шоу проводятся чуть не каждую неделю. Но есть нюанс: они временные. Поэтому, если не успел насладиться видом техники — пеняй на себя.
А теперь у белорусов появилась потрясающая возможность познакомиться с автомобилями и мототехникой разных эпох, в том числе и с редкими экземплярами, которые выпускались ограниченным тиражом и которых в мире днём с огнём не сыщешь. Недалеко от Минска, в индустриальном парке «Великий камень», расположилась внушительная автомотоколлекция как советского автопрома, так и ретро-экземпляров европейских, американских, японских производителей.
Собрать такую большую эпоху под одной крышей — дело совсем уж непростое. Как удалось это сделать? Чем интересным может похвастаться постоянная выставка? Какова судьба того или иного экземпляра? Обо всём этом av.by узнал у «хранителя» выставки — человека, через руки которого прошли практически все экспонаты.
«В проект я попал по чистой случайности и понял: если откажусь, то сильно пожалею»
Стоило только войти в выставочный центр в «Великом камне», как у нас захватило дух от масштаба коллекции «Автоэпоха». Длинными рядами на первом этаже выстроились автомобили — сейчас их здесь около 150.
Советские, американские, европейские, японские… Выставка предлагает познакомиться с машинами разных эпох — от 1950 до 2012 годов выпуска. Но это ещё не всё! На втором этаже центра посетителей ждёт ещё один сюрприз — более 170 мотоциклов, мопедов, скутеров и мотороллеров!
Только представьте: практически каждый экспонат появился здесь силами немногочисленной команды и, в частности, Владимира, который неформально является «хранителем» и смотрителем выставки.
— С подобным форматом мы выступили если не первыми в Беларуси, то одними из первых. Опыта в создании постоянной выставки авто- и мототехники в нашей стране практически ни у кого нет, поэтому нам, как первопроходцам, из-за недостатка информации пришлось приложить немало усилий, учиться и узнавать много нового. Впрочем, мы продолжаем это делать буквально каждый день, чтобы совершенствовать экспозицию.
У многих посетителей, как рассказывает Владимир, нередко возникает вопрос: почему выставка такая разнообразная?
— Основная задача выставки — охватить как можно больше интересов, а не демонстрировать сугубо определённые марки, годы или страны выпуска.
— Разнообразие экспонатов — это гарантия того, что каждый посетитель сможет найти для себя что-то интересное и познавательное. В том числе поэтому на выставке помимо автомобилей и мототехники есть и различная атрибутика: моторы, витрины с коллекционными масштабными моделями авто, журналами, а также радиоаппаратурой.
Любой человек, хоть немного обладающий эмпатией, сразу почувствует, что Владимир с трепетом относится буквально к каждому экспонату выставки. В ходе беседы он не раз останавливается у того или иного авто, обращая наше внимание на его внешний вид, редкость или историю. Он и сам признаётся: для него каждый экспонат — своего рода «ребёнок».
Один из 400 экземпляров в мире — бронированный Mercedes-Benz S-класс W126 1991 года
Владимир судьбой связан с автомобилями ещё с детства — тогда, как и у многих мальчишек, проявился к ним интерес. Со временем он перерос в увлечение, которое повлияло и на выбор специальности — техник-механик.
— В этот проект я попал по чистой случайности. Предполагаю, что из-за своих человеческих качеств — всегда добросовестно относился к работе. На момент, когда мне предложили напрямую поучаствовать в создании масштабной выставки, почти что музея техники, меня в жизни всё устраивало: была работа с хорошей зарплатой и коллективом, который меня ценил и уважал. Я даже взял время подумать, но быстро осознал: если откажусь, то сильно пожалею. Такая возможность появляется всего один раз и её нельзя упускать.
— Конечно, я не просто смотритель выставки. На мне завязано гораздо больше функций и задач: веду постоянный поиск автомобилей и мотоциклов, занимаюсь их покупкой, доставкой, осмотром, решаю совместно с собственником, какие стоит восстанавливать, а какие — оставить в аутентичном виде. Отмечу, мы не занимаемся реставрацией — доведением техники до заводского состояния. Наша цель в том, чтобы она имела опрятный внешний и внутренний вид и тем самым могла радовать глаз посетителей. Какие-то работы мы проводим своими силами, что-то отдаём проверенным мастерам.
Постоянная температура, доступ ультрафиолета. Как хранится техника?
Найти и привезти технику на выставку — это большая работа, но на этом всё не заканчивается.
— Наши «подопечные» всё-таки не молоды… — делится Владимир. — Их содержание — дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Каждое утро здесь начинается с обхода — нужно проверять, нет ли, допустим, где-то течи жидкости или не спустило ли колесо. К тому же, каждый день мы доводим технику до ещё более презентабельного состояния.
— Например, на каком-то авто может не хватает значка — приходится искать его на различных сайтах; другое авто нужно подкрасить. Раз в полгода каждую машину нужно помыть — это трудозатратное мероприятие.
А чтобы как можно дольше сохранить экспонаты в достойном состоянии, на выставке есть свои правила и регламенты.
— Советы и экспертные мнения по вопросам хранения авто мы искали в интернете. И то не все из них действительно полезные. Поэтому пришлось методом проб и ошибок искать действенную «формулу» хранения. Итак, самое главное — это постоянная температура в помещении, примерно +8 градусов по Цельсию, а также хорошая вентиляция, чтобы не было сырости, и доступ ультрафиолета (солнечных лучей), чтобы не образовывалась плесень.
Помимо этого, как рассказывает Владимир, внутри каждый автомобиль перед тем, как попасть на выставку, обрабатывается дезинфицирующими средствами.
— Кожаные салоны протираем народным средством — уксусом, разведённым с водой, который эффективно справляется с вредными микроорганизмами. Для тканевых используются другие специализированные средства. Также периодически ставим в салоны озонаторы. Озон глубоко проникает в материалы и «убивает» скрытые заражения. На всё это уходит уйма времени…
BMW Z3 из бондианы, «Ягуар», как у Елизаветы II
Узнав, сколько времени и сил вложено в этот проект и сколько продолжает вкладываться, совсем по-другому начинаешь смотреть на каждый экспонат и на всю выставку в целом.
Экспозиция действительно сделана с душой и вниманием к деталям. Возле каждого автомобиля и мотоцикла есть стенд с описанием, краткой информацией и QR-кодом для аудиогида. А ещё возле некоторых моделей расположились ростовые картонные фигуры знаменитостей, которые когда-то ездили на таких же.
— BMW Z3 — купе 1997 года выпуска. Таким же некогда владел российский певец Андрей Макаревич. Но лучше всего этот автомобиль знаю по бондиане, а именно по фильму «Золотой глаз». Кстати говоря, этот родстер выпущен компанией BMW после долгого перерыва в производстве таких авто. Интересно, что произведена Z3 за пределами Германии — в США!
На выставке нашёл себе дом и «Москвич-2141» — на таком же ездил Виктор Цой; Mercedes W116, как у Владимира Высоцкого; Rolls Royce — аналогичная модель была обожаемой солистом группы Queen Фредди Меркьюри. А возле Jaguar Mark IX кокетливо притаилась фигура Елизаветы II.
— Автомобиль почти полностью в родном исполнении. Только однажды была подкрашена правая дверь. Мы принципиально не будем восстанавливать «Ягуар». Во-первых, он прекрасен сам по себе, через такой внешний вид отражает свою историю. Во-вторых, учитывая стоимость восстановления и требующееся количество времени на него, это практически за гранью возможного, — делится Владимир.
А какие экспонаты на выставке — любимчики Владимира? Он признаётся:
— Это самый сложный вопрос, который мне часто задают! Каждый экземпляр для меня особенный. Какой-то интересен состоянием, другой — историей создания, третий — применёнными техническими решениями, а четвёртый — судьбой, которую прошёл до того, как попасть к нам.
Порой изюминка экспоната скрывается не столько во внешнем виде или легендарности, сколько в его истории.
— На первый взгляд непримечательный автомобиль, что уж скрывать. Выглядит как несуразная груда металла, но это «живое» отражение эпохи периода после распада СССР — «Автокам» 1994 года выпуска. В то время многие предприятия и заводы пытались выжить, пытаясь привыкнуть к новым реалиям. За основу «Автокама» был взят британский, малоизвестный автомобиль RickmanRanger (его иногда путали с Suzuki Samurai), а собран он кустарными методами с помощью узлов от «Москвича» и «Жигулей». Сейчас такой же не найти даже на его родине — в России.
Немалую долю занимают на выставке и автомобили ГАЗ, начиная с 21-ой и заканчивая экспериментальными образцами. Кстати, есть и такой экспонат — практически советский лимузин, внутри которого ещё и можно посидеть!
— Автомобилей ГАЗ-3111 было выпущено всего 424 штуки, — показывает Владимир на одну из интересных моделей. — После развала СССР в страны начали активно завозиться иномарки. Модель 3111 — это попытка завода выжить и остаться на плаву среди большой конкуренции. Но, как вы поняли, сделать этого не удалось. Ресурсы потрачены, но машина совсем не пользовалась спросом, ведь на момент выхода устарела технически и морально.
«Кадиллак», почувствовавший на себе топливный кризис США
Великий американский автопром, конечно же, не остался без внимания на «Автоэпохе». Владимир выделяет парочку экспонатов, которые лично у него всегда вызывают восторг. Например, Lincoln Continental 1977 года длиной 5,92 метра!
— Когда-то он признавался самым длинным серийным авто в мире, являясь при этом купе! Объём двигателя — 7,5 литра. Породистый! Когда его заводили в замкнутом пространстве, всё содрогалось внутри. Машина очень ценна для меня тем, что ни один элемент не заменён — всё заводское!
Красивый, величественный Cadillac Fleetwood 1981 года выпуска тоже в категории одного из самых любимых автомобилей «хранителя» выставки. И неспроста.
— Этот «Кадиллак» напрямую почувствовал на себе топливный кризис, который разыгрался в США. На нём начали применять систему отключения цилиндров при частичной нагрузке на двигатель, чтобы добиться экономии на топливе. На тот момент это было прогрессивное решение. Система называлась «8-6-4», обозначая, какое количество цилиндров может работать одномоментно. Отключал их автоматический блок управления. Но позже от системы отказались по простой причине — электроника тогда была не такой совершенной, как сегодня, и не всегда корректно работала. А ещё сами американцы не готовы были попрощаться таким образом с любимым V8, поэтому блок управления постепенно начали отключать. И ценность нашего «Кадиллака» в том, что эта система здесь до сих пор установлена и работает!
«Законодателем мод в мире скутеростроения была итальянская Vespa»
Поражает площадью экспозиции и второй этаж центра, где представлена мототехника. Неформально «открывает» первый ряд EMW E35. Да, именно EMW…
— Эта модель в Германии сначала производилась для муниципальных служб, а затем и для военных целей. Мотоцикл пользовался популярностью на фронте. Добыть такой в качестве трофея было праздником. После окончания Второй мировой войны завод, выпускавший мотоцикл в немецком городе Айзенах, достался Союзу. По поручению Сталина производство возобновилось, хотя на складе всего было около 100 комплектов. Вплоть до 1952 года мотоциклы так и назывались — BMW E35. А затем компания BMW подала иск в суд: почему такое же имя носят мотоциклы, производимые не на их заводе? И мотоцикл переименовали в EMW — первая буква досталась от названия города (Eisenach. — Прим. ред.), где находился завод. А в значок вместо синего добавили красный цвет — отсылка к Красной армии.
А вот и линейка наиболее ценных мотоциклов для нас, белорусов!
— Минский мотоцикл М1М тоже создан благодаря победе в войне. Его прототипом стал немецкий DKW RT 125. По репарации завод был перевезён сначала в Москву, но со временем линия оказалась в Минске. В первые годы выпускался М1А — на мотоцикле так и было написано «Москва». Но позже нашими соотечественниками мотоцикл был модернизирован и стал выпускаться под названием М1М — «Минск». А дальше пошло-поехало — модели 103, 105, 106… Почти вся линейка минских мотоциклов, попавших на выставку, нами восстановлена.
Из мотороллеров Владимир выделяет такой экземпляр, как чешский Cezeta 502.
— Я «охотился» за ним 4 года! Мотороллер опережал своё время футуристичным дизайном, который был придуман ещё в 1940 году.
Мотопром поражает смотрителя выставки своими техническими решениями — технику делали надёжную!
— Но дизайн — это просто что-то сногсшибательное! Мопеды не похожи между собой. Настолько всё необычно и разнообразно. Но всё же законодателем мод в мире скутеростроения была итальянская Vespa. Её копировали все кому не лень. Даже Союз сделал внешне похожую «Вятку».
«Автоэпоха» явно не оставит равнодушным ни одного посетителя. Такое лучше один раз увидеть самому! Впрочем, даже и не один раз, ведь время от времени экспозиция обновляется, если «хранитель» находит более интересные экспонаты.