Почему сбивают людей на пешеходных переходах? Опытный водитель задумался после того, как сбили его жену

АвтоОбществоПроисшествия
Поделись с друзьями

Два погибших ребенка (в Витебске и в Минске), еще несколько пострадавших детей и взрослых. С начала года самые резонансные ДТП в стране происходили на пешеходных переходах. Сбивали людей, идущих на зеленый свет, сбивали тех, кого должны были пропускать, сбивали по двое и даже по трое сразу.

Почему сбивают людей

Читатель Onliner, водитель со стажем, поделился своим видением ситуации — после того, как на пешеходном переходе сбили его жену, переходившую дорогу на разрешающий сигнал светофора.

В начале декабря в вечернее время на пешеходном переходе по улице Мстиславца в Минске, напротив Дома милосердия, в ДТП пострадала супруга нашего читателя.

— Ее отбросил на асфальт автомобиль, водитель которого не заметил пешехода, спокойно идущего через дорогу на 14-й секунде горящего зеленым пешеходного светофора, — рассказал тот корреспонденту Onlíner. — У жены стресс, синяки на бедре, штаны в утиль. Водитель в панике посадил ее в авто и повез в больницу, но по пути изменил маршрут на «домой, к мужу». Извинения и компенсация были приняты. Водитель был опрошен о всех обстоятельствах, я заставил его «подышать» и показать все документы. Никаких признаков лихачества, наглости, опьянения. Все оправдания свелись к одному: не заметил. Разошлись миром.

В центре Гродно на пешеходном переходе сбили женщину

Вопрос в другом: наш читатель — сам водитель с 15-летним стажем — задумался о том, почему происходят такие наезды на пешеходных переходах.

— Я поверил этому водителю, поверил на 100 процентов. Бесснежная зима, постоянные сумерки, ослепление фонарями и фарами в этой темноте и дорожном хаосе — это настоящее испытание для глаз и реакции водителя. Не заметил, плохо видно, плохо освещено — это опасность, ДТП, непоправимые последствия. Иногда, приближаясь к пешеходному переходу, понимаешь, что не можешь убедиться в отсутствии пешехода, пока не остановишься полностью — настолько темно. А каково, когда шесть полос пересекают несколько пешеходных переходов (как на улице Филимонова от «Аквамарина» до улицы Франциска Скорины) и все темные и нерегулируемые? — задается вопросом наш собеседник.

В актуальной редакции ПДД, к слову, формулировка следующая (п. 116): при подъезде к нерегулируемым пешеходному переходу и (или) велосипедному переезду водитель должен предоставить преимущество пешеходу и уступить дорогу велосипедисту. А раньше этот же пункт Правил звучал иначе: при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам.

— Недолжная освещенность пешеходных переходов Минска — одно из главных условий, способствующих возникновению ДТП на них, — продолжает наш читатель. — Об освещенности переходов на загородных дорогах, проходящих через села и агрогородки, можно даже не говорить. Это лотерея, где ставка — жизнь и свобода. Взять участок дороги от Бегомля к Докшицам, на Браслав: поселков на дороге много, переходов много. Но освещения нет. Права пешеход имеет, но безопасность реализации данного права не предусмотрена. Думаете, в Минске иначе? Поедем по улице Подлесной в вечерний или утренний час пик. Между гастрономом (Подлесная, 36) с одной стороны и пешеходным мостом над железной дорогой с другой стороны есть пешеходный переход и автобусная остановка. Группами и одиночками люди испытывают судьбу на пешеходном переходе, который не освещен фонарями вообще. Поезжайте туда в пиковых сумерках, испытайте судьбу.

На «зебру» с ее символическими черными и белыми полосами жизни нужно направить свет, который победит опасность, — заключил водитель.

Ваши отклики

Мы получаем отклики и от других наших читателей.

— Абсолютно согласен с тем, что «недолжная освещенность пешеходных переходов Минска — одно из главных условий, способствующих возникновению ДТП на них». У нас отвратительно с этим. На загородных трассах иногда делают попытки подсветить переход, но в том-то и дело, что в лучшем случае сам переход. А хорошо бы подсвечивать подход к этому переходу, потому что водитель смотрит туда, и там только можно заранее увидеть пешехода. В итоге там, где есть какие-то узкие бесполезные полоски света, нужно раза в три увеличивать область подсветки. В городе аналогично. Лучше всех, кажется, подсвечен один из переходов на улице Некрасова, где фонари не просто установлены где-то сверху, а максимально близко к пешеходам, — рассказал один из наших читателей.

Почему сбивают людей

— Недоумеваю от того, что вина почему-то лежит на мачтах освещения пешеходных переходов, — пишет другой читатель. — Не спорю, это помогает. Но не стоит забывать, что п. 17.1 ПДД гласит: в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Тут нет уточнения о поре года, это нужно соблюдать всегда. Для водителя зимой все усложняется тягой пешеходов к практичной одежде: все черное. Порой они перемещаются как призраки. Есть и пешеходы с большими капюшонами, есть пешеходы, зависшие в гаджетах. К тому же одной из причин (и как мне кажется, одной из самых вероятных, приводящих к наезду) может стать попадание пешехода за стойку автомобиля. Порой, подъезжаешь к переходу, сбрасываешь скорость, выглядываешь слева — вроде никого. И тут — бац! — он у тебя перед капотом. Все из-за угла обзора и относительной скорости движения: пешеход частично или полностью скрыт от водителя до момента, пока линия взгляда водителя пересечет траекторию движения пешехода. Фонари и хорошее освещение не изменят ситуацию кардинально. Если пешеходы начнут соблюдать п. 17.1 ПДД, а водители будут более осторожны перед переходами, и у нас начнут появляться хорошие лампочки на «зебрах», то, возможно, все как-то сдвинется в лучшую сторону.

В Гродно женщина-водитель сбила ребенка на пешеходном переходе

— Добрый человек этот водитель: поверил сказкам нарушителя о том, что тот не заметил пешехода, что плохая освещенность и так далее. А может, этот водитель смотрел в телефон или писал сообщение в каком-то из мессенджеров? Сейчас таких людей за рулем предостаточно. В этот раз ему повезло: добрый читатель отпустил с миром. А что будет в следующий раз? Тоже плохая освещенность, ослепили фарами и так далее? К сожалению, многие водители к управлению автомобилем относятся как к какому-то забавному квесту: проскочу и все тут. Цена такого отношения — загубленные жизни, — считает другой откликнувшийся.

— Думаю, проблему усугубляет современный автопром с яркими LED-фарами, а также некоторые владельцы, самостоятельно переоборудовавшие свои автомобили с нарушением технологии. Такие авто слепят не только встречных водителей, но и попутных, находящихся впереди, — написал еще один читатель.

*****

— Больше всего «радуют» водители, которые начинают рассказывать, что пешеход им что-то должен. Вспомните, о каких ДТП идет речь. Людей, в том числе детей, сбивали на пешеходных переходах. Во многих случаях пешеходы шли на зеленый сигнал своего светофора. Хорошо, водителю трудно увидеть в темноте пешехода в черной куртке, а увидеть свой светофор, горящий красным, ему что мешает? При чем тут фликер, если человек не видит светофор? Увидеть знак пешеходного перехода и просто на всякий случай снизить скорость — что мешает? Все летят, думают, что так и надо, что им кто-то должен. И вот мы слышим, что пешеходы в капюшоне — это плохо. Серьезно? Ходить без капюшона в такую погоду, чтобы водителям в теплом автомобиле было проще нажать на педаль тормоза? Я считаю так: водители всерьез заблуждаются, когда считают, что им кто-то что-то должен. Светофоры, камеры на красный свет и большие штрафы — это исправит ситуацию быстрее, чем пространные рассуждения здесь, — поделилась с нами читательница.

— Я думаю, что важной частью этого вопроса являются фары встречных водителей, которые не отрегулированы или вовсе не могут стоять в данном автомобиле. Уже проводились рейды на таких безответственных водителей, но я считаю, количество таких рейдов нужно увеличить, а штрафы за подобные нарушения должны быть выше, ведь опасности подвергаются другие люди, — отметил другой откликнувшийся.

— Многие говорят про освещенность. Это, конечно, проблема. Я за рулем больше 20 лет. Пробег иногда достигает 50 000—70 000 км в год. А то и больше. Хотя, я не являюсь профессиональным водителем. До локдауна много ездил в странах Европейского союза. Какое-то время жил в Праге. Довелось поездить и по дорогам США, — рассказывает о себе еще один наш читатель. — Я считаю, что проблема эта не искоренима. Слишком уж много факторов сходится в одну точку. Но вот что у нас не самые удачные инженерные решения дорожной сети — в этом я уверен. К невнимательности пешеходов и водителей добавляются объекты: заборы, дорожные знаки, цветочные клумбы, сооружения подземных переходов, когда они сочетаются с наземными (например, на проспекте Дзержинского). Еще один бич — расположение пешеходного перехода относительно перекрестка. Кто придумал делать их практически по кромке дороги? Часто за пешеходами, вылетающими из-за «спины» автомобиля, приходится следить, выезжая с освещенного участка в темень, вывернув шею, как у гусака.

— Есть еще такая проблема, как припаркованные перед пешеходными переходами автомобили. Людей просто не видно на тротуаре. Ты видишь их уже в своей полосе, когда они выходят из-за машины, — добавил другой собеседник.

— Даже на Космонавтов, где не так давно произошла трагедия, до сих пор авто паркуются в метре от зебры, хотя каждый вечер там дежурит инспектор. Думаю, только островки (препятствующие парковке. — Прим. Onlíner) помогут, — продолжает эту же мысль еще один читатель.

Но касательно улицы Космонавтов: жалуются и на освещение на том самом переходе, где насмерть сбили мальчика.

— Вот какая освещенность была на улице в тот роковой вечер. Территории школ и садиков освещены в разы лучше, нежели пешеходные переходы. Плюс ко всему это место, где постоянно запаркованы автомобили. И что пешеходу, чтобы увидеть приближающийся автомобиль с левой стороны, нужно выглядывать либо обладать достаточно высоким ростом, что водителям в последний момент приходится жать на тормоз, увидев человека, собирающегося переходить по переходу, — написал нам читатель с улицы Космонавтов.

Тот самый переход, где погиб ребенок. Тот самый вечер

— Освещение улиц не только на пешеходных переходах — ни в какие ворота. Да, мачты есть, лампы там есть, и они даже светят. Но лампы LED установлены с низкой светосилой. Мало кто в этом разбирается при покупке LED-освещения. Чем ниже значение, тем меньше света отдаст прибор. Бывает, что свет на улицах горит не на всех мачтах, а через одну, две, три. Ну и время включения и выключения освещения в городе — очень спорный момент. А ведь даже у соседей, по дороге в Санкт-Петербург, населенные пункты освещены обычными лампами, но горят все лампы даже в 4 утра, и они настолько яркие, что не реагируешь на дальний свет со встречки — он тебе не мешает. Видно все и всех, — делится своими мыслями наш читатель.

— Требуется осветить не только сам переход, но еще и площадку выхода пешехода на переход, то есть зону перед переходом. Пешеход не должен выходить из темноты на освещенный участок, водитель должен заметить пешехода до того, как его нога коснулась «зебры», — еще одно мнение.

Пока идет это обсуждение, в Витебске под машину попали двое школьников. Это случилось на пешеходном переходе, по предварительной информации, дети шли на красный.

— Я очень часто вижу, как пешеходы переходят дорогу, как выходят на проезжую часть во дворах и даже не смотрят по сторонам: идут как идут. И только потом пугаются, когда «откуда не возьмись» появляется автомобиль. Мне есть с чем сравнивать: в странах Азии (Китай, Индия, Таиланд, Вьетнам) какие-либо правила отсутствуют напрочь, но парадокс в том, что за все время пребывания я не видел ни одного ДТП, связанного с пешеходами и транспортными средствами, потому что люди смотрят по сторонам и понимают, что помимо водителя ответственность за их жизнь лежит на них же самих. Да, не стоит перенимать азиатский опыт организации движения на нашу страну, но осведомленности и ответственности пешеходам стоило бы добавить, — считает еще один читатель.

— У меня стаж вождения — 14 лет, без ДТП. Я всегда стараюсь смотреть внимательно, притормаживаю перед переходами и пропускаю пешеходов. Прошлой зимой столкнулась со следующей ситуацией. Ехала в 7 утра: темно, много встречных машин (фары). Впереди был пешеходный переход. Я притормозила, слева никого не было. Справа приближался мужчина с тростью, но он был далеко, поэтому после того, как я притормозила и оценила обстановку, я поехала дальше. Когда проехала половину перехода, то услышала удар в боковое стекло. Выглянула и увидела, что слева у меня была целая семья! Женщина, мужчина и коляска. Их пальто, а также коляска были черного цвета. Оказалось, что я их не пропустила, и мужчина от злости ударил кулаком по машине. Я тогда очень испугалась и затем очень долго анализировала ситуацию: как так вышло, что три больших объекта не заметила? С тех пор в сумерках стараюсь быть особенно бдительной. Считаю, что наличие освещения именно на пешеходных переходах и фликеры у городских жителей помогли бы пешеходам стать заметнее, — рассказала наша читательница.

— Пешеходов сбивают по трем основным причинам, — начал один из наших постоянных читателей. — Во-первых, отвратительная освещенность пешеходных переходов. Из-за этого видимость пешехода снижается в разы. Второе — сами пешеходы. Сколько раз все обращали внимание: пешеход даже по сторонам не смотрит, просто ныряет на дорогу — и все. Понятное дело, что всегда виноват водитель. Но машину нельзя за секунду остановить, а пешеход остановиться может. В-третьих, виноваты бывают водители. Телефоны в руках очень сильно мешают — увы и ах. И это проблема сейчас у всех. Наконец, внимательность водителей в целом на наших дорогах оставляет желать лучшего. Для некоторых уже нормально ночью без ближнего света фар выехать на дорогу, не ухаживать за своим авто (а это состояние тормозной системы, к примеру), нормально не смотреть по сторонам и перестраиваться, как вздумается, и так далее.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.