Можно ли привезти дилеру свои запчасти для ТО? Разбираемся с экспертами

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

«Со своим нельзя!» — эту фразу мы привыкли слышать в заведениях общепита. Никак не ожидал наш читатель Николай столкнуться с подобным запретом на сервисной станции. Накануне очередного планового технического обслуживания своего гарантийного авто мужчина решил сэкономить собственные денежные средства и приобрёл необходимые для выполнения профилактических работ запчасти самостоятельно, рассказывает av.by.

Дилер же от подобной затеи оказался не в восторге и отказал клиенту в проведении ТО. Кто в данной ситуации прав, попытаемся разобраться вместе с юристом.

«С такой принципиальной позицией дилера в этом вопросе столкнулся впервые»

— Новый автомобиль Geely Coolray я приобрёл у ООО «Лакшери Моторс плюс» два года назад, — говорит Николай. — Машина пробежала уже 20 тысяч километров, а значит, пришло время проведения второго планового техобслуживания. На него я решил отправиться со своими расходными материалами. В интернет-магазине автозапчастей заказал хорошее немецкое моторное масло, воздушный, масляный и салонный фильтры. Экономия, по моим подсчётам, составила примерно 120 рублей. Понятно, что это не очень большие деньги, но всё же сумма ощутимая.

— Вот только на сервисе в проведении ТО с использованием моих деталей мне отказали. Официальный отказ в письменной форме не предоставили, поэтому, дабы зафиксировать своё обращение в центр, я оставил запись в книге замечаний и предложений организации. На данный момент жду от руководства сервиса аргументированный ответ на мою жалобу.

— Устно сотрудники станции обосновали свою позицию тем, что у меня нет деклараций, паспортов, сертификатов и прочих документов на привезённые мной элементы. В то же время, как я понимаю, эти материалы не являются обязательными и нужны просто для подстраховки на случай, если с предоставленными клиентом запчастями возникнут какие-либо проблемы.

— Geely — мой уже четвёртый автомобиль из салона. Были у меня ранее Lada и Mitsubishi. Периодически я сам покупал детали для обслуживания и ремонта своих авто, всегда дилеры относились к этому лояльно. Единственное, я оставлял подпись, свидетельствующую о том, что несу ответственность за свои запчасти. Иными словами, автосервис в подобной ситуации гарантирует только правильную установку элементов, но не отвечает за их качество, исправность и безопасность. А это значит, если впоследствии в машине обнаружится дефект и будет доказано, что он возник из-за использования некачественных материалов, предоставленных потребителем, такой случай признают негарантийным и ремонт авто будет осуществляться за счёт клиента.

— К слову, и МАРТ в своё время признал отказ сервисов использовать при проведении ТО запчасти потребителя неправомерным. С такой категорической и принципиальной позицией дилера в этом вопросе мне пришлось столкнуться впервые. Кстати, после я обратился в ещё несколько дилерских центров Geely. В двух мне также отказали в проведении ТО с моими запчастями и потребовали на них подтверждающие бумаги. В третьем же салоне без вопросов согласились принять авто на сервисное обслуживание — вот туда я на днях и отправлюсь. Тем не менее очевидно, что проблема есть. Мне хотелось бы узнать: насколько обоснованны действия дилеров, отказывающихся принимать авто на ТО с использованием деталей клиента?

«Право подрядчика — принимать или не принимать материалы заказчика для выполнения работ»

В поисках ответа на этот вопрос мы обратились в дилерский центр ООО «Лакшери Моторс плюс». Отказ клиенту в проведении ТО с его запчастями обосновал начальник отдела сервиса Алексей Мачульский:

— В соответствии с п. 1 ст. 656 Гражданского кодекса Республики Беларусь работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. Согласно п. 1 ст. 658 ГК РБ, если иное не предусмотрено договором, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами. Таким образом, правом подрядчика является принимать или не принимать материалы заказчика для выполнения работ, поскольку стороны в соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 2 ГК РБ свободны в заключении договора.

— Как гласит п. 10 Правил бытового обслуживания потребителей (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590), исполнитель вправе отказать потребителю в оформлении заказа, если запасные части, переданные потребителем для оказания бытовой услуги, непригодны или недоброкачественны, а также не предусмотрены технологией обслуживания и ремонта, разработанной изготовителем механического транспортного средства. Хочу отметить, что ООО «Лакшери Моторс плюс» не является экспертным учреждением и не имеет специальных познаний для проверки пригодности и доброкачественности предоставленных клиентом запасных частей и материалов.

Помимо этого, согласно требованиям завода-изготовителя обслуживание дилером автомобилей марки Geely и BELGEE должно осуществляться только с использованием оригинальных запасных частей и материалов, приобретённых дилером у СЗАО «БЕЛДЖИ».

«Отказ может быть неправомерным»

Дилер в своём ответе опирается на ряд правовых документов. Что скажет на это правозащитник? Ситуацию прокомментировал адвокат Артём Папковский:

— Случай с отказом дилера от проведения ТО с использованием запчастей клиента вызывает интерес с точки зрения правового регулирования оферты и акцепта. Публичное объявление дилера о том, что он осуществляет обслуживание и ремонт автомобилей, можно рассматривать как публичную оферту. Решение клиента обратиться к дилеру для получения услуги является акцептом, то есть принятием условий этой оферты.

Можно ли привезти дилеру свои запчасти

— Если в условиях публичной оферты дилера не указано, что использование предоставленных клиентом запчастей невозможно, то дилер обязан соблюдать положения Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закона о защите прав потребителей. Это особенно важно, если дилер является монополистом по гарантийному или дилерскому обслуживанию автомобилей данной марки на территории Республики Беларусь.

Можно ли привезти дилеру свои запчасти

— Дилер, действительно, вправе устанавливать свои условия, но отказ от выполнения работ с использованием запчастей клиента должен быть обоснован наличием доказательств их непригодности или недоброкачественности. Если таких доказательств нет, отказ может быть неправомерным. В подобных ситуациях клиенту стоит фиксировать нарушение и при необходимости обращаться в контролирующие органы для защиты своих прав.

Можно ли привезти дилеру свои запчасти

— Для минимизации рисков, связанных с претензиями к качеству запчастей, дилер может заключить дополнительное соглашение с клиентом. В нём можно предусмотреть снятие ответственности дилера за качество предоставленных клиентом материалов. Это дополнительно подтверждается тем, что законодательство и так ограничивает ответственность подрядчика качеством выполненных работ, а не материалов, предоставленных заказчиком.

Можно ли привезти дилеру свои запчасти

— При этом необходимо учитывать условия, установленные заводом-изготовителем. Производители часто требуют применять исключительно оригинальные запчасти, что может ограничивать права потребителей, но одновременно защищает их от возможных рисков, связанных с использованием некачественных деталей.

Таким образом, отказ дилера в проведении обслуживания с использованием запчастей клиента может быть необоснованным, если это не предусмотрено условиями публичной оферты или договора. Клиенту рекомендуется фиксировать факт отказа и при необходимости обращаться за защитой своих прав. Комплексная оценка прав и рисков позволит избежать проблем и сохранить гарантию на автомобиль.

Фото: архив героя

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.