Энтузиазм и инновации. Чем удивляли участники проекта «100 идей для Беларуси» в Гродно?

АфишаОбщество
Поделись с друзьями

В Гродно состоялся областной этап 14-го сезона республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси». Участие в областной выставке-презентации приняли лучшие молодежные проекты региона из числа победителей зональных этапов. Всего их было более 100, сегодня авторы представили лучшие 33 проекта. Корреспонденты БЕЛТА узнали, чем удивляли конкурсанты.

Чем удивляли

Разнообразные, разноплановые и креативные. Идеи школьников, учащихся профессионально-технических и средних специальных учреждений образования, работающей молодежи затрагивают аграрную, промышленную, социальную сферы, а также энергетику, экологию, безопасность, химические и информационно-коммуникативные технологии. Все молодые люди, которых объединил проект «100 идей для Беларуси» воодушевлены и увлечены темами, над которыми им пришлось изрядно потрудиться вместе со своими кураторами.

Чем удивляли

Самым уже, пожалуй, известным проектом из тех, что представлены на конкурсе, стал «Хлеб Победы». Рецепты военного хлеба возрождают ученики СШ №2 им. В.Ю.Саяпина Гродно. «В этом году вся Беларусь отпразднует 80-летие Победы. Наш проект призван отдать дань уважения тем людям, которые приближали ее. Он помогает прочувствовать тот самый вкус Победы. Мы предлагаем, например, узнать вкус хлеба блокадного Ленинграда, а рецептов того хлеба семь, так как продуктов становилось все меньше. Всего у нас в копилке сейчас 50 рецептов, а к 9 мая мы планируем собрать 80 рецептов», — поделилась 10-классница Анна Денскевич.

Девушка отмечает, что невозможно вообразить, как приходилось есть хлеб «остенборд»: «Этим хлебом кормили советских военнопленных в концлагерях. В нем жмых сахарной свеклы, отруби, опилки и целлюлозная мука из листьев. По вкусу это никакой ни хлеб. Сейчас сложно представить, что люди ели такой хлеб, которого выдавали по 125 г в день». К слову, пекли хлеб Победы школьники в своем учреждении образования вместе с руководителем по военно-патриотическому воспитанию.

Рядом учащиеся Гродненского колледжа бытового обслуживания населения представляют задумку объединить ряд специалистов сферы бытового обслуживания и отправить их колесить по отдаленным населенным пунктам. «У меня, например, бабушка живет в деревушке, где со временем стало меньше жителей, и из-за нецелесообразности закрыли парикмахерскую. Своим проектом мы хотим сделать такие услуги более доступными», — отметила Татьяна Леута.

Ее сокомандница Анна Шимель дополняет: «Существуют сегодня магазины на колесах, а мы подумали, почему бы не объединить услуги парикмахера, швеи, ремонтника обуви и отправить такой бус по населенным пунктам, откуда сложнее добраться в город и получить эти услуги».

Проект учащейся того же учреждения образования Марьи Матюк «Lusterko» ориентирован на людей с нарушениями зрения. «Наша цель — разработать мобильное приложение-помощник, которое будет подсказывать с помощью звуковых сообщений об опасности, например, движении навстречу автомобиля, велосипеда, перед выходом на проезжую часть. С его помощью будет обеспечена безопасность людей с ограниченными возможностями при передвижении и ориентировании на местности», — рассказала она. К слову, уже проведена разработка программного обеспечения, которое определяет местонахождение человека, расстояния до объектов, прокладывает и озвучивает маршруты.

А вот работа школьника из Волковыска Дмитрия Сарваса, который вместе со своими учителями физики и информатики разработал электронную трость, началась с изготовления обычной. «Наши ребята в рамках проекта изготавливали обычные трости для местного соцучреждения для пожилых. И Диме пришла идея дополнить ее электронной начинкой. Мы вместе доработали идею и решили создать электронную плату, которая будет сообщать о препятствиях на пути идущего», — рассказал учитель физики СШ №5 Волковыска Павел Меленчук.

Сам же Дмитрий вводит в курс дела подробнее: «Даже если у человека полностью отсутствует зрение, он сможет ориентироваться. Датчики обнаруживают препятствия и контроллер сообщает с помощью звукового сигнала, что впереди что-то находится — бордюр, яма, ступенька. Может подсказать, где, например, вход в магазин. Наша трость не заменит зрение, но позволит лучше ориентироваться в пространстве и быть более внимательнее. В планах — улучшение и доработка».

В сферу электроники, а вместе с тем и медицины окунулись школьники из Вороново. Их разработка — кардиомонитор интегрированный с мессенджером. «Да, сейчас существуют фитнес-браслеты. Только они интегрируются с приложениями различными, а у нас — с привычным мессенджером, который есть у всех. Устройство измеряет пульс и данные передаются в телеграм-бот. В целом идея родилась в заботе и беспокойстве о наших родных и близких», — рассказал Максим Амбражевич.

Цилиндрический несущий винт с реверсом тяги и модели летательных аппаратов на его основе — разработка ученика лицея №1 им. академика Ю.М.Островского Гродно Владислава Новика. Школьник уверен, что разработка таких моделей — перспективное направление в области авиации и аэродинамики. «Это проект нацелен на создание винта, который будет способен во время работы менять вектор подъемной тяги вокруг оси своего вращения. Благодаря этому летательные аппараты получат невероятную маневренность и контроль в воздухе, еще плюс — его тихоходность. Начать мы хотим с беспилотных летательных аппаратов. Конфигурация у них будет подобная на квадрокоптеры, винты буду находиться на углах, но вращаться — как будто роторы. Он будет более мобильным и защищенным», — рассказал Владислав Новик.

По его словам, идея для разработки пришла сама собой во время мозгового штурма в Национальном детском технопарке. «Все знают, что новое — это хорошо забытое старое. Мне очень понравилась идея советского инженера Сверчкова, который предложил впервые эту идею, но из-за особенностей материалов и технологий своего времени не сумел ее реализовать», — дополнил лицеист.

Как подчеркнул первый секретарь Гродненского обкома БРСМ Андрей Есин, из года в год, а проект живет вот уже 14 лет, уровень участников растет. «В сегодняшнем этапе принимают участие школьники, учащаяся и работающая молодежь. Отдельно проходит этап, который курирует Министерство образования, где участвуют студенты университетов, это уже отдельная номинация, потому что проектов становится все больше. К слову, школьников у нас очень много и очень интересные их идеи в разных направлениях, — сказал Андрей Есин. — Действительно, проект растет. Этот большая дружная инновационная семья. Мы уверены, что и в этом году победители областного этапа достойно представят наш регион на республиканском этапе, где мы, к слову, неоднократно занимали лидирующие места. Мы рады, что проекты получают жизнь и реализуются».

Оценивал проекты экспертный совет, в составе которого — представители органов госуправления, предприятий, организаций и объединений города, бизнес-сообществ. Восемь победителей областного тура конкурса «100 идей для Беларуси» представят регион на республиканском финале проекта в Минске. Дополнительно в телеграм-канале областного комитета БРСМ выбрали лучшие проекты онлайн.

Сегодня проект «100 идей для Беларуси» реализуется БРСМ совместно с Министерством образования, Государственным комитетом по науке и технологиям Беларуси, НАН Беларуси в целях активизации инновационного мышления молодежи, привлечения ее к решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь, реализации государственной программы инновационного развития страны, стимулирования гражданских инициатив к реализации инновационных проектов и научно-технических разработок. Ключевая задача проекта — мотивация и развитие молодежного изобретательства, выявление и внедрение в реальный сектор экономики инновационных проектов и научно-технических разработок, представляющих практический интерес для социально-экономического развития страны.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.