Задумался, не успел, забыл прокомпостировать — что только не придумывают безбилетники, лишь бы не платить за проезд в автобусе, троллейбусе или трамвае.
Напросившись в напарники к контролерам общественного транспорта, корреспонденты «7 дней» узнали, какие самые частые отмазки у «зайцев» и сколько можно приобрести талонов на сумму одного штрафа.
Кто купил талонов пачку…
Контролеры Александр Бабуркин и Иван Гончарик в своей профессии люди уважаемые. Общий их стаж уже давно перевалил за 25 лет. В паре работают с 2016 года. Сегодня вместе с ними будем курсировать между остановкой «Красная» и площадью Мясникова. За восьмичасовую смену контролерам нужно проверить порядка 40 единиц подвижного состава: автобусов, троллейбусов и трамваев.
— В начале смены получаем наряд-задание, персональные видеорегистраторы и, пройдя медицинское освидетельствование на диспетчерской станции, облачаемся в зимние теплые форменные куртки. Разъезжаемся по маршрутам, — посвящает нас в тонкости процесса Александр Бабуркин.
На часах 14.00. К остановке медленно подъезжает автобус №19, с него-то и начинается нужный нам маршрут. Пока едем, узнаем, что у «зайцев» есть своя сезонность. К примеру, зимой их куда больше, нежели в летнее время. Оно и понятно, многие в отпусках уезжают за город и лишний раз кататься на общественном транспорте им без надобности.
— Зимой, особенно в снежную погоду или гололедицу, пассажиры стараются пересесть с личного транспорта на общественный. Тогда нагрузка в разы увеличивается. Соответственно становится и больше тех, кто не хочет оплачивать проезд, — отмечают собеседники. — Отмазки у людей самые разные: одни уверяют, что им нужно проехать всего лишь одну остановку, другие доказывают, что забежали в последние двери и не успели купить, а третьи клянутся, что подходили к водителю с крупной купюрой, но у того не оказалось сдачи.
Штрафная поездка
Интересных случаев за годы работы у наших героев предостаточно. Так, попался «зайцем» один из известных в стране актеров, фамилию которого мои собеседники решили умолчать. Так вот тот честно признался, что завис в телефоне и напрочь забыл про оплату проезда. По первому требованию предъявил паспорт и оплатил все на месте. Причем оказалось, что это был первый штраф в его жизни.
— В целом люди реагируют спокойно, понимают, что законодательство они нарушили, — уточняет Иван Гончарик, кивая напарнику на подъезжающий новенький трамвай, который с начала года колесит по столичным улицам. Двери «рогатого» открываются, и при виде контролеров некоторые пассажиры спешно подпрыгивают со своих мест и покидают салон. Правда, не все оказываются настолько внимательными. Вот и наш первый «заяц» — девушка лет 20. Стесняясь, опускает глаза и просит не штрафовать, мол, проехала всего две остановки и больше так делать не будет. Мы с фотографом готовы девушке поверить и отпустить, но наши сопровождающие непреклонны.
— Закон есть закон, и вы его нарушили. Вы же, приходя в магазин за продуктами, не говорите на кассе: я взял только хлеб с молоком, так что платить не буду или сделаю это в следующий раз, — строго отмечает контролер Бабуркин, и мы тут же с ним соглашаемся.
— У вас нет с собой паспорта, поэтому мы не можем выписать постановление на оплату штрафа. Согласно законодательству Республики Беларусь составляем официальный запрос в милицию. Когда установим вашу личность, то заполним соответствующий акт. Позже вас пригласят для составления протокола на автовокзал по адресу Бобруйская, 6, где будет рассмотрено данное правонарушение, — поясняет нарушительнице Иван Гончарик.
Штраф составляет от 0,5 до одной базовой величины, и погасить его можно в течение календарного месяца. Если есть при себе паспорт, то оплатить наличными или через систему ЕРИП, так сказать, не отходя от места нарушения. Именно так поступил второй безбилетник. Молодой человек, задумчиво поглядывая в окно, даже не заметил нашего появления. Выходя следом за контролерами, он что-то долго искал в карманах куртки, затем недовольно пробурчал: «Штрафуйте, если вам так хочется».
— Нам хочется, чтобы пассажиры соблюдали правила перевозок в общественном транспорте. Одно из них гласит, что проезд необходимо оплачивать, если у вас нет освобождающего от этого документа. К примеру, справки, подтверждающей, что вы школьник, — спокойно поясняет Александр Бабуркин, заполняя постановление о наложении административного взыскания. Безбилетник же в это время заходит в интернет-банкинг, чтобы оплатить штраф — 21 рубль. Кстати, на эту сумму минчанин мог бы 20 раз проехать в общественном транспорте, купи он талончик всего за 85 копеек.
Самоокупаемость — почти 3 рубля
Контролеры в один голос уверяют, что составить портрет среднестатистического «зайца» сложно: без билета любят проехаться и студенты, и пенсионеры, и домохозяйки, и даже представительные горожане в дорогих костюмах. Но закон равен для всех!
— В такси, метро или поезде нет безбилетников. Почему же тогда в автобусах, троллейбусах и трамваях некоторые игнорируют оплату проезда? — задаются вопросом контролеры.
Причем пассажиры компенсируют лишь небольшую часть, остальное восполняет городской бюджет. Будь коммунальный транспорт самоокупаемым, талон стоил бы почти 3 рубля.
К остановке подъезжает троллейбус. Заходим с контролерами, людей в салоне не так много. Начинается проверка оплаты. Все проходит спокойно: учащиеся все до одного показывают справки, остальные пассажиры демонстрируют талоны, проездные и смартфоны с сервисом «Оплати».
— Как приятно, все пассажиры оплатили проезд. Кстати, такое встречается все чаще, когда ни одного безбилетника в салоне, — с гордостью говорят проверяющие.
Пересаживаемся в автобус. Сразу же наблюдаем привычную картину: завидев мужчин в темно-синих куртках с видеорегистраторами и удостоверением в нагрудном кармане, один из пассажиров на средней площадке тут же рванул в сторону водителя. Работники «Минтранса» его останавливают: о покупке талона нужно было позаботиться, как только вошел в салон транспортного средства, а не при виде контролеров.
В следующем трамвае тоже ситуация довольно частая: пассажирка уверяет, что у нее безлимитный проездной на все виды транспорта. Оказалось, БСК есть, но к валидатору приложить поленилась, поэтому терминал контролеров оплату не засчитал. Забывчивость ей прощают. После разблокировки системы девушка все же поднесла карточку к устройству. — Вот теперь проезд оплачен. Счастливого пути! — с улыбкой желают пассажирам контролеры.