Каким будет белорусский народный электромобиль и когда уже ждать его в продаже?

Авто
Поделись с друзьями

Недавно разработчики белорусского электромобиля рассказали, почему (снова) задерживается выход серийной версии машины.

Каким будет

Blizko.by припомнил историю проекта и прикинул, когда «белорусская национальная электричка» поедет по дорогам страны.

Что там рассказали разработчики?

В конце декабря прошлого года появились первые фото и видео белорусского опытного электромобиля Belgee EX50, создаваемого заводом «Белджи» с участием Национальной академии наук. И первые сведения о технических характеристиках. О новинке рассказал телеканал СТВ.

Номинальная мощность — 80 кВт (около 109 л.с.), максимальная — 120 кВт (163 л.с.). Емкость литий-ионной батареи — 65 кВт*ч, запас хода на одном полном заряде — до 400 км. Максимальная скорость ограничена на отметке 130 км/ч.

Электромобиль создается в кооперации с многими белорусскими предприятиями. Так, мотор для него изготовили на могилевском заводе «Лифтмаш», инвертор — на новополоцком «Измерителе», батареи — в «Первой аккумуляторной компании» и так далее.

Недавно заместитель гендиректора Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Александр Белевич рассказал про то, сколько должен стоить белорусский электромобиль.

Он поведал, что завод «БелДжи» купил лицензию на модель Х50, которая позволяет им вносить изменения в конструкцию машины, чего не было в случае с той моделью, на базе которой создавали первый белорусский электрокар (о нем мы расскажем чуть ниже). И именно это принципиальное отличие позволит выпускать серийный электромобиль.

— На том этапе мы получили фактически набор черных коробочек, из которых собрали автомобиль. И дальше мы не могли его как-то развивать, что-то с ним делать. А сейчас все это изготовлено в Республике Беларусь, и мы уже глубоко интегрировались в электронную схему автомобиля Х50.

Сейчас ключевым вопросом становится цена, сейчас идет вопрос проработки именно снижения цены при условии какой-то серии. Сейчас идет плотная работа с заводами, чтобы электромобиль стал конкурентоспособным в первую очередь по стоимости.

Сейчас степень локализации составляет около 70%, и полная локализация, по словам Белевича, не всегда целесообразна. Также он рассказал, что на пользу белорусскому электромобилю идет возврат ввозных пошлин на иностранные «электрички», а также возможное обнуление пошлин на компоненты.

— Как выйти на стоимость — пока мы только прорабатываем, ясных путей — они пока не видны. Целевая стоимость автомобиля — мы бы хотели, чтобы он стоил в районе 25-30 тысяч долларов. Это та цена, в которую мы хотим его загнать и считаем, что тогда для рынка он будет конкурентоспособен. Насколько нам это удастся? Пока нет. Но мы продолжаем работу. Потому что если наш автомобиль будет стоить 40-50 тысяч долларов — то какие тут меры господдержки не включай, он не будет продаваться. Это будет единичный продукт, скажем.

Александр Белевич сказал, что к июню уже «будет окончательная ревизия всего этого и четкое понимание, куда мы придем». Сейчас опытная партия из 5 электромобилей проходит испытания на дорогах общего пользования.

Для сравнения: бензиновая версия Belgee X50 (он же бывший Geely Coolray до переименования) стоит около 21 тысячи долларов.

Какой электромобиль должен был стать самым первым из белорусских?

Про это уже мало кто помнит, но первый электромобиль в Беларуси собирались выпускать еще в 1992 году. Тогда на Могилевский опытно-механический завод привезли откуда-то из Италии экземпляр такого электрокара и активно писали про него в прессе.

Как нам рассказали на самом заводе (он сменил название на Казимировский опытно-экспериментальный завод), никакой документации на ту машину не осталось, а люди, которые должны были им заниматься, или поувольнялись, или умерли. А в 2018-м и сам завод обанкротился. Так что мы даже не можем восстановить название и модель исходного электрокара.

В белорусской прессе его прозвали «Инесса», но мировая автопромышленность таких электромобилей не знает. Машину несколько раз сфотографировали, показали высоким чиновникам и журналистам — да и забыли про нее.

С чего началась новая эра белорусских электромобилей?

В 2016 году генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Сергей Поддубко пришел с предложением создать белорусский электромобиль к председателю Президиума НАН Владимиру Гусакову. Он поддержал эту идею. Прошло меньше года — и в августе 2017-го был представлен первый образец. СМИ сообщали:

«Экспериментальный образец электромобиля создан на базе серийной машины GeelySC7 белорусской сборки. Его наличие позволит отработать оптимальные компоновочные решения в части электрокомпонентов, уточнить их характеристики и приступить к созданию полноценного опытного образца, принятию решений по освоению его производства в республике».

— Мощность двигателя — 60 кВт, это где-то 80 л.с. Этого вполне достаточно для работы в городе. Максимальная скорость, которую мы испытывали на этом полигоне, — 110 км/ч, — рассказал Поддубко.

В декабре того же года заместитель генерального директора Объединенного института машиностроения НАН Олег Еловой рассказал, что в Беларуси создадут несколько вариантов электромобиля. Один — на базе Geely (то есть, представленного в августе автомобиля).

– Второй вариант – это, скажем, кар для садово-парковых зон. Из него со временем может вырасти недорогой городской электромобиль. Скажем, для сервисных служб – такси и доставки, почты. В перспективе он может стать служебным автомобилем организаций.

По словам Олега Елового, на этом образце может быть реализована и другая идея института – о беспилотном транспорте, поскольку электромобиль будет двигаться по парку по заданному маршруту.

Кстати, что до первого электромобиля, то в январе 2018-го его поставили на учет в ГАИ. А в ноябре Председатель Президиума НАН Владимир Гусаков рассказал, какой планируется стоимость машины.

— Пока экспериментальный автомобиль, в этой связи, может быть, затраты будут и выше чуть-чуть. Но в серийном производстве, полагаем, что он будет бюджетный, доступный. Я предполагаю, в пределах, может быть, 15-16 тысяч долларов. В наших планах сделать со временем и представительского класса.

Сравните с тем, что планируется сейчас: 25-30 тысяч долларов.

Что было дальше? В феврале 2019-го исполняющий обязанности генерального директора «БелДжи» Геннадий Свидерский заявил, что завод не будет заниматься электромобилями.

— Что касается «БелДжи», переговоры ведутся, но у нас пока нет четкого согласования с головной компанией Geely по совместным работам над электромобилем. В ближайшей перспективе не следует этого ожидать. […] Мы пока делаем первые шаги. Нам Geely говорит, что не против заняться электромобилями, но при условии, если это будет выгодный бизнес.

Но ученые из Академии наук продолжили дорабатывать свой автомобиль. К сентябрю 2019-го (то есть, через два года после премьеры) первый «электроджили» накатал целых 100 километров пробега. А еще ученые показали другой электромобиль – минивэн на базе Joylong EF5 Electric (клон Toyota Alphard).

На презентации рассказали премьер-министру Сергею Румасу, что его можно использовать в качестве служебного транспорта. Автомобиль способен перевозить пять-семь пассажиров на расстояние до 300 км. При этом он оснащен системой быстрой зарядки. А цену определили примерно в 50 тысяч долларов.

В сентябре 2020-го первый заместитель министра промышленности Сергей Гунько рассказал, что уже в 2021-м в Беларуси выпустят первую партию электромобилей в размере от 500 до 1.000 штук и ценой до 25 тысяч долларов. В том году завод «БелДжи» купил пять китайских электромобилей Geely Geometry для опытной эксплуатации. Но, как мы знаем сегодня, опытной партии, да и то объемом в сто раз меньше, пришлось ждать еще четыре года.

А другие проекты были?

А как же! В октябре 2018 года сообщалось, что в деревне Обчак на заводе «Юнисон» планируют выпускать электромобили Zotye. В Китае между компаниями «Юнисон» и Zotye было подписано соглашение о сборке в Беларуси 30.000 электромобилей для последующей поставки на рынки стран СНГ. Стоимость проекта составила 560 миллионов долларов. Собирать решили мини-электрокар Zotye E200 (запас хода около 200 километров, цена около 17 тысяч долларов) и седан Zotye Z500EV (запас хода 250 километров, цена более 22 тысяч долларов).

Но собрать удалось лишь два десятка модели E200 (их продавали по 21 тысяче долларов), а модель Z500EV и вовсе не добралась до продаж. Впоследствии эти автомобили конфисковали по решению суда и выставили на принудительную продажу.

В начале 2021 года Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук показал еще один свой электромобиль — пикапчик под временным названием Academic Electro. Пространственный каркас сварен из металлических профилей, кузовные панели пластиковые. Двигатель мощностью 58 кВт (около 79 л.с.), батарея емкостью 20 кВт*ч, которой должно хватить примерно на 150 километров хода. В Академии говорили, что если будет спрос — можно будет налаживать и мелкосерийное производство.

Летом 2021-го в компании «Универсальная мобильность» (там работают бывшие разработчики печально нашумевшего «Ё-мобиля») разработали электромобиль Unimo, причем не обычный, а для водителей на инвалидных колясках. Батарея на 28 кВт*ч и мотор на 28 кВт (примерно 38 л.с.) китайские, все остальное сделано в Беларуси. В салон, за руль, можно заехать прямо на инвалидном кресле. Длина машины всего 2,87 метра, поэтому, если позволяет место, можно парковаться перпендикулярно дороге и выезжать из салона на инвалидной коляске сразу на тротуар. Машина уже прошла всю необходимую сертификацию и получила белорусские номерные знаки. Электромобиль постоянно демонстрируют на автовыставках, Blizko.by фотографировал его на последнем «Моторшоу» и на «Автоэкспо» в 2023-м. В компании ориентировались на стоимость в 20 тысяч долларов, а для бензиновой версии — в 15 тысяч долларов.

Летом 2022 года на Минском мотовелозаводе выпустили, точнее сказать — представили свой электромобиль. Маленький городской автомобильчик по документам является квадрициклом, и на него нужны права категории «В». Мощность двигателя — 4 кВт, емкость батареи — 8 кВт*ч, запас хода — до 120-150 км. Заявленная цена составляла 9.900 долларов. Правда, очень быстро выяснилось, что этот M1nsk выглядит точь-в-точь как электрокар CityBug китайского стартапа Eleksa.

А в сентябре 2022-го на соревнованиях Minsk Electro ученые из Академии Наук показали и спортивный электрородстер. Как рассказал начальник научно-инжинирингового центра Объединенного института машиностроения НАН Александр Белевич, вес авто — более 1 тонны. Большинство электроники в электромобиле, в том числе система управления, — собственного производства. Планируемые характеристики такие: снаряженная масса — 800 кг, мощность мотора — 80 кВт, емкость батареи — 24 кВт*ч, максимальная скорость — 170 км/ч, дальность хода — 270 км.

— Пока электромобиль достигает максимальной скорости за 6 секунд, но наша целевая задача сократить это время до 4 секунд, — отметил Белевич, не уточнив, правда, какой именно является «максималка» на этот момент.

Как и со всеми своими предыдущими разработками, в Академии Наук допустили возможность серийного выпуска при наличии спроса.

Скачать презентацию Объединенного института машиностроения НАН с описанием разных разработок опытных, так и не ставших серийными электромобилей можно по этой ссылке.

А уже в этом году Blizko.by рассказывал, что в Полоцке появился новый производитель электромобилей. Причем первую продукцию обещали уже этой весной.

Когда же этот «белорусский национальный электромобиль» появится в продаже? Судя по неуверенным ответам Александра Белевича в начале статьи, это произойдет еще нескоро. Хотя, как уже отмечал Blizko.by, ставки утильсбора на иностранные «электрички» повысили в несколько раз — это значит, что они существенно подорожают и что наш Belgee EX50 станет на один шаг ближе к конкурентоспособности.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.