В Беларуси появляется новый агрегатор такси. Альтернативой уже имеющимся на рынке станет национальный сервис, который запускает известный белорусский провайдер телекоммуникационных, ИКТ- и контент-услуг — компания А1. Что он предложит пассажирам, водителям и перевозчикам? Все подробности о новом сервисе журналисту av.by рассказал начальник управления инфраструктурных решений и руководитель проекта «А1 такси» Евгений Левданский.
— Евгений, расскажите, как в А1 возникла идея запуска национального сервиса такси? Почему эта сфера стала интересна компании?
— Компания А1 долгие годы представлена в коммуникационной области и сегодня является одним из ведущих операторов мобильной связи в Республике Беларусь. Это большой и стабильный бизнес, это устоявшийся бренд, который имеет высокий уровень узнаваемости и доверия клиентов. А1 насчитывает почти 5 миллионов абонентов, а наше приложение «Мой А1» занимает 1 место по количеству скачиваний в Беларуси.
Не скрою, что нам всегда хотелось расти не только вертикально, но и горизонтально — открывать новые направления. Нам хотелось создать что-то новое и интересное, что будет полезно и гражданам, и бизнесу, особенно малому, и государству, и, конечно же, нашей компании. Поэтому именно национальный сервис такси — это тот проект, который будет интересен всем.
Создание сервиса — это новый эволюционный шаг к расширению экосистемы сервисов А1. И, безусловно, те условия, которые сложились на рынке пассажироперевозок, благоприятствуют появлению нашего сервиса такси и его развития.
— Перед запуском проекта вы наверняка проводили анализ рынка такси в Беларуси. Каковы основные тенденции?
— Мы пришли к выводу, что рынок такси действительно большой. Речь идёт об объёмах около 1,3 млрд рублей в год по всей Беларуси. Основная причина, которая не даёт развивать этот рынок, влиять на цены, кроется в монополии — один крупный агрегатор занимает более 90% рынка. А значит, пора бы предложить альтернативу.
К тому же, в стране приняты изменения в деятельности такси: произошло «обеление» бизнеса, его регулирование в части появления реестров авто, перевозчиков, водителей, агрегаторов. Появились понятные правила, по которым можно составлять конкуренцию основным игрокам на сегодняшний день. Решение о старте проекта мы приняли осенью 2024 года.
— С чего компания начала создание нового сервиса такси и на каком этапе вы сейчас?
— Наш сервис сделан не совсем с нуля. Начнём с того, что мы приобрели одного из известных игроков на рынке — компанию «Бавария». Это нишевый игрок премиум-сегмента, который хорошо понимает, что такое качество услуг. Начав свой путь как перевозчик и впоследствии став агрегатором, «Бавария» долгое время (и довольно успешно) «сражалась» с крупным игроком.
Какие преимущества получили мы? Хорошие знания о рынке, налаженные бизнес-процессы, команду профессионалов, которая в дальнейшим будет развивать и поддерживать наш сервис. А вместе с этим и большой опыт, который позволяет нам ускорить запуск сервиса и не делать «детских» ошибок на этапах становления и организации сервиса.
Мы уже запускаем собственное новое приложение для такси. Сейчас проходит этап тестирования всех систем. Также мы получаем все необходимые разрешения, становимся агрегатором платежей, регистрируем наши инфоресурсы, вступаем в реестр диспетчеров такси, готовим юридическую базу, программы лояльности. Полноценный запуск сервиса планируется в мае этого года.
Сроки сжатые. Однако нам помогает большой опыт А1 по запуску проектов, а ещё знания big data и умение работать с ними, а также с защитой информации, биллингом услуг, созданием маркетинговых программ. У нас есть все необходимые ресурсы и профессиональная команда. Буквально все подразделения компании вовлечены в проект. И проект по важности идёт под номером один.
— Какие принципы заложены в сервис такси А1 и в чём его основные отличия от уже существующих на рынке сервисов?
— Мы позиционируем наш сервис как качественный, безопасный и, конечно же, прогнозируемый. При изучении рынка у нашей компании возникло желание устранить весь тот негатив, который сложился у пассажиров, водителей и перевозчиков в такси, взять всё лучшее, что было создано для этой сферы на данный момент, и сделать это нашим фокусом.
Мы обеспечим «живую» техническую поддержку, будем обучать водителей, строго контролировать соблюдение правил перевозок, состояние выходящих на линию машин и водителей. В каждом авто будет видеорегистратор с постоянной записью и тревожные кнопки. Персональные данные наших клиентов будут храниться в Беларуси в аттестованном сегменте дата-центра А1, то есть доступ к персональным данным будет ограничен и информация не выйдет за пределы государства.
Что касается водителей и перевозчиков, то мы как агрегатор повернёмся к ним лицом. Для них также будет доступная техподдержка. Конфликты в такси бывают разные, и, давайте честно, не всегда правило про правоту клиента работает. Мы будем на стороне справедливости и намерены защищать интересы каждого. Для водителей также планируется система бонусов от нас и наших партнёров.
В приложении такси А1 наших клиентов ожидают интересные опции. Например, предзаказ автомобиля на определённую дату и время, а также (в определённых тарифах) опция выбора автомобиля и водителя. Владельцем премиальных карт Visa будет предоставлена скидка в размере 50% на поездку в аэропорт и 20% по городу.
Теперь об одном из главных отличий. Не секрет, что у крупных агрегаторов в Беларуси сейчас используются так называемые динамические тарифы. А как и из чего они формируются?
Мы прежде всего хотим предоставить пользователям прозрачные, прогнозируемые и предсказуемые тарифы. Да, цены за одну и ту же поездку будут меняться в зависимости от выходных/будних дней, в час-пик, но при этом стоимость будет чётко регламентирована и тарифы не будут «улетать в космос».
— Качество — это то, чего пользователям такси сегодня не хватает. Но, скажем честно, многие голосуют кошельком…
— Все мы хотели бы проехать 10 километров за 10 рублей и чтобы всегда было дёшево. Но в системе есть важное звено — перевозчик и его «экономика». Агрегатор может поставить тариф с максимально низким коэффициентом, но приедут ли на такой заказ?
Из-за монополии ситуация для водителей усугубилась — для перевозчиков просто становится невыгодно вести такой бизнес и сложно выдерживать жёсткую конкуренцию. Речь не только про Беларусь. Такая же картина наблюдается и на рынках соседних стран.
Напомню, что диспетчер оказывает посреднические услуги. Мы должны учесть интересы и пассажиров, и перевозчиков, а также найти баланс.
Наше внимание сейчас направлено на то, чтобы сделать ведение бизнеса для перевозчиков более дешёвым, создать для этого все условия. Во-первых, уровень нашей комиссии будет ниже чем у основного конкурента. Во-вторых, мы подписали соглашение с партнёром, который будет предоставлять скидку 10% для зарядки электромобилей наших перевозчиков. Также мы ведём переговоры со страховыми компаниями, чтобы сделать скидки при страховании их ответственности и автомобилей, а также с финансовыми организациями, чтобы оказать перевозчикам помощь в приобретении автомобилей на выгодных условиях и без аванса. Кроме того, по правилам сейчас в каждом автомобиле такси должен быть видеорегистратор и телефон со связью для работы. Всё это А1 готова предоставлять, а при приобретении будут удобные и гибкие рассрочки.
Создав привлекательные условия работы для перевозчиков, мы сможем больше управлять размерами тарифов.
И, конечно же, чем больше людей будут пользоваться нашим сервисом, тем более гибкими станут условия. В любом случае, я уверен, что здоровая конкуренция сделает сервис такси в нашей стране лучше.
— Какие планы у А1 по развитию сервиса такси?
— Только на такси мы не остановимся. Сейчас в проработке у нас есть интересные проекты, о которых мы обязательно вам в скором времени расскажем.