— Думаете, дело в конфетах? А вот и нет! — такими словами встречает журналистов av.by, улыбаясь, белорус Владимир Шапурко, который уже больше года носит народное звание «самый вежливый водитель маршрутки».
Когда он стал героем разлетевшихся по интернету видео и засветился в СМИ, его стали чаще узнавать на улицах города, иногда просят сделать селфи. Даже появился негласный клуб фанатов — это пассажиры, старающиеся купить билеты именно на его рейсы.
С недавнего времени мужчина перевозит людей не только на привычной маршрутке, но и на большом автобусе. Да не абы каком! А на Zhongtong — с февраля они курсируют по регулярным маршрутам Гродно — Минск и Слоним — Минск. Их ставят на рейсы в самые горячие дни, когда спрос на поездки в столицу увеличивается кратно. Как правило, это праздники и выходные.
Водитель, как и раньше, продолжает встречать пассажиров с улыбкой, шутками и фирменной корзинкой белорусских конфет. В интервью av.by он рассказал, как изменилась жизнь после внезапно обрушившейся на него славы, как относится к китайскому транспорту на «межгороде», а также о том, как обстоят дела в пассажирских перевозках в регионе.
На большом автобусе
С Владимиром Шапурко встречаемся на гродненском автовокзале, когда автобус Zhongtong LCK 6109H останавливается у перрона 4. Основная часть пассажиров заняла свои места ещё на стоянке у железнодорожного вокзала, кого-то планируют забрать с остановки на выезде из города.
— Я хоть и на автобусе, но принцип работы остался такой же, как на маршрутках. Обзваниваем клиентов, есть несколько мест посадки в городе. Путь занимает практически столько же времени, как на маршрутке. Единственная разница в том, что едем на автобусе. Люди уже оценили его преимущество. Здесь просторнее, можно раздвинуть сиденья, с большим багажом ехать, — по-деловому начинает беседу Владимир.
Каждого нового пассажира он встречает с улыбкой, называет по имени. Принимает оплату, кому-то лично относит билет.
Сейчас цена билета из Гродно в Минск на автобусе равна стоимости при поездке на маршрутке — 35 рублей. Время пути тоже осталось прежним. Говорить о том, насколько выгодно использовать автобус на регулярных междугородних рейсах и сможет ли он вытеснить привычные маршрутки, пока рано. Сделать какие-либо выводы и подсчитать эффективность их использования будет возможно через пару месяцев.
Цена одного такого автобуса — около 150 тыс. долларов. Всего в начале года гродненские компании-перевозчики закупили по лизинговой программе десять автобусов китайских марок Zhongtong и Yutong на сумму порядка $1,5 млн.
Одно из главных преимуществ такого транспорта перед маршруткой — размеры и вместительность. Здесь 41 пассажирское место, есть запасное откидное сиденье для гида или второго водителя. Длина машины — чуть более 10 метров, ширина — 2,55 метра.
Расстояние между креслами и проходы шире, имеется просторное багажное отделение для ручной клади и чемоданов. Данная модель автобуса оснащена системой отопления с отопителем на 35 кВт, восьмью комплектами мощных радиаторов, радиатором водителя и радиатором задней ступеньки. Предусмотрены кондиционер, система видеонаблюдения, телевизоры.
На автобусе установлен дизельный турбодвигатель объёмом 6,8 л и мощностью 270 л. с. Максимальная скорость на спидометре — 140 км/ч. Но, по словам Владимира, выжимать газ до упора запрещают правила и ограничения на трассе для грузового транспорта и автобусов. Максимальная скорость, с которой он ехал, — 110 км/ч.
Сейчас средний расход топлива — 22—23 л на 100 км. Возможно, с наступлением тепла он чуть снизится. Какие цифры будут летом, когда потребуется включать кондиционер, а не отопление, водитель не знает, так как автобус эксплуатируется только второй месяц.
К плюсам этой техники можно отнести большой список опций, которые помогают шофёру в управлении. Например, есть различные электронные ассистенты, яркий свет фар, двухконтурная пневматическая тормозная система, ABS + ASR + ESP, подогрев и электрорегулировка зеркал заднего вида.
Владимир тут же демонстрирует возможности нового китайского автобуса, загружает внушительный чемодан одного из пассажиров в багажный отсек. Затем достаёт корзинку с конфетами и отправляет её по рядам.
— А сейчас передаю вам эстафету, раздавайте по рядам. Угощайтесь, пожалуйста. Вы почему только одну конфету взяли? Берите больше! — настойчиво обращается к пассажирам водитель, когда все заняли свои места.
В разговор тут же вклиниваются две женщины, у которых случилась практически двойная радость: сегодня их везёт самый вежливый водитель страны!
— Я с Владимиром на маршрутке часто езжу. Он и там угощал конфетами, всегда очень отзывчивый, с хорошим настроением. Помогает вещи загрузить. Не знала, что сегодня он нас везёт, весьма обрадовалась, когда он позвонил. Сразу узнала по голосу! — рассказала Наталья.
К разговору присоединяется пассажирка по имени Лариса:
— Вот посмотрите для сравнения: зашёл контролёр сейчас в автобус — хмурое лицо, даже грустно стало. И 95% людей вокруг с такими постными минами. А у этого водителя аура совсем другая, позитивная! Видно, что он искренне заботится о нас. Показывает видеоролики о том, почему важно ремни пассажирам маршрутки пристёгивать, всегда спрашивает, как дела, обращается по имени.
Тем временем водитель приглашает журналиста хотя бы чуть-чуть прокатиться, чтобы вживую сравнить поездку в маршрутке и автобусе. Пассажирам ненавязчиво напоминает о ремнях безопасности:
— Пристёгиваемся, не забываем. Каждый должен думать о своей безопасности. Всем приятного пути. Остановка у нас будет примерно через час и сорок минут. Берегите себя и думайте о хорошем.
Чтобы слова водителя услышали даже пассажиры с последних рядов, автобус оснастили микрофоном.
— Это мои первые рейсы на автобусе, ещё не со всеми функциями разобрался, привыкаю, — объясняет Владимир.
Затем демонстрирует экран с камер видеонаблюдения в салоне, показывает, как работают ночная подсветка салона, система отопления и кондиционер. В целом к автобусу претензий у него нет. Машина новая, на маршруте только два месяца. В ней всё исправно. Но на этом плюсы заканчиваются.
«Такой „Спринтер“, как у меня, сейчас стоит $50 000»
К китайским автобусам наш собеседник относится в целом положительно. Правда, задаётся вопросом, который возник в том числе у многих его коллег.
— Это хорошо, что появилась возможность покупать новые автобусы, что в стране есть китайские дилеры… Но почему в Беларуси не наладили выпуск комфортных небольших автобусов для междугородних поездок? Спрос есть и у нас, и в России, — рассуждает собеседник.
Спрашиваю, не собирается ли он менять личную рабочую лошадку — микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter на что-то посвежее и поновее, хоть бы даже на «китайца». Отвечает, что пока вопрос не стоит остро. Машина в хорошем техническом состоянии, успешно проходит техосмотры и получает нужные разрешения на перевозку пассажиров.
— Пока нет необходимости, но есть и материальная сторона. Цены на похожие импортные микроавтобусы сильно выросли. С одной стороны, запреты и санкции увеличили стоимость, доставка теперь дороже, потому что идёт через Грузию или Турцию. Недавно утильсбор поднялся до каких-то ненормальных размеров… — делится Владимир. — К примеру, за такой микроавтобус сейчас нужно заплатить 28 тысяч рублей утильсбора. То есть если сложить всё вместе, то машина становится золотой. Раньше похожий Sprinter можно было купить за 30—35 тысяч долларов, а сейчас — за сумму от 50 тысяч и выше.
О ремнях безопасности и разговорах по телефону за рулём
Разговор плавно переходит к вопросам безопасности пассажирских перевозок и к улучшениям, произошедшим за последние годы. Особенно в связи с резонансными ДТП, после которых сфера под бдительным контролем.
— Могу сказать, что появление автобусов вместо маршруток на междугородних рейсах — это очень положительное изменение. Автобусы — изначально более безопасный транспорт. Он устойчивее, не такой манёвренный и скоростной, как маршрутка. Хотя надо подчеркнуть, что водители маршруток в основном соблюдают скоростной режим и правила перевозки пассажиров.
— А как дела с ремнями безопасности? Стали ли люди более ответственно к этому относиться? — интересуюсь у водителя.
— Здесь ещё есть над чем работать! В целом пассажиры теперь более дисциплинированные. В начале пути пристёгиваются, особенно если им включить ролик о важности ремней безопасности в маршрутке. А пройдёт пара часов в дороге — забывают, отстёгивают ремни. И водителю в пути отследить это практически невозможно. Иногда увидишь, что кто-то отстегнул ремень, напоминаешь — а человек в наушниках и даже не слышит.
Собеседник убеждён: если пассажир отстегнул ремень безопасности в пути, водителя штрафовать за это не нужно. А вот сами клиенты должны понимать, что могут получить штраф.
— Недавно был случай, когда женщина в соцсетях пожаловалась на водителя маршрутки, который в пути разговаривал по мобильному телефону без гарнитуры и даже выехал на «встречку». Как относитесь к такому явлению?
— Признаюсь: сам тоже не святой. Разговоры по телефону за рулём свожу к минимуму. И беседу в наушниках стараюсь не практиковать. Любой разговор, даже в гарнитуре, отнимает определённое количество внимания. Что и говорить о том, когда одна рука занята гаджетом!
— Лучше во время движения вообще не разговаривать по телефону, следить за дорогой, за машиной. Но повторюсь: я не святой! Иногда поступают звонки, на которые просто нужно ответить, но это обычно недолгая беседа… Стараюсь тогда коротко поговорить на участке дороги, который не требует манёвров или обгонов.
Конфеты не входят в стоимость билета
Если проехать с «самым вежливым водителем маршрутки» и понаблюдать, как Владимир общается с пассажирами, начинаешь понимать, что людям здесь комфортно вовсе не из-за конфет. Корзинка со сладостями в дороге — это только внешнее. Главное — открытость, дружелюбие, стремление помочь и доброта самого шофёра.
— Очень приятно, когда пассажиры тоже говорят мне хорошие слова, радуются. Однажды со мной ехал мужчина, который узнал обо мне от сотрудников посольства Кореи. Он был там на приёме, а сразу после этого случайно купил билет на мой рейс и весьма удивился совпадению.
На самый частый вопрос «Сколько конфет нужно брать в маршрутку, а сколько — в автобус?» отвечает, что не задавался целью считать, но угощений всегда достаточно. Интересно, что водитель намеренно не включает сладкие презенты в стоимость билета и расходов, которые компенсирует фирма водителям. Хотя ему предлагали так сделать неоднократно. Владимир же занял принципиальную позицию: это его фирменная «фишка» и искренний подарок пассажирам, а не бизнес. И точка!
На психолога не учился
— Вы очень деликатно общаетесь с людьми, умеете мягко сгладить конфликтные ситуации. Наверняка где-то этому учились. Может, у вас диплом психолога имеется? Или, возможно, курсы проходили?
— Нет, на психолога я не учился. У меня техническое образование. Хотя однажды дипломированный специалист после общения со мной сказал, что я очень умело использую приёмы, с которыми психологов знакомят в университете. Наверное, от природы дано. Да и жизнь многому научила.
По словам белоруса, впервые вежливое и открытое общение с клиентами (и людьми вообще) он увидел в конце 1990-х в Германии, куда уехал на заработки. Однажды был удивлён, когда на улице совершенно незнакомый человек пожелал ему доброго утра. Слова подняли настроение — с тех пор стал здороваться в повседневной жизни и сделал это ежедневной привычкой.
— Когда 25 лет назад, придя в магазин, на кассе я приветствовал кассира и улыбался ему, на меня смотрели как на «чокнутого»! Сейчас в сфере обслуживания (супермаркетах, кафе) работники улыбаются, желают хорошего дня. А в начале 2000-х всего этого не было! Многие такое тактичное поведение воспринимали с недоверием… Перевозки — тоже сфера обслуживания. Водителям также нужно учиться быть вежливыми и более открытыми.
Напоследок Владимир признался: если кто-то из шофёров маршруток и автобусов станет брать с него пример и составит конкуренцию по вежливости, окажется только рад этому.
— Пусть в мире будет как можно больше добра и добрых людей, ведь злости здесь и так хватает! — говорит нам на прощание самый вежливый водитель.