В Гродненской области планируется обновить десятки мостов и километры дорог. На их ремонт и обслуживание в 2025-м выделено более 370 миллионов рублей. Осенью Волковыск примет областной праздник аграриев «Дажынкі», и одним из важных объектов в городе называют мост через реку Россь, который активно реконструируют. Какие еще мосты региона пройдут через капитальный ремонт? Вопрос изучили корреспонденты «Рэспублiкi».
Подождем июля
Начальник производственно-технического отдела коммунального унитарного предприятия «Волковысское коммунальное хозяйство» Ольга Раздорова отметила, что реконструкция моста через реку Россь стала вынужденной мерой в связи с его состоянием:
— Осенью 2022 года сооружение было обследовано специалистами ООО «СтройКонсалт», которые определили степень износа и дефекты основных несущих конструкций. Было установлено, что некоторые опоры моста еще пригодны к эксплуатации, но основную часть несущих балок и железобетонных пролетных строений необходимо заменить. Поэтому первым делом были выставлены дорожные знаки по ограничению движения не только по скорости, но и по нагрузке. Весь 2024-й трудились над разработкой проектно-сметной документации реконструкции за счет средств областного бюджета.
В нынешнем году волковысский мост остается частью инвестиционной программы области. Строительно-монтажные работы начаты в ноябре 2024-го и постепенно набирают обороты.
— Нормативный срок строительства — девять месяцев, а значит, мост должен быть сдан в эксплуатацию в конце июля 2025-го, — сообщила собеседница. — Объект станет одним из значимых для района, учитывая наступивший Год благоустройства и проведение в Волковыске областного фестиваля аграриев «Дажынкі».
Все понимают ответственность за выполнение поставленной задачи. Нормативный срок эксплуатации моста составит 75 лет.
Удобство и красота
Начальник коммунальных предприятий КУП «Волковысское коммунальное хозяйство» Валерий Воронюк курирует строительные работы:
— Начать надо с того, что эта улица и этот мост являются важнейшей транзитной транспортной артерией республиканской дороги Р-99, которая непосредственно ведет к пограничному переходу. Ее загруженность всегда очень высокая. Объект также важен и для местных жителей, так как сразу за мостом располагаются садовые товарищества, птицефабрика и райпо. Генеральный подрядчик — филиал «Мостостроительное управление № 7» ОАО «Мостострой». Силами мостостроевцев проведены подготовительные работы: демонтаж отслуживших свой срок пролетных строений, расчищена от растительности прилегающая территория. Для удобства жителей города обустроена временная пешеходная дорожка через реку Россь и организована объездная дорога через деревни Субочи и Шандры.
Каким же увидят автомобилисты и пешеходы обновленный мост через Россь? Прежде всего он станет шире. Полотно моста увеличат до восьми метров, движение будет организовано по двум полосам. С обеих сторон обустроят монолитные тротуары шириной по 1,5 метра. Для повышения надежности моста дополнительно забьют 16 свай. Элементы промежуточных опор отремонтируют, открытые бетонные поверхности покроют влагостойкой акриловой краской, а поверхности береговых опор, соприкасающиеся с грунтом, — мастичной гидроизоляцией.
Для обеспечения дорожной безопасности на подходах к мосту установят металлическое барьерное ограждение, тротуары отделят от проезжей части удерживающим ограждением. Также запланированы ремонт съездов и въездов, перенос и переустройство автобусной остановки, оборудование наружного электроосвещения моста и подходов к нему светодиодными светильниками.
Темпы работ растут
Автомобильные дороги республиканского значения находятся в зоне ответственности РУП «Гродноавтодор». Всего на балансе предприятия 2233 километра дорог, 254 моста и путепровода длиной 10 888 метров. Заместитель генерального директора по экономике Михаил Бабич рассказал о результатах работы прошлого года и задачах на текущий:
— Одним из основных аспектов качественной эксплуатации дорог является своевременный ремонт мостов и путепроводов. В последние годы темпы ремонтных работ ежегодно увеличиваются. В 2024-м на республиканских дорогах введено в эксплуатацию три моста через реку Неман общей протяженностью более 900 метров. На мосту, расположенном на автодороге Р-11 в районе Березовки, был произведен капитальный ремонт, в это же время у деревни Белица Лидского района дорожники завершили строительство нового моста через Неман на дороге М-11.
По мнению собеседника, довольно интересным как для жителей, так и для строителей была реализация проекта в Мостовском районе. Для движения автомобилей был возведен новый мост, а существующий преобразился и уже сегодня используется для движения пешеходов и велосипедистов. Можно с уверенностью сказать, что он станет еще одним местом для остановок многочисленных туристов, посещающих самый длинный подвесной пешеходный мост в республике, расположенный неподалеку.
— Не меньше планов и на этот год, — подчеркнул Михаил Бабич. — В соответствии с Госинвестпрограммой ведутся работы по реконструкции моста через Дятловку на автодороге М-11 в Дятловском районе. Согласно проекту будет построен новый мост. Завершение работ предусмотрено на IV квартал 2025-го.
Также наше предприятие в ближайшее время начнет выполнять проектные работы по реконструкции моста через Неман вблизи деревни Лунно Мостовского района.
РУП «Гродноавтодор» на республиканских дорогах планирует капитально отремонтировать в этом году шесть мостов в разных районах области. Наиболее масштабные работы будут вестись на мосту протяженностью свыше 220 метров через реку Щара, расположенного на границе Мостовского и Дятловского районов по автодороге Р-142.
Небольшие мосты отремонтируют за счет средств на текущий ремонт. Так, на 2025-й запланированы работы на четырех сооружениях общей протяженностью более 200 метров. Всего на строительство и ремонт мостов предприятию выделено 15 миллионов рублей, на ремонт и содержание дорог — 175 миллионов рублей.