Какие документы обязательно хранить вечно, а что можно смело отправлять в урну? Пояснила нотариус из Гродно

Общество
Поделись с друзьями

В народе говорят: без бумажки ты букашка. А все ли бумажки так важны? Понятно, речь сейчас не о паспорте или свидетельстве о браке. Речь скорее о договорах с банками, квитанциях об оплате ЖКХ, чеках из магазинов и другой подобное «макулатуре». Стоит ли вообще их хранить и как долго, куда обращаться, если утерян действительно важный документ?

Какие документы обязательно хранить

Об этом журналисту сетевого издания ont.by рассказала нотариус Гродненского нотариального округа Галина Гринкевич.

Мастхэв при любых обстоятельствах

Итак, хранить в самом надежном месте и брать с собой при различных жизненных обстоятельствах (к примеру, переезд, ЧП и т.д.) обязательно:

— паспорт либо заменяющий его документ;

— все личные документы, к ним относятся свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации брака, военный билет;

— документы о получении образования (аттестат, диплом);

— документы, которые подтверждают наличие льгот (пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида и т.д.).

«Также в категорию «важные» относятся правоустанавливающие документы на имущество (свидетельство о праве на наследство; свидетельство о праве собственности; договоры купли-продажи; брачные договоры; договоры раздела имущества между супругами (бывшими супругами) и другие документы», – поясняет Галина Гринкевич.

Все вышеназванные документы должны храниться вечно. На всякий случай их можно отсканировать и сделать электронный вариант, так как восстанавливать документы в случае их утери – достаточно долгий и сложный процесс.

«Обязательно храните все благодарности, награды и грамоты, а также договоры с работодателями и документы, подтверждающие ваше членство в различных союзах. Первые пригодятся при оформлении пенсии, вторые – для определения трудового стажа», – отмечает нотариус.

Где восстанавливать утерянные документы?

В случае потери либо хищения паспорта за его восстановлением необходимо обращаться в отдел по гражданству и миграции, к которому вы относитесь. Стоит данная услуга одну базовую величину – на сегодняшний день это 42 рубля.

Для оформления повторного свидетельства о рождении (смерти, заключении либо расторжении брака) необходимо идти в загс. В каждом отделе есть свой архив, записи актов гражданского состояния хранятся в нем 75 лет, а потом передаются в государственные исторические архивы.

«Если же необходимая актовая запись отсутствует и у вас нет иной возможности восстановить документ, обращайтесь в суд», – советует Галина Гринкевич.

Восстановить документы на недвижимость можно в территориальной организации по госрегистрации недвижимого имущества и сделок с ним (бывшее БТИ). Дубликаты нотариально удостоверенных документов выдает нотариус, а если документы уже находятся на хранении в нотариальном архиве – можно получить архивную копию.

Стоит ли собирать квитанции об оплате коммуналки?

Ответ на этот вопрос однозначный – да. Они помогут вам в случае сбоя компьютерной программы доказать, что вы исправно оплачивали жилищно-коммунальные услуги, газ, воду, электричество и т.д.

«Сохранять квитанции об уплате услуг ЖКХ необходимо особенно в том случае, если вы – не единственный собственник квартиры. Конечно, «коллекционировать» в течение всей жизни их не надо, так как ни в одном нормативном документе не сказано, сколько лет нужно хранить эти документы. Здесь вступает в дело Закон о сроке исковой давности по спорам, который истекает через три года с момента возникновения проблемной ситуации», – поясняет специалист.

Нужно ли хранить договор с банком о рассрочке?

Если вы обращались в банк для получения кредита и рассрочки и уже выплатили их, не спешите «расставаться» с договором. С этими документами нужно быть максимально внимательным. Лучшее решение – взять в банке справку о том, что он больше к вам претензий не имеет.

Какие бумажки можно смело отправлять в урну?

Сюда относятся просроченные гарантии, рецепты и медицинские справки, заключения и назначения врачей, а также долговые расписки и старые доверенности. К слову, срок действия доверенности указан в ней, а если нет – то она действует в течение года. Можете смело все вышеназванные бумаги выбрасывать, только на всякий случай порвите на мелкие клочки – так безопаснее.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.