Купить хороший картофель по адекватной цене – похоже, белорусы этой весной стали участниками еще одного занимательного квеста. Ситуация с бульбой сложилась такая, что пришлось вмешаться даже Президенту.
Журналисты сетевого издания ont.by посетили один из региональных овощных рынков и поговорили с теми, кто выращивает картофель для продажи. Насколько оправданы цены на картошку и почему белорусы, несмотря на возмущения, все равно покупают любимую бульбу – читайте в репортаже.
Хороший качественный картофель в магазинах и гипермаркетах стал настоящим дефицитом в межсезонье в этом году. У частников, которые продают бульбу на рынке и на овощных ярмарках, ситуация немного лучше. По крайней мере, выбрать есть из чего – и по размеру, и по сорту. Но цифры на табличках многих покупателей «разочаровывают». Если в регионах цены по 2-2,5 рубля за килограмм, то в столице они местами в два раза выше – по 4-5 рублей.
«Не понимаю, почему такой ажиотаж вокруг картошки. Весной цены на нее всегда выше, чем осенью. А как вы хотели? Одно дело – собрать урожай, другое – сохранить его до весны», – поясняет нам один из продавцов на ярмарке Иван.
Мужчина рассказывает, что картофельным «бизнесом» занимается его старший брат. Сам Иван просто помогает.
«И то – это не основная наша работа. Это, скажем так, дополнительный заработок. И я, и брат официально работаем и получаем зарплату. А картошка – это, считайте, как подработка», – объясняет продавец.
Он говорит, что еще месяц назад просил за килограмм бульбы 2 рубля. Сейчас цена – по 2,50.
«А к концу мая за 3 будут бегать искать. Картошка-то заканчивается», – предупреждает собеседник.
Он отмечает, что осенью продавал картофель по 1,5 рубля.
«Цену такую держали, чтобы не обесценивать свой труд. Хотя было много и тех, кто за рубль, а то и меньше готов был отдать – абы збыць. Теперь, я думаю, они локти кусают. Торгую здесь на мини-рынке каждый день – и каждый день есть покупатели. Иногда и два часа не постою – весь товар продаю. Люди хоть иногда и возмущаются, что дорого, все равно берут», – рассказывает собеседник.
К нашему разговору подключается еще один продавец – он представился Михаилом.
«Года три назад мы весной продавали по 1,5 рубля. За это время цены на все подросли – почему на картошку они должны стоять на месте?» – задается вопросом он.
Мужчина говорит – у него есть свой трактор и все оборудование для того, чтобы выращивать картофель. Но это не значит, что посадка, уход и уборка становятся дешевле для него, чем для тех, кому надо нанимать технику.
«Все требует обслуживания – и трактор, и сажалка, и копалка. Трактор просто так не поедет – его заправить топливом нужно. И почему-то все забывают про время. Пока кто-то сидит в офисе и по компьютеру работает, чтобы ему на карточку зарплата прилетела, наш офис – это кабина трактора или поле. И вот эти офисные – они же по-любому зарплату получат. А у нас это огромный риск. Можно вложить все деньги и всю душу, но погода подвела – и урожая нет, и прибыли тоже. Можно и урожай хороший собрать – и тут опять думаешь: осенью все продать – но дешевле, или постараться до весны сохранить – а это тоже не всегда удается», – рассуждает он.
Пока мы разговариваем, к прилавку то и дело подходят покупатели, интересуются ценами, осматривают товар.
«Какая-то она у вас слишком мягкая. За такие деньги должна быть как с картинки», – упрекает одна из потенциальных покупательниц.
Девушка, которая только что возмущалась качеством картофеля, соглашается с продавцом. Говорит, дома у них уже шутка есть, что скоро картошку на хлеб намазывать будут.
«Осенью мы закупились по 1,20, но не подрассчитали с объемом. Теперь вот приходится покупать в два раза дороже. Но вся моя семья – я, муж и дети – мы бульбаши. Готовы картошку есть в любом виде. Конечно, сейчас едим ее реже, но полностью отказаться – это не в наших силах. Думаю, даже если ценник еще вырастет, все равно будем покупать. А осенью уже больше затаримся, чтобы хватило до нового урожая», – говорит она.
«Пусть те, кому дорого, попробуют сами вырастить – еще не поздно посадить. Я посмотрю, что они скажут осенью и захотят ли продавать излишки за копейки», – подытоживает наш разговор Михаил.