Хотели как лучше, а стали нарушителями… Эта фраза точно описывает ситуацию, в которую попали тысячи землепользователей. По незнанию, легкомыслию, а порой и по житейской хитрости люди распорядились своими наделами так, как считали нужным, и преступили закон. «Земельная амнистия», продленная Президентом до 2028 года, стала для всех заинтересованных сторон лучшим решением.
Газета «7 дней» узнала, как работает этот механизм на местах.
Построил дом, да не там
В Молодечненском районе тема легализации самовольно занятых участков актуальна для сельских населенных пунктов и для самого райцентра — почти половину города занимает частный сектор. Таких нарушений хватает как среди юрлиц, так и индивидуальных владельцев. Наиболее распространенные ошибки — несоблюдение границ территории и использование ее не по целевому назначению. Например, на земле, приобретенной с целью выращивания сельхозпродукции, возводятся сараи, навесы или жилые дома. Неправильно установленные ограждения — еще одно частое нарушение.
— Владелец ориентируется не на документы, где обозначены границы, а на то, как стоит забор у соседа, — отмечает начальник отдела землеустройства Молодечненского райисполкома Геннадий Цикото. — У кого простенькие ограждения, например обычная металлическая сетка, демонтируют или переносят их. А когда речь идет о бетонированных конструкциях с декором, то такие не подвинешь.
Как показывает практика, причины таких ситуаций чаще всего связаны со сменой собственников, когда участок получают в наследство или приобретают с уже имеющимися нарушениями. Множество таких историй тянутся еще с начала девяностых, когда вопросы законодательства о земле не были отрегулированы. Имеют место и технические ошибки при регистрации земельных участков.
Улица Замковая. Уже издалека в распахнутых настежь воротах видны два дома — старый деревянный и новый каменный с красивой синей черепичной крышей в тон высокому забору. Хозяин Александр рассказывает, что участок земли со старым зданием раньше принадлежал его матери и тете в равных долях. Затем тетя отказалась от своей части в пользу матери, а та через некоторое время передала участок с домом сыну в собственность. Поскольку постройка ветшала, в 2009 году семья решила возвести рядом новое жилье.
— Мама сказала: вот эта территория — от одного забора до второго — наша, — рассказывает Александр. — Передала домовую книгу. Был и документ на ведение огородничества. Мы решили, что раз обе бумаги есть, можно и дома строить, и овощи выращивать. А то, что у каждой части территории свое предназначение, как-то и не подумали.
В 2023 году дом был готов к заселению, подведены коммуникации. Александр обратился в исполком за получением разрешения на введение здания в эксплуатацию. И ему отказали, мотивировав тем, что половина дома находится на участке для огородничества. Вердикт: строение подлежит сносу.
— Мы были, конечно, в шоке, — вспоминает собеседник. — Столько средств вложено, много лет труда, а теперь еще и за свой счет надо разбирать здание!
Новость о земельной амнистии, о которой Александр узнал в интернете, стала для него и его семьи, без всякого преувеличения, спасительной. Он одним из первых подал заявление в исполком на легализацию постройки. Правда, добро получил только год спустя. Потому что в процессе выяснилось, что ограждения участков соседей тоже установлены с нарушением границ, и это потребовало дополнительных согласований и исправлений.
— Именно поэтому мы напоминаем людям, которые получили уведомления о нарушениях, — не откладывайте на потом решение вопроса, — говорит Геннадий Цикото. — Ведь не один день требуется на то, чтобы проанализировать ситуацию, а затем подготовить все документы на земельный участок, в частности оформить права на пользование им.
Чтобы узаконить половину дома, Александр заплатил государству около Br12 тыс. Рассчитана сумма по кадастровой стоимости объекта, а не по рыночной.
— Это совсем немного по сравнению с теми огромными затратами, которые мы понесли бы при сносе или переносе здания, — удовлетворенно аргументирует он. — Я уже не говорю о том, что и жить на период перемен нам всем где-то надо.
На улице Местечковой — еще один пример проблемы. Молодечненец развелся с женой и оставил ей дом. Для себя приобрел земельный надел с погребом и стал строить на его месте жилой дом.
— Участок предназначен для одной цели, а его стали использовать для другой — в этом и ошибка, — поясняет Геннадий Цикото и добавляет:
— А сколько случаев, когда возведенные постройки выходят за пределы участка всего лишь на 30-40 см.
Как и в предыдущей истории, владельцу отказали в получении разрешения ввести здание в эксплуатацию. Дом подлежал сносу. Но благодаря земельной амнистии участок переоформили и легализовали жилое строение.
По данным Молодечненского райисполкома, на 1 июля подано 664 заявления о легализации самовольно занятых участков. Свои наделы уже узаконили 202 человека. 76 хозяев предпочли устранить нарушения. Речь, как правило, идет об ограждениях, нарушающих границы территорий. А еще 205 фактов находятся на стадии рассмотрения.
В районе пока был единственный случай отказа в легализации. Он касался владельца, который построил баню на своем участке, предназначенном под сельхозкультуры. Узаконить постройку, как оказалось, нельзя, потому что она возведена вопреки правилам безопасности — над ней проходят высоковольтные провода. Хозяин обязался перенести баню на другое место.
Решение — за местными органами власти
Как прокомментировали в Госкомимуществе, факты самовольного занятия земельных участков, нецелевого их использования и предоставления с нарушением установленного порядка выявлены в результате масштабной инвентаризации земель. Виновным гражданам высланы уведомления о необходимости их узаконить либо устранить. Земельная амнистия помогает навести порядок, разобраться в ситуации и легализовать фактическое землепользование.
— После прекращения действия «земельной амнистии», то есть с 1 января 2028 года, решить данные вопросы заинтересованные лица уже не смогут, — пояснили в ведомстве. — Несоблюдение закона может повлечь за собой снос объектов, судебные разбирательства, административные штрафы и дополнительные финансовые затраты.
Решение узаконить самовольно занятый земельный участок или нет принимают местные органы власти. Туда заинтересованным лицам и нужно обращаться с соответствующим заявлением.
— Однако надо помнить: получить добро на официальное оформление можно только при обязательном соблюдении совокупности условий, — конкретизировали в Госкомимуществе и перечислили основные:
— Отсутствие существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил; внесение платы за право легализации земельного участка или его части — в размере кадастровой стоимости земельного участка; в отношении объекта самовольного строительства или земельного участка не должно быть на рассмотрении в суде спора или неисполненных судебных постановлений.
Важно!
В Палате представителей приступили к обсуждению законопроекта, который комплексно откорректирует вопросы регулирования земельных отношений. На днях Президент подписал указ №273, до 1 января 2028 года устанавливающий упрощенный порядок оформления гражданами правоудостоверяющих документов на земельные участки без разработки проектов их отвода. Механизм распространяется на землю, предоставленную для строительства и обслуживания одноквартирных жилых домов, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, народных художественных ремесел. И в случаях самовольного занятия территорий обновленная схема тоже работает.