«Быкуют, ругаются и витают в облаках»: тренер — о трансформации детей и подростков за последние годы
Поговорили с наставницей по гимнастике, у которой 20-летний опыт работы с детьми. Попытались разобраться, почему сейчас они ведут себя по-другому.
Наша героиня с улыбкой цитирует популярную фразу: она принадлежит к первому поколению, которое сначала слушалось родителей, а теперь — подчиняется детям.
В этом — и доля юмора, и жизненная ирония, и вполне понятная логика: с возрастом люди часто критикуют молодёжь, забывая, что когда-то были такими же.
Однако Ирина (имя изменено) не собирается никого критиковать. Жизнь идет своим чередом. Просто есть факты, которые в силу опыта сложно игнорировать.
Слабы психологически
Собеседница отмечает одну очевидную деталь: 20 лет назад дети были более сознательными и самостоятельными. Тогда получалось работать с большим коллективом: разделив на мини-группы, дать задания и быть уверенной, что все выполнят. Быстро схватывали, легко заучивали связки упражнений.
Со временем становилось сложнее: уже 10 лет назад можно было констатировать, что дети стали более отрешенными. Ни с того ни с сего начинали совершать какие-то необдуманные действия.
«Сейчас они как будто все время в прострации. Постоянно надо одергивать, чтобы дети сосредоточились. Раньше можно было один раз сказать и показать, теперь надо повторять десятикратно. И это не гарантирует, что все поймут и сделают. Поэтому проблематичной может быть работа даже с пятью детьми», – замечает наставница.
Плюс любая неудача способна вогнать сегодняшнего ребенка чуть ли не в депрессию. В детстве собеседницы любые трудности только закаляли и делали сильнее. Сейчас же дети при первой же преграде начинают нервничать.
Дисциплина не хромает, а отсутствует
Еще одна заметная особенность – у современных детей большая проблема с дисциплиной. Они менее воспитанные.
«Я сначала думала, так только у меня, поскольку это все-таки не СДЮШОР, где детей тянут к спорту высших достижений. Но, общаясь с коллегами, понимаю, что тенденция повсеместная», – рассказывает собеседница.
Фото: drobotdean / freepik.com
Она подчеркивает, что не стремится создавать условия с ежовыми рукавицами. Но, если детей вообще не останавливать, они начинают садиться на голову. Причем пол не имеет значения. Даже когда строго говорит тренер-мужчина, доходит не сразу.
Ирина вспоминает, что в детстве она и сверстники слушались своих наставников. Неважно где: в спортивном зале или в школе.
«Наше послушание во многом держалось на страхе. Это перегиб в другую сторону. Дисциплину можно построить на устрашении, но это приводит к ненависти и злобе. Я бы не хотела, чтобы дети, которые занимаются у меня, это переживали. Хотя тогда, возможно, именно на этом и держался спорт, который давал результаты. С другой стороны, во многих странах необходимого добивались и без этого», – отмечает собеседница.
И отдает себе отчет, что в условиях вседозволенности современные детки начинают относиться к наставнику как к обслуживающему персоналу.
Поэтому ее работа сегодня заключается в вечном поиске баланса. Ведь до конца нельзя понять, в какой ситуации дети вырастают в адекватных взрослых людей: те, в которых загнали страх унижениями, или которых холили и лелеяли. Тут могут иметь значение другие аспекты: участие родителей в воспитании и самосознание, характер самого ребенка.
Например, сегодня гораздо чаще даже из уст самых маленьких воспитанников вылетают нецензурные слова. Они могут не понимать их значения и даже не видеть в таком ничего экстраординарного. И легко предположить, что дети несут это из дома, от родителей, которые, вероятно, росли в ежовых рукавицах.
Куда пропало внимание
По словам тренера, к современным детям применимы характеристики вроде «витают в облаках» и «на своей волне».
Раньше они лучше коммуницировали не только с тренерами, но и друг с другом. Сейчас все больше уходят в себя. При этом постоянно хотят быть первыми, самоутвердиться и действуют даже в относительно простых ситуациях более агрессивно.
Фото: Lopolo / Shutterstock.com
«Ты уже больше думаешь не о том, как чему-то научить, а как их примирить и успокоить. Ты уже не тренер, а психолог. Чтобы не подрались, не разругались. Думаешь, кого за кем поставить, чтобы они не пересекались», – признается наставница, обращая внимание на завышенные ожидания и требования, но не к себе, а к другим.
Современные дети хотят все уметь, не прикладывая для этого усилий.
Переходный возраст начинается раньше
Дает о себе знать и тенденция акселерации. Кажется, что половое созревание у современных детей начинается раньше. И это добавляет нюансов – переходный возраст накладывает свои отпечатки. Они раньше начинают «быковать», психовать и соперничать на ровном месте.
«Я все равно стараюсь быть на одной волне, подругой-наставницей. Какие-то моменты можно объяснить. Сейчас дети растут в очень агрессивных условиях и сталкиваются с вещами, с которыми не должны в своем возрасте. Поэтому у современных детей очень сильное эмоциональное напряжение и более быстрое выгорание. Найти общий язык все сложнее, часто просто не хватает моральных сил, тем более на фоне физической усталости», – констатирует тренер.
И в одном она точно уверена: чтобы идти в такую профессию, нужно сильно любить детей. По-другому никак. Можно быть спортсменом-профессионалом, окончив профильный вуз, и без труда работать со взрослыми. Но это не гарантирует умения взаимодействовать с детьми.
Источник: Tochka.by