Школа без телефонов: кто за, кто против? Ученики, родители и учителя — о новом запрете с 1 сентября

В странеОбщество
Поделись с друзьями

С 1 сентября в белорусских школах вступил в силу запрет на использование мобильных телефонов во время учебного процесса. Теперь ученики обязаны сдавать свои гаджеты перед уроками — получить их обратно можно только после окончания занятий.

Ученики, родители и учителя — о новом запрете с 1 сентября

Нововведение вызвало неоднозначную реакцию. Некоторые учителя и родители приветствуют инициативу, считая её шагом к более дисциплинированному и сосредоточенному обучению. Другие — сомневаются в эффективности такого подхода и опасаются трудностей в экстренных ситуациях.

Tochka.by собрала мнения с трёх сторон — учителей, родителей и самих школьников, чтобы понять, как работает запрет на практике и с какими вызовами уже столкнулись участники образовательного процесса в первые дни нового учебного года.

Учителя: еще одна головная боль

Вера Алексеевна (имя изменено) – учитель математики с 30+ годами опыта работы в школе.

«Еще с тех времен, когда гаджетов не было. И как-то учились», – смеется она.

Собеседница отмечает, что для нее телефоны никогда не были проблемой. Наоборот – там ведь калькулятор, без которого на уроках в старших классах никак.

«А против списывания из интернета у меня свои приемы: я никогда не даю стандартные работы, а чуть-чуть меняю условие задачи и цифры. Мои ученики это знают», – говорит она.

Вера Алексеевна признается, что собирает телефоны у школьников, но, если кто-то отказывается сдать, она не настаивает.

Ученики, родители и учителя — о новом запрете с 1 сентября

«В прошлом году мы тоже собирали телефоны у ребят. И один папа донимал меня вопросом: что, если на смартфоне его сына обнаружится скол или царапина? Мол, он стоит как две мои зарплаты. Грозился в суд подать и на меня, и на директора, если что-то обнаружит. Я решила, что мне не нужны лишние проблемы, и не забирала телефон у его мальчика. Летом этот парень ушел от нас в колледж», – вспоминает педагог.

Ева Ивановна (имя изменено) – учитель английского языка, преподает в школе четвертый год. Говорит, что на ее уроках телефоны всегда были помощниками.

Она разрешала ученикам пользоваться программами-словарями. Сама рассказывала им, где в интернете взять больше информации по каждой теме. А тех, кто пользовался сайтами с готовыми домашними заданиями, вычисляла на раз: «Там ведь немало ошибок, и мы, учителя, их все знаем».

Педагог говорит, что в схеме сбора гаджетов учителями-предметниками перед первым занятием не учли, что классы могут делиться на подгруппы – как, например, на английском, информатике или уроках труда. Ей пришлось завести свою коробочку, куда Ева Ивановна собирает мобильные учеников и затем переставляет в общую коробку класса (ее обычно приносит коллега, которая преподает в другой подгруппе).

«С раздачей телефонов все сложнее. Вроде как ты должен забрать их перед последним уроком из кабинета, где они хранятся, и вернуть детям после занятий. Значит, нужно отбирать мобильники по списку из общей коробки, а это долго. Мы договорились так: мои ученики после урока идут в кабинет, где занимаются остальные их одноклассники, и забирают свои телефоны», – объясняет наставник.

Ученики, родители и учителя — о новом запрете с 1 сентября

Ева Ивановна признается, что собирает перед занятием гаджеты только у тех, кто готов их сдать: «Если кто-то говорит, что забыл, я не настаиваю и не подозреваю ученика в обмане».

Она добавляет, что учителям тоже запретили пользоваться телефонами на уроке – это как раз неправильно, ведь телефон является помощником для нее. Педагог, например, всегда сразу на занятиях выставляла в нем оценки в электронный журнал и вносила домашнее задание.

Инга Сергеевна уже не работает в школе. Сейчас она занимается репетиторством.

«Открою вам тайну: мои коллеги и раньше забирали у учеников телефоны. Одни – постоянно перед своими уроками, другие – когда требовалось провести контроль знаний», – говорит педагог.

Раньше телефонами еще можно было пользоваться на переменах. Теперь – нет.

«Не уверена, что это плохое решение. Помню, пока работала в школе, на каждой перемене наблюдала одну и ту же картину: треть класса – в TikTok, еще треть – в играх, остальные – в мессенджерах. Но чтобы родители были спокойны, я бы позволила детям иметь кнопочные телефоны или смарт-часы и не сдавать их», – предлагает Инга Сергеевна.

Но в то же время она считает, что «это все же головная боль для администраций школ и без того загруженных обязанностями учителей – следить еще и за телефонами».

Анна (имя изменено) представляется так: «Я и учитель, и родитель». Она признается, что сама плохо относится к запрету на гаджеты в школах, и считает, что «нельзя возвращать детей в прошлый век, когда можно использовать современные технологии в учебе».

«Если кому-то из учителей мешают телефоны на уроке – он соберет их, поверьте. Но зачем же делать это так огульно? Мне самой как маме спокойнее, если мой ребенок может со мной связаться на перемене. И как учителю удобно: за всеми не уследишь, а некоторые ребята из моего класса очень стеснительные – будут сидеть на уроках с высокой температурой, страдать, но не признаются, что им плохо», – говорит Анна.

Ученики, родители и учителя — о новом запрете с 1 сентября

Она вспоминает любимый аргумент тех, кто выступает за сбор гаджетов («Зато не сидят в соцсетях и не играют в мобильные игры на уроках и переменах»), и парирует, что эту проблему тоже решают современные технологии. У ребенка Анны стоит на телефоне родительский контроль. Так, игры и соцсети ограничены по времени, а звонки – без ограничений.

Анна говорит, что она обычно ставит на учительский стол фанерную коробку с ячейками и дети сами складывают туда свои телефоны. Если кто-то не сдаст, она «не станет рыскать по вещам ребенка».

Родители: жалко учителей и детей

Валерия (имя изменено) говорит, что в школе, где учатся ее дети, телефоны собирают, но «без фанатизма». У некоторых одноклассников ее сыновей по два аппарата: один весь день хранится в школьной ячейке, другой – на дне рюкзака. Главное – не доставать на переменах и уроках, чтобы не попасться с телефоном на глаза дежурным, какому-нибудь учителю или завучу.

«Классный руководитель старшего сына на собрании сказал, что будет принимать только то, что ребята сдадут. Проверять, работают ли аппараты, и обыскивать рюкзаки и портфели в поиске дополнительных телефонов не станет. Но предупредил: откровенно обманывать себя не позволит», – комментирует наша собеседница.

Оказывается, в прошлом году кто-то из его ребят пытался выдать за телефон чехол для очков – не получилось.

Со слов сыновей Валерии, дети в школе «стараются не нарываться”.

У Алеси (имя изменено) две дочери: одна – старшеклассница, другая учится в младшей школе.

Поскольку женщина все равно сама отводит младшую в школу (а с ними за компанию и старшая идет), то они решили, что телефоны и вовсе можно оставить дома. Тем более что до учреждения образования им идти пять минут пешком. По возвращении старшая дочь всегда звонит или пишет маме. Так что причин для волнения, добралась ли она до дома, нет.

«Классная дочки попросила меня и других родителей, чьи дети готовы отказаться от телефонов (а таких у нас в классе шесть человек), просто написать ей в мессенджере, чтобы у них гаджеты не собирали», – комментирует Алеся.

Ученики, родители и учителя — о новом запрете с 1 сентября

Младшей дочке, считает наша собеседница, и вовсе он в школе не нужен, потому что она еще не умеет контролировать себя, залипает в играх. А так никаких соблазнов, учительница и воспитатель группы продленного дня, если что, всегда на связи с родителями.

Мама двух близнецов-восьмиклассников Жанна (имя изменено) смеется, что в их школе такой руководитель, у которого «все четко: мышь мимо не прошмыгнет, телефон не пронесет».

«Дети за время учебы привыкли: если директор сказал – значит, так тому и быть. Все сдают телефоны как миленькие, и уже не первый год. О том, чтобы кто-то принес запасной, и речи быть не может. Хотя, конечно, их не обыскивают», – говорит Жанна.

У Виктории (имя изменено) один ребенок. Он учится в пятом классе. Женщина говорит, что ей искренне жаль и детей, и учителей, и администраторов.

В их школе схема простая: утром телефоны собирает в специальную коробку педагог, который ведет первый урок. После занятия он относит ее администратору. Перед последним уроком уже другой учитель забирает коробку. Все занятие она стоит у него на столе. Ячейки в коробке пронумерованы. Каждый номер соответствует номеру ученика в журнале. В конце урока дети разбирают свои телефоны.

«Мы с другими родителями посмотрели: занятия у детей в основном проходят на втором и третьем этажах школы, а администраторы находятся на первом. Не дай бог учитель споткнется на лестнице с коробкой из 30 гаджетов. Он будет должен крупную сумму родителям учеников. А если вдруг кому-то из детей стало плохо и ему нужно уйти домой, еще плюс проблема: родителям позвони, телефон у администраторов забери», – негодует мама.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Tochka.by

Жалко ей и педагогов. Работы прибавилось – следи теперь за коробками, пересчитывай трещинки на экранах…

В школе, где учатся двое детей Ольги (имя изменено), телефоны тоже собирают перед первым уроком и раздают на последнем педагоги-предметники. Гаджеты хранятся в металлическом шкафу возле учительской: «Там должны были установить камеры видеонаблюдения, но ребята говорят, что не видели их».

По словам нашей собеседницы, ее дети не носили (и не сдавали) телефоны на этой неделе. Дело в том, что ребята живут по соседству со школой. В середине недели в класс старшей дочери Ольги пришла директор, спросила, кто не сдавал с утра мобильные, и попросила этих детей показать сумки. В итоге собрала около десятка телефонов.

«Я спросила у дочки, что было бы, если бы кто-то отказался предъявить рюкзак для проверки. Она ответила, что у них не было выбора», – утверждает мама.

Рассуждая о том, почему сложилась такая ситуация, Ольга поясняет, что учителя в их школе напоминают ребятам перед уроком, что нужно сдать телефоны, но не тратят время на то, чтобы проверить, кто положил свой телефон в ячейку, а кто нет.

«Возможно, в коробке нашего класса было очень мало аппаратов, а директор как раз совершала рейд вместе с завучем и соцпедагогом. Позже в чат класса в мессенджере пришло сообщение от классного руководители с просьбой провести с детьми беседу, чтобы больше так не делали. В случае если кто-то из учеников попадется на том же самом второй раз, он должен будет писать объяснительную, а на третий раз получит запись в личное дело», – рассказывает Ольга.

Галина (имя изменено) настроена крайне против того, чтобы у детей забирали телефоны, хотя раньше была иного мнения. Она говорит, что в прошлом ее ребенок упал и получил травму, «а учительница позвонила не сразу».

Он свой телефон в ячейке не оставляет (учится в младшей школе). По словам мамы, она выставила учительнице ультиматум и «готова пойти выше», если от ее ребенка будут требовать сдавать гаджет.

«Ну и в целом меня в школе считают скандальной мамашей, с которой лучше не связываться. Но мне спокойнее, когда мой ребенок со мной на связи», – говорит наша собеседница.

Дети: на маркетплейсах продаются муляжи любых телефонов

Матвей (имя изменено) – ученик шестого класса минской школы. Мальчик говорит, что сдавать телефон ему не в новинку. В его школе такая практика заведена с прошлого года. Сначала его одноклассники были недовольны, но потом привыкли.

«Но раньше телефоны хранились просто в шкафу в нашем кабинете, а сейчас – в отдельной комнате с камерами. Я был там. Мне нужно было раньше уйти, и классная отвела меня в эту комнату. Она открыла дверь ключом, потом другим ключом открыла шкафчик и взяла из ячейки с надписью 6 «А» мой телефон», – рассказывает мальчик.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Tochka.by

Матвей говорит, что в прошлом году его одноклассники не всегда сдавали телефоны. Например, если кто-то из детей опоздал, гаджет оставался при нем. С нового учебного года правила ужесточили: аппараты собирает учитель-предметник, а не классный руководитель, как раньше, и весь урок коробка с телефонами стоит у него на столе. Педагог относит ее в ту комнату после занятия.

Перед последним уроком учителя-предметники забирают из заветного места ячейки с телефонами. Затем в конце занятия педагоги раздают гаджеты ученикам. Ждать ребятам не приходится.

По словам Матвея, некоторые учащиеся из его класса решили и вовсе не носить телефоны в школу. Их родители написали заявления о том, что дети не будут пользоваться гаджетами.

«Еще в прошлом году мне и некоторым моим одноклассникам родители купили смарт-часы, чтобы мы были на связи. Но с этого года они тоже под запретом в школе. Сказали, если кто-то придет с ними, то придется их сдавать», – вздыхает мальчик.

Екатерина (имя изменено) также учится в Минске – в выпускном классе школы. Девушка признается, что некоторые ее одноклассники сдают классному руководителю настоящие телефоны, а другие – «пустышки», то есть старые или неработающие аппараты. Все ребята в курсе, что на маркетплейсах вроде Wildberries и Ozon продаются подделки телефонов любых марок. Они так и называются – «муляж для школы».

«Но в случае подмены настоящие доставать нельзя, иначе будут серьезные проблемы. И нужно всегда держать в уме, что следует сходить к классному забрать подставной телефон в конце дня, иначе будет понятно, что не так уж он тебе и важен. В прошлом году у нас на этом ребята попадались», – вспоминает девушка.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Tochka.by

Также часть одноклассников, по словам Екатерины, отказалась вообще носить с собой в школу телефоны. Наша собеседница в их числе.

Яна – семиклассница, учится в столичной гимназии. Как и многие другие ребята, она сдавала свой телефон весь прошлый год.

«Мне приходится ездить в гимназию. Поэтому у меня с собой есть телефон: посмотреть по картам, когда придет транспорт, позвонить маме, что благополучно добралась. А половина нашего класса (особенно те, кто живет недалеко от гимназии) вообще, кажется, не носит телефоны», – рассказывает школьница.

Классная у нее строгая. Ребята знают, что этого педагога не проведешь. Но если нужно срочно позвонить родителям, то она даже свой телефон предложит.

Милана (имя изменено) учится в 11-м классе минской школы. Она говорит следующее: с тем, что телефоны у них забирают в ее классе, все как-то смирились, а вот запрет планшетов переживают тяжелее.

«Я уже три года хожу с планшетом, это намного удобнее, чем пользоваться учебниками (можно приблизить страницу, быстро найти нужный фрагмент в тексте по слову), да и рюкзак существенно легче. Планшет – незаменимый гаджет, который я постоянно использую в школе, с ним и телефон не нужен. Однако с этого года планшеты разрешили только тем, у кого есть рекомендация от врача. Например, в связи со сколиозом», – говорит девушка.

В целом механизм сдачи гаджетов в школе Миланы отработан. Их уже год как массово забирают. А до этого отдельные наставники собирали телефоны на своих уроках (на тестах, самостоятельных и контрольных работах). Девушка признается, что не следит за тем, что сдают одноклассники, а сама не обманывает. Она предъявляет учителю свой единственный телефон.

Читайте также на Newgrodno.by: Что происходит с телефонами школьников после полного запрета: система хранения в деталях

Что происходит с телефонами школьников после полного запрета: система хранения в деталях

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.