После закрытия польской границы резко выросли очереди фур на литовских пунктах пропуска. Часть перевозчиков, надеясь на скорое возобновление движения через Польшу, предпочла дожидаться открытия на белорусской стороне — разместив грузы на стоянках или складах.
Office Life выяснил, как сегодня обстоят дела с автоперевозками и какие решения выбирают логисты в новых условиях.
Стоимость доставки через альтернативные маршруты выросла на €1 тыс.
Логистические компании сейчас срочно корректируют маршруты и готовят клиентов к сбоям в поставках товаров из ЕС. При этом грузы, которые еще находятся в пути, возвращают на терминалы или везут обходными маршрутами, рискуя задержками и штрафами.
Литва не закрывает погранпереходы с Беларусью, но логистика непростая в связи с санкционными ограничениями.
В компании RTL Alliance отметили, что при перенаправлении грузопотока с Польши на Литву срок доставки увеличивается на 2−5 дней, а стоимость — на 20−50%. При этом белорусам нужно использовать перевозчиков с прибалтийской или любой другой регистрацией. С польской регистрацией на границе Беларуси с Литвой и Латвией не пропустят, подчеркивают в компании STA Logistic.
Надо перегрузить товар, найти нового перевозчика и доехать до нового погранперехода. Притом что такого количества свободного транспорта нет. Это без учета растущих очередей на границе в лучшем случае займет два-три дня. Плюс время на прохождение границ.
В компании отмечают, что стоимость доставки при перенаправлении с польского на другие пункты пропуска выросла минимум на €1 тыс., в отдельных случаях — до €2,5 тыс.
При этом мало кто из клиентов готов идти на такие риски и переплачивать. Они надеются, что польские пункты пропуска все же откроются 16 сентября. Такую возможность в STA Logistic оценивают с осторожным оптимизмом. Но подчеркивают: если 16 сентября границу не откроют, то среди грузоперевозчиков может возникнуть паника.
Что будет с импортом
Грузопотоки в Беларусь, по словам представителей компании, перенаправляют на открытые пункты пропуска Латвии и Литвы. Однако везти так все товары не получится, поскольку в этих странах есть свои дополнительные санкционные ограничения по грузам, которые они пропускают через границы и требования к перечню документов.
В этой ситуации компании испытывают дефицит транспорта с прибалтийской или иной регистрацией, который задействован при импорте-экспорте со странами СНГ. Это приводит к увеличению стоимости и сроков грузоперевозок.
«Вряд ли Литва и Латвия сможет увеличить свою пропускную способность к тому, что есть сегодня. Грузы, которые находятся в пути, чаще выгружаются на склады в Польше до разрешения ситуации. Заем каждый принимает решение сам — ждать или перенаправлять груз», — отметили в STA Logistic.
По мнению экспертов, в первые одну-две недели после открытия польского направления будет рост ставок и сроков прохождения границы, так как единовременно надо будет перевозить большое количество грузов.
Экспорт из СНГ, Китая в ЕС
Сейчас существенно усложнился транзит грузов между Китаем, Беларусью и ЕС. Увеличение сроков доставки и затрат приводит к существенным финансовым потерям компаний.
В компании подчеркивают, что сейчас в торгово-логистическом центре в Бресте грузы не перегружают из приехавших машин в польские фуры. Здесь не понимают, куда оформлять транзит, ведь польский пункт пропуска закрыт. И ждут до выяснения обстоятельств, как грузовики будут пересекать границу.
Это приводит к росту расходов из-за простоев и оплаты за нахождение транспортных средств на территории ТЛЦ. Поэтому, по мнению экспертов STA Logistic, для экспортных грузов лучше все таки выбирать маршрут через погранпереходы Литвы и Латвии.
Читайте также:
«Такой тишины не было никогда» — что происходит сейчас на границе с Польшей?