Сухой закон по-советски: история борьбы с пьянством и её последствия
Изучение истории ограничений, связанных с производством, продажей и употреблением алкоголя, показывает, насколько сложной всегда была эта задача. Снижение объемов выпуска лишает государство части доходов, а недостаточный контроль может привести к серьёзным социальным и демографическим последствиям.

В Беларуси периодически проводятся Дни трезвости и вводятся ограничения на реализацию спиртного. Однако эти меры не сопоставимы с масштабными антиалкогольными кампаниями прошлого, которые до сих пор помнят старшие поколения.
По сути, это было частью тренда на возможность кардинальной перестройки общества. Как всегда, не обошлось без перегибов на местах. Но при всем негативе (во многом со стороны пьющих) масштабные ограничения принесли и позитивные плоды.
Форма и содержание
В мае 1985 года газета «Правда» опубликовала большую программную статью «Трезвость – норма жизни». Там предлагалось давать решительный отпор несостоятельным взглядам на пьянство как на неизбежное и непреодолимое явление.
«Следует считать совершенно недопустимым употребление спиртных напитков на работе, в общественных местах, расценивать такие случаи как аморальное, антисоциальное поведение, используя против пьяниц всю силу закона и общественного мнения», – писала главная газета большой страны.

Инициаторы кампании (председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС Михаил Соломенцев и секретарь ЦК Егор Лигачев) хотели не только сократить производство алкоголя, но и воззвать к потребителям спиртосодержащих напитков.
Чиновникам на местах вменялось в обязанность пресекать потребление алкоголя в трудовых коллективах и трату госсредств на организацию банкетов. Виновных могли отстранить от должности.
Милиции поручили не допускать пьянство в общественных местах, помогать семьям «перевоспитывать» алкоголиков, отправляя их в лечебно-трудовые профилактории.

Ученым предлагалось расширить исследования социально-экономических последствий пьянства, а также медицинских способов преодоления алкогольной зависимости.
Магазинам возле предприятий, строек, социальных объектов и транспортных узлов запретили торговать выпивкой. В остальных ограничили продажу с 14:00 до 19:00 (когда рабочий класс мог идти на обед или возвращаться домой). Купить спиртное не могли граждане моложе 21 года.
Все это сопровождалось пропагандой здорового образа жизни и формированием негативного представления об алкоголиках. На предприятиях создавали общества трезвости.
Наряду с общественным порицанием, усиливалось административное наказание за пребывание в нетрезвом виде на людях, вовлечение в распитие алкоголя несовершеннолетних, нарушение правил торговли спиртным, изготовление, хранение и сбыт самогона.
Горбачев был не первым
Сразу после прихода большевиков к власти Реввоенсовет Петрограда распорядился запретить производство алкогольных напитков. Но юрисдикция военной структуры была ограниченной, в том числе и в силу начавшейся Гражданской войны.
Официально о возобновлении производства и торговли спиртным в СССР объявили в августе 1925 года. Народный комиссар здравоохранения РСФСР Николай Семашко объяснял необходимость легализации рынка в том числе заботой о здоровье граждан: якобы качество подпольного алкоголя нельзя было контролировать.
К тому же советская власть, повсеместно устанавливавшая монополию, смекнула, что спиртные напитки принесут весомые поступления в бюджет.
Учёные нашли объяснение алкогольной тяге: вы точно не ожидали такого
Соответственно, любая борьба с пьянством означала пиление сука, на котором сидит государство. Но и отсутствие ограничений в перспективе влекло к пагубным последствиям, связанным с потерей рабочих единиц в деле строительства коммунизма.
В 1928-м Ленсовет локально запретил продавать спиртное на вынос по выходным и праздникам. Через год стартовала общесоюзная кампания, нацеленная на снижение потребления пива. Это привело к закрытию ряда профильных производств.

Во время Великой Отечественной войны изготовление алкоголя сократилось по объективным причинам. Хотя именно в такое время в нем есть потребность, ведь фронтовые «100 грамм» действовали как успокоительное.
По оценкам некоторых экспертов, как раз привычку пить для храбрости миллионы прошедших войну мужчин в дальнейшем перенесли в мирную жизнь. И без идеологического давления это приводило к распространению пьянства.
В 1958 году последовало постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, очень похожее на горбачевское: «Об усилении борьбы с пьянством и наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками».
Водку запретили продавать в общепите (кроме ресторанов). Ее опять-таки убрали из торговых точек вблизи заводов, больниц и университетов, попутно усилив борьбу с самогоноварением.
Две популярные комедии Леонида Гайдая в 1961 году («Пес Барбос и необыкновенный кросс» и «Самогонщики») стали символом данной кампании.

Новое постановление «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» приняли в 1972 году. Продавать алкоголь запретили с 11:00 до 19:00. Прекратилось производство напитков крепостью выше 50°. К борьбе с пьянством призывали кинофильмы и агитационные плакаты.
Отъявленных алкоголиков стали отправлять в лечебно-трудовые профилактории. Наличие отметки о пребывании в таком учреждении сказывалось на карьере.
Очередная попытка сократить производство и продажу алкоголя заметно отразилась на пополнении бюджета. И поэтому тоже, по сути, завершилась безрезультатно. Потребление спиртных напитков в СССР продолжало увеличиваться. В начале 1950-х оно доходило до 3,5 л на взрослого человека в год, к 1970-му, по ряду оценок, выросло до 12 л.
В 1982-м будущий генсек Юрий Андропов озвучил действующему Леониду Брежневу доклад о необходимости очередного усиления борьбы с пьянством. Но сделать это хотели за счет сокращения производства водки и увеличения выпуска вин и пива. Также предполагалось расширить сеть общепита, где граждане могли бы выпивать культурно, а не в одиночку или соображая на троих на лавке во дворе.
Принятые меры не привели к значительному снижению объемов выпуска водки в начале 1980-х, и, как следствие, к росту цен. Это только усилило готовность мужчин собираться втроем и скидываться по рублю на пол-литра.
Сухой закон развалил СССР?
Критики антиалкогольной кампании чаще всего не могут простить ее инициаторам сокращения площадей виноградников. Сотрудники винодельческих предприятий (особенно в Молдове и Украине) вспоминали о безжалостной вырубке тысяч гектаров лозы, в результате чего были утрачены целые сорта винограда.
Генсек Михаил Горбачев впоследствии говорил о произволе на местах и пагубной деятельности его политических противников. Хотя от антиалкогольной кампании он стремился дистанцироваться.

Сокращение производства водки приводило не только к подорожанию, но и к искусственному дефициту. Возникали ажиотажный спрос и очереди, в которых появлялось время критиковать инициаторов кампании и власть в целом.
Чувствуя неладное, руководители огромной страны начали менять тональность. Весной 1987 года член Политбюро Виталий Воротников на заседании сообщил о срыве плана товарооборота, очередях и драках у винно-водочных магазинов, росте продаж сахара, который покупают для самогоноварения.
Позже Воротников подготовил аналитическую записку «О последствиях антиалкогольной кампании в РСФСР». В ней отмечалось, что искусственно созданный дефицит легального алкоголя привел к негативным последствиям для здоровья граждан: люди начали экспериментировать с парфюмерией и бытовой химией. Резко выросло число наркоманов и токсикоманов, жертв отравлений самодельным алкоголем и граждан, привлекаемых к ответственности за самогоноварение и спекуляцию спиртным/

Вряд ли события в августе 1991 года стали следствием антиалкогольной кампании, которая сама сошла на нет задолго до краха СССР. Если только не рассматривать чисто экономический аспект, который добавил масла в общий котел финансовых проблем. Продажи спиртного давали до четверти доходов казны. И за счет них правительство дотировало отпускные цены на ряд базовых продуктов питания, включая хлеб и сахар.
Однако при всем негативе о позитивных результатах могли поведать социологи и демографы. Статистика позднего СССР говорила, что в 1985–1987 годах смертность в стране пошла на убыль, а рождаемость чуть повысилась.
По ряду оценок, антиалкогольные меры горбачевского правления сохранили около миллиона человек, которые могли бы лишиться жизни в результате несчастных случаев, отравления или самоубийства.
Впрочем, эти положительные эффекты были нивелированы 90-ми.
* Tochka.by напоминает, что чрезмерное потребление алкоголя вредит здоровью и ведет к пагубным последствиям.