Дарить тепло и веру: откровения родителя-воспитателя о жизни с десятью детьми
В мире, где есть дети, оставшиеся без родного дома, замещающие родители становятся настоящими героями — дарят им любовь, поддержку и шанс на новую жизнь.
Одна из форм семейного устройства таких детей — это детские дома семейного типа, в которых родители-воспитатели создают пространство, максимально приближенное к настоящей семье, где каждый ребенок чувствует себя нужным и защищенным.
Сегодня, родитель-воспитатель Елена Николаевна Король, у которой вместе с супругом на воспитании находятся 10 детей, поделится с нами своим опытом, сложностями и радостями этой важной работы.
— Елена Николаевна, как вы пришли к решению стать родителем-воспитателем?
Мы с мужем часто обсуждали, как мы можем помочь детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации: усыновить, взять под опеку или стать профессиональными замещающими родителями. И вот в 2019 году приняли решение: мы будем родителями-воспитателями. На это повлиял и мой профессиональный путь — работа психологом в школе, а также воспитателем в детском саду. Я видела, как тяжело бывает детям из неблагополучных семей, и как им не хватает любви и понимания, как сложно дается взросление. Желание оказаться для них тем близким человеком, который подарит заботу и поддержку, стало ключевым в решении попробовать себя в роли родителя-воспитателя. Супруг меня поддержал, и вот уже шестой год мы — профессиональная замещающая семья.
Работая в детском саду, я выпускала детей в школу, а теперь, работая родителями-воспитателями, мы выпускаем детей во взрослую жизнь.
— Что значит для вас работа в детском доме семейного типа?
Для нас работа в детском доме семейного типа, это не работа – это жизнь, настоящая семья. Мы живем и растем вместе, взрослеем, поддерживаем друг друга и учимся доверять. Для детей важна не только крыша над головой, но и ощущение принадлежности, понимания, любви.
«Отправь любовь родителям»: ТЦ OldCity дарит бесплатные открытки для мамы и папы
— С какими трудностями вы сталкиваетесь?
Когда ребёнок приходит в новую семью, самой первой трудностью становится адаптация. Это время, когда все — и взрослые, и дети — учатся жить вместе, узнают друг друга, проверяют границы. Порой бывает непросто: кто-то боится, кто-то старается понять, как себя вести, а кто-то просто наблюдает. Но именно в этот период начинают происходить важные и тёплые перемены.
Конечно, иногда мы сталкиваемся с пробелами в обучении, особенно у детей младшего возраста. Приходиться потрудиться, зато в дальнейшем мы радуемся хорошим результатам.
С подростками свои трудности, когда у них меняется окружение, когда взрослый у них уже не авторитет, им нужны другие люди — сверстники. Но это тоже часть взросления, которую надо прожить и постараться направить их на правильный путь.
— Подскажите, как же вы преодолеваете эти трудности?
Какого-то универсального подхода тут нет. Мы с супругом считаем, что к каждому ребенку свой путь, индивидуальный. Например, наш воспитанник Саша изначально показывал трудный характер, ему не нравилось, что его ставили в рамки, заставляли учиться. Мы нашли к нему подход через похвалу и поддержку. Сейчас он обожает делать уроки. Я ему говорю: «Все сделал, молодец, можешь пойти поиграть», а он: «Нет, хочу еще уроки делать!». Вечером выстраивается целая очередь детей, решая, кто первый будет делать с нами уроки.
— Какие моменты работы дарят вам наибольшее счастье?
Тут сложно выделить что-то одно, все в совокупности приносит радость и счастье. Несомненно, очень трогательно, когда принимаешь детей в семью и наблюдаешь, как они растут, взрослеют и меняются у нас на глазах. Даже процесс адаптации по-своему замечателен, ведь мы знакомимся с новым человеком. Ребёнок постепенно начинает чувствовать себя в безопасности, понимает, что его здесь принимают, и начинает открываться. Он делится своими переживаниями, эмоциями, учится доверять. Взрослые, в свою очередь, узнают, какой он на самом деле — не по бумагам, а по живым реакциям, привычкам, страхам. Это помогает создать для него комфортную атмосферу.
Совместные праздники, поездки, бытовые дела, уроки, кружки и секции — это все сближает нас и оставляет в памяти детей приятные воспоминания о детстве.
Ну и моменты, когда с ними расстаешься, выпуская их из семьи во взрослую жизнь, одновременно вызывают и радость, и легкую печаль. Зачастую они впоследствии приходят, звонят и заезжают – но это все равно очень непросто. Особенно в следующем году, когда от нас уйдут дети, которые тут с начала нашего пути, — волнительный момент.
— Какие качества важны для тех, кто хочет стать замещающим родителем?
Быть внимательными, заботливыми и иметь огромное желание помогать. Дети чувствуют искреннюю поддержку, открываются и начинают доверять, делиться своими мыслями и чувствами.
Ну и конечно, панацея от всего — это искренняя любовь, она является основой для дальнейших доверительных отношений и привязанности.
— Что посоветуете тем, кто только задумывается о такой работе?
Не бойтесь открыться новому опыту, идите навстречу к детям с теплотой в сердце. Помните: вы меняете судьбы, дарите шанс на счастливое детство.
Работа замещающего родителя — это больше, чем профессия. Это миссия, наполненная смыслом и глубоким человеческим теплом. Она требует великих сил, но взамен дарит счастье видеть, как дети обретают семью, веру и радость.
Если вы тоже считаете, что каждому ребенку нужен дом, если вас беспокоят проблемы детей, оставшихся без родительской заботы, обращайтесь в государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Ленинского района г. Гродно» по адресу: г. Гродно, ул. Врублевского, д. 76А, либо по номеру телефона: 8 (0152) 44-75-52.