В Гродно всё чаще возникают напряжённые ситуации между владельцами электромобилей и автомобилистами на традиционном топливе. Причиной становятся зарядные станции, которые нередко занимают водители машин с ДВС, не предназначенных для подзарядки.
О проблемах на таких парковках рассказала АвтоГродно известная автомобилистка и блогер Елена Лукашик. Уже два года она управляет электромобилем и делится опытом в своём lifestyle-блоге, регулярно поднимая тему доступности зарядной инфраструктуры и культуры парковки.
Девушка владеет ситуацией не понаслышке. Она живет в многоквартирном доме, поэтому свой электрический Nissan раз в неделю заряжает на общественных зарядных станциях. Как правило, выбирает станции сети Malanka на улице Богуцкого. Так уж получилось, что они установлены неподалеку от входа в продовольственный магазин.
– Обычно на этой парковке 1-3 столбика заняты водителями автомобилей с ДВС. Ситуация усугубляется в конце рабочего дня, когда жители города возвращаются домой и заезжают по пути в магазины. Водители заставляют места у станций своими машинами, чтобы быстренько сбегать за продуктами, – рассказывает Елена.

– Водители ошибочно думают, что если станут на пару минуточек, то ничего не произойдет. Но это не так. Однажды я приехала и два столбика были заняты авто с ДВС, еще на двух заряжались электромобили, свободными оставались два столбика, один из которых глючил и находился на аварийной переустановке. Тогда повезло, последний оставшийся столбик работал исправно, но могу представить, какие ситуации возникают там, где зарядных станций меньше, – рассуждает Елена.
Девушка подчеркивает, что на Богуцкого установлены 6 высокомощных зарядных станций, по 350 kW каждая! Подобных станций даже в Минске ограниченное количество. Стоит такое оборудование достаточно дорого.
– В итоге, бизнес простаивает, станции не окупаются, владелец электромобиля ждет и теряет время, а водитель автомобиля с ДВС в это время закупает продукты в магазине. В этой сфере точно нужно повышать культуру водителей, – рассуждает Елена.
Сломалась батарея? Как водитель электрокара решил проблему с минимальными затратами
– Вы когда-нибудь общались с водителями, которые ставят авто с ДВС у зарядных станций?
– Однажды столкнулась с семейной парой. Они вступили со мной в перепалку. Мужчина кричал, чтобы я вызывала ГАИ. Утверждал, что ему ничего не сделают. Мол, стал на пару минут. Обращаюсь через АвтоГродно и прошу водителей авто с ДВС поберечь наши места, – говорит Елена.
Девушка считает, что вскоре подобных конфликтов будет значительно больше – количество электромобилей растет, станций появляется все больше.
«Станции Маланки будут фиксировать нарушителей парковки»
– Однажды я видела, как к водителям авто с ДВС, которые заняли места для электромобилей, подошел сотрудник Malanka, который занимался обслуживанием станций. Он сказал, что в скором времени станции будут фиксировать автомобили, простоявшие у зарядных станций более 3 минут. И якобы после этого со счетов нарушителей в автоматическом режиме будет списываться сумма в размере 1 базовой. Я не знаю, была ли это шутка или это реальная инициатива, но такой подход может быть выходом из сложившейся ситуации, – рассуждает гродненка Елена.
– Думаю, что как только Маланка начнет терять реальный доход из-за заблокированных парковочных мест, что-то подобное вполне могут ввести, – говорит Елена.
К слову, корреспондент АвтоГродно связался с оператором Маланки и уточнил, насколько указанная выше информация может быть правдивой.
– Парковка на местах зарядки запрещена всем: не только авто на ДВС, но и электрокарам, если они там не заряжаются, – ответила оператор зарядной сети.
Информацию относительно камер, которые якобы вмонтированы в “столбики” и снимают нарушителей, специалист опровергла.
– Камеры могут быть лишь на магазинах и ближайших объектах инфраструктуры, но зарядные станции ими не оборудованы, – уверила оператор.
Комментарий ГАИ Гродно
Напомним, запрет стоянки на местах для зарядки электротранспорта действует с конца октября 2022 года. Использовать указанные места можно только во время процесса заряда тяговой батареи электромобиля. В случае игнорирования требований владельцам бензиновых и дизельных автомобилей на местах для электромобилей грозит штраф до 1 базовой величины (42 рубля). Также законодательство РБ позволяет эвакуировать автомобиль нарушителя.
Часто ли практикуется эвакуация в Гродно и насколько остро в Госавтоинспекции чувствуется указанная выше проблема? Эти вопросы мы задали в областную инспекцию.
Там заверили, что как только сотрудники ГАИ замечают подобное несоблюдение правил – сразу пресекают. И хотя статистики как таковой не ведут, подобных нарушений в Гродно немного.
– Эвакуация тоже не практикуется, поскольку есть возможность связаться с водителями. После пресечения нарушения они освобождают место для зарядки авто, – сказали АвтоГродно в Госавтоинспекции.
В ГАИ напомнили: если видите подобное нарушение, вы вправе позвонить в Госавтоинспекцию – и на место нарушения ПДД направят наряд.
Электромобили теперь платят за простой
Проблема занятых мест у зарядных станций набирает обороты и в среде владельцев электромобилей – когда электромобиль уже зарядился, но водитель не спешит его забирать.
РУП «Белтелеком» в своей сети зарядных станций Evika! решил бороться с такими автомобилистами рублем. С 6 октября 2025 года компания изменила тарифы на услуги по зарядке лектромобилей и ввела тариф «Занятие зарядного порта после окончания заряда». В период с 8:00 до 22:00 теперь взимается дополнительная плата за нахождение электромобиля на парковочном месте зарядной станции спустя 30 минут после завершения зарядной сессии.
– Такая мера призвана стимулировать водителей своевременно освобождать порты, что позволит сократить время ожидания и повысить пропускную способность станций для всех пользователей, — сообщали в РУП «Белтелеком».