Литовские власти обвиняют Беларусь в содействии массовому перемещению мигрантов к границе. По их версии, иностранцев якобы направляют к рубежу, где их встречают не только с открытыми объятиями, но и с водомётами. Однако такая интерпретация далека от реальности.

Беларусь исторически является транзитной страной для тех, кто ищет лучшую жизнь — это обусловлено её географическим положением. Тем не менее, это не означает отсутствие контроля: каждый иностранный гражданин, въезжающий на территорию страны, находится под юрисдикцией органов внутренних дел, включая подразделения по вопросам гражданства и миграции.
Статистика гласит: в 2024 году в Беларуси было зарегистрировано свыше 33 тысяч трудовых мигрантов.
Больше всего иностранцев прибывает к нам из Туркменистана, а также России, Китая, Украины, Узбекистана и других государств.
В МВД констатируют: к нам приезжает много иностранцев, но это практически не влияет на криминогенную обстановку.
— У всех гостей, приезжающих в Беларусь надолго, один алгоритм действий: обязательно зарегистрироваться в подразделении по гражданству и миграции по месту проживания, — рассказывает старший инспектор отдела по гражданству и миграции милиции общественной безопасности Московского РУВД Минска Владимир Скавыш. — Сделать это можно классическим способом, придя в ОГиМ, или онлайн — на едином портале электронных услуг «Е‑паслуга». Как только они попадают в поле зрения, мы проверяем условия проживания, трудоустройство, соблюдение законов и многое другое.
Рейды по домашним адресам и месту работы в графике сотрудников ОГиМа регулярны. Они смотрят все: сроки регистрации, разрешение на работу, даже общаются с нанимателем и собственниками квартир, в которых проживают мигранты. Важно понимать, что гость ведет себя в рамках закона и не несет угрозы обществу.
— Президентом 21 мая подписан указ, регламентирующий повышение роли нанимателей в вопросах внешней трудовой миграции, — комментирует начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун. — Наниматель должен доводить до трудящегося мигранта на понятном для него языке требования белорусского законодательства, положения по охране труда, проверять такие знания, а также следить за сроком действия визы, водительского удостоверения и других документов работника. В случае нарушения иностранцем закона, невыполнения положений трудового договора предусмотрено досрочное расторжение и, как следствие, сокращение срока пребывания человека на территории страны вплоть до депортации.
Чтобы не применять крайние меры, действуем на опережение: например, разработали специальный буклет на русском и туркменском языках. В нем четко показано, что нужно делать мигранту. Мы также рассказываем о белорусских традициях, нормах и правилах поведения. То есть еще раз поясню: Беларусь рада гостям. Приезжайте, живите, работайте, создавайте семьи, но по нашим правилам и законам.
Нелегальные мигранты: МИД сообщил о 2,1 тыс. выдворенных за полгода

Владимир Скавыш рассказывает:
— Уровень преступлений, совершаемых мигрантами, на территории Московского района низкий. Люди разных национальностей приезжают к нам зарабатывать деньги, а потому быть депортированными и потерять эту возможность для них фактически трагедия. Тем не менее в погоне за заработком некоторые игнорируют законы.
Так, зашла речь о высылке гражданина Туркменистана. Он пришел с переводчиком, который и сам еле‑еле изъясняется на русском. Однако с горем пополам тот обрисовал ситуацию Скавышу: «Друг работал таксистом, но у него за нарушения правил дорожного движения забрали водительские права. Тогда ему пришлось пойти на неофициальные подработки».
Гражданин полгода перебивался «шабашками» в надежде на то, что придет время выдачи прав обратно и никто ничего не заметит. Не тут‑то было…
— По закону он должен быть официально трудоустроен, — отвечает старший инспектор. — А теперь ему необходимо купить билет на самолет, чтобы полететь домой.

Новый Указ Президента «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции», кстати, позволит избежать трудностей перевода, так как теперь мигранты, приезжающие работать, должны будут знать русский или белорусский язык. Да и работодатели не спустят на тормозах подобные нарушения.
После оформления документов по выдворению гражданина Туркменистана едем с Владимиром Скавышем в торговый центр. Наша цель — проверить регистрацию и разрешение на работу у гражданина Узбекистана.
— В Минск я приехал четыре года назад, — рассказывает Сироджидин.
— Здесь спокойно, безопасно. Есть много возможностей для заработка. Главное — честно трудиться и ничего не нарушать.
Эту работу продавцом мне посоветовали земляки, которые тоже сюда переехали. Зарплата, условия труда, довольные покупатели — все нравится.

С документами у Сироджидина все в порядке. Чего не скажешь о пытающихся спрятаться за торговыми рядами иностранцах… Увидев молодого человека в милицейской форме, они хотели скрыться.
— Спик инглиш? — спрашивает Владимир Скавыш, даже не надеясь на то, что они понимают по‑русски.
— Пушту, — называет родной язык гражданин 2004 года рождения и продолжает: — Мы туристы.
Проверяя паспорта, старший инспектор понимает: гости приехали из Афганистана. И все бы ничего, но визы в документе не обнаружено… Значит, поясняет он для корреспондентов, Беларусь для трех товарищей — перевалочный пункт, а направляются они в Европу.
— К сожалению, это не такое редкое явление для нашей страны, — комментирует старший инспектор. — Их зовут европейцы, буквально заманивают иллюзиями, опуская подробности законного въезда, потому они и идут на риск: авось милиционеры не заметят. На самом деле то, что мы сейчас обнаружили афганцев‑нелегалов, скорее всего, спасло им жизнь. Можете предположить, что с ними могло произойти на литовской границе.
