Асфальтогранулят под микроскопом: что говорят эксперты о его безопасности
К 2040 году Беларусь планирует перерабатывать не менее 90% отходов — такую цель закрепила стратегия обращения с отходами, утверждённая постановлением Совмина № 444 от 18 августа 2025 года. Объёмы использования вторичных материальных ресурсов (ВМР) стабильно растут, но возникает вопрос: где проходит грань между экологической необходимостью и разумной целесообразностью? И не несёт ли чрезмерная ставка на переработку риски для окружающей среды и здоровья людей?

Шило на мыло?
Предмет нашего сегодняшнего интереса — асфальтогранулят. Этот зернистый сыпучий материал получают путем измельчения в дробилке лома от разбираемых асфальтобетонных слоев дорог или при холодном фрезеровании дорожных покрытий. То есть из отходов. На особенности применения этого материала обратил внимание наш читатель, житель Белыничского района Василий Маньковский. В его деревне Большой Трилесин после неоднократных жалоб сельчан на пыль от проезжающих машин в 2022‑м просыпали проблемный участок асфальтогранулятом. Василий Макарович до выхода на заслуженный отдых много лет работал в дорожной отрасли и говорит, что знает точно: асфальтобетон в процессе эксплуатации накапливает канцерогенные, токсичные компоненты, в том числе свинец, углерод, серу, азот, пылевидные, глинистые частицы. Поэтому, наблюдая в своей деревне черную пыль вместо прежней серой, он задается вопросом: не променяли ли шило на мыло?
— Использование асфальтогранулята без связывающих компонентов в покрытиях дорожных одежд в населенных пунктах, садоводческих товариществах и на объектах благоустройства недопустимо, — убежден Василий Маньковский. — Предлагаю внести соответствующие изменения в стандарт СТБ‑1705 — 2015 «Асфальтогранулят для транспортного строительства. Технические условия».

Есть у экс‑дорожника еще одно предложение — нормировать содержание загрязняющих веществ в асфальтогрануляте и установить методы их контроля.
Как наводится порядок: журналисты вышли на смену с дорожником из Гродно
Но в настоящее время испытательных лабораторий, в область аккредитации которых включен такой вид работ, в стране нет. Следовательно, выяснить, насколько безопасен укладываемый под боком у людей материал, не представляется возможным.
Дело мастера боится
Свою озабоченность по поводу безопасности популярного дорожного материала Василий Маньковский изложил в переписке с различными госорганизациями. Ответы специалистов показались ему неубедительными, и он обратился за помощью к журналистам. А мы, в свою очередь, направились к разработчикам СТБ‑1705 — 2015 — в Белорусский дорожный научно‑исследовательский институт «БелдорНИИ».
Заместитель начальника отраслевой дорожной лаборатории Александр Климбасов обратил внимание, что стандартом уже предусмотрен ряд технических требований безопасности в отношении асфальтогранулята. В том числе по содержанию пылевидных и глинистых частиц (не более 5 процентов по массе) и активности естественных радионуклидов. В то же время указания по применению материала носят рекомендательный характер. Смешивать ли его с битумом или другими связующими компонентами и в каком соотношении? Решение за балансодержателями дорог и проектировщиками, поясняет специалист:
— Это как в случае с мукой: мы можем сделать хлеб, можем булочки, а можем испечь торт. В нашем случае дорожники могут добавить асфальтогранулят в бетон, могут перемешать с чем‑то еще, а могут оставить как есть — в зависимости от цели использования.
Работа с асфальтогранулятом в городах и поселках с 1 июля этого года регулируется новыми Строительными правилами «Дорожные одежды улиц населенных пунктов», отмечает эксперт. Этот документ заменил действовавший ранее Технический кодекс устоявшейся практики «Проектирование дорожных одежд улиц населенных пунктов» 2004‑го.
Асфальтогранулят есть в списке материалов для устройства верхних слоев покрытия и слоев износа, причем как в чистом виде, так и в смеси с битумной эмульсией. Важно и другое, говорит Александр Климбасов: расчетный срок службы такой дорожной одежды — два года. Решение о дальнейшей судьбе дороги должны принимать те, кто отвечает за перспективу ремонта.
Опасен ли асфальтогранулят для здоровья людей и экологии? Не больше чем асфальтобетон, считают в «БелдорНИИ». Аргументы логичны: применение этилированного бензина с добавлением высокотоксичного тетраэтилсвинца прекратилось в начале нынешнего века, выхлоп от машин в основном уходит в сторону от дороги, а вредные вещества с асфальта частично смываются дождями. Куда более загрязнены полосы отвода вдоль дорог, напоминает Александр Климбасов. Там и тяжелые металлы есть.
Не зря ведь медики просят не есть плоды фруктовых деревьев, растущих на обочинах.
Чистота биографии
Асфальтогранулят де‑юре — это не отходы, а готовый к использованию материал. Он уже прошел проверку на соответствие техническим требованиям, в том числе требованиям безопасности. А вот сырьем для него служат как раз отходы — напомним, от разборки асфальтобетонных покрытий. В ОКРБ 021 — 2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» этот асфальтобетон имеет степень опасности и класс опасности «неопасные» и относится к вторичным материальным ресурсам. Подробностями интересуемся в РУП «Бел НИЦ «Экология», которое входит в систему Минприроды и занимается разработкой нормативной документации в области охраны окружающей среды.
Заведующий отделом обращения с отходами Вадим Зубрицкий вводит в курс дела. В стране около 20 лет назад был определен единый порядок установления степени опасности и класса опасности отходов. Он утвержден совместным постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС. Проводятся лабораторные исследования отходов, по их результатам выдаются официальные заключения. И если опасные свойства определяют три ведомства, то класс устанавливается по наихудшему результату.
— В ОКРБ 021 — 2019 отходы асфальта занимают несколько позиций, — рассказывает эксперт. — У остатков битумной и асфальтобетонной смеси четвертый класс опасности «малоопасные». У остатков асфальта и асфальтобетонной смеси с содержанием дегтя — то же самое. А вот асфальтобетон от разборки асфальтовых покрытий — неопасный отход, по его дальнейшему применению нет никаких ограничений. Говорить о том, что он обладает опасными свойствами, не имея лабораторного подтверждения, как минимум некорректно.
Проводились ли исследования будущего сырья для асфальтогранулята при составлении классификатора отходов? В «Бел НИЦ «Экология» отвечают утвердительно:
— Испытания инициировали субъекты хозяйствования, сдавая отходы в соответствующие лаборатории, а уже там проверяли образцы по заявленным критериям (токсичность, экотоксичность, горючесть и т.д.).
Однако в «Бел НИЦ «Экология» в настоящее время не располагают данными о результатах тех исследований, заметил Вадим Зубрицкий. Но и оснований называть асфальтогранулят опасным тоже нет — это лишь теоретическое предположение, добавил он.
К слову, в 2020‑м группа белорусских и китайских ученых, в состав которой с нашей стороны входили представители Научно‑технологического парка БНТУ «Политехник», РУП «БелдорНИИ» и БГЭУ, обнародовала результаты исследований технологии холодной регенерации асфальтобетона с применением катионных битумных эмульсий, цемента и отходов промышленности Китая. Вывод: тяжелые металлы, содержащиеся в отходах и асфальтогрануляте, надежно блокируются, их миграция в окружающую среду существенно снижается. Это косвенно подтверждает позицию «БелдорНИИ»: залог долговечности и безопасности дорожных покрытий — грамотное использование материалов.
Источник: sb.by
