«Электрички» бьют по кошельку: страховщики обсуждают рост затрат на восстановление

АвтоВ стране
Поделись с друзьями

В сентябре на круглом столе представители страховых компаний и автобизнеса затронули тему, которая давно вызывает недовольство у белорусских автовладельцев — ценообразование на заменяемые детали электромобилей, рассказывает журналист abw.by.

страховщики

В числе прочего участники круглого стола страховщиков и автодилеров сетовали на то, что батарея от электрокара стоит порой дороже самого автомобиля, но это как бы никого не удивляет во всем мире. Куда более актуальной выглядит проблема с ценами на все остальное, что касается электромобилей.

Ситуация, когда стоимость лобового стекла измеряется тысячами рублей, не устраивает никого (разумеется, кроме продавцов). И так за что ни возьмись. Мало того, что любая мелочь строит неадекватных денег, так ее еще и не найти. Не от хорошей жизни владельцы электрокаров заказывают запчасти на китайских маркетплейсах, а СТО берутся за восстановление деталей, которые всегда считались расходниками.

страховщики

Однако странно слышать стенания страховщиков по поводу цен на ремонт и запчасти для «электричек», когда ситуация с авто с ДВС обстоит ничуть не лучше. Почему в этом никто не видит проблемы?!

«Знакомому разбили Geely Atlas, повреждена была одна сторона, – рассказывает Сергей, специалист по подбору автомобилей. – В итоге потребовалась замена обеих дверей, ремонт стойки, замена водительского сиденья и ремня безопасности. Стоимость ремонта составила $12 500 при стоимости автомобиля $25–26 000! Разве это нормально?!»

Проблемы нет – только плати? Почему страховые компании заговорили о дороговизне ремонта «электричек»

Проблема не в «электричках» и ДВС, а в том, что сейчас все дорого. Но электрокары в этой истории все равно стоят особняком. Причина у происходящего проста и понятна – сегмент новый, рынок только формируется, санкции, каналы поставок еще не налажены, плечо у них длинное, сами автомобили технически сложнее, плюс всем хочется заработать. Вот и получается, что стоимость запчасти вырастает кратно, если учитывать просто путь до Беларуси.

В Беларуси введут транспортный налог на электромобили

Но проблема не только в ценах на запчасти. В рамках подготовки этого материала мы позвонили на несколько СТО, чтобы поинтересоваться стоимостью работ на позиции, идентичные для электромобилей и ДВС. Так, замена тормозных колодок на ДВС стоит в районе 65–70 рублей, для электрокара – 100+. Ступичного подшипника – как повезет: где-то на ДВС дороже, где-то – на электро, но в районе 90–130 рублей. Все это без учета стоимости запчастей, только работа. Диагностика подвески: 35 рублей для ДВС и в районе 50 рублей для «электрички». Развал-схождение колес: 50 против 90 рублей за одну ось (аргумент: внизу у «электричек» много зашиты, требуется больше времени на регулировку).

Нет ничего удивительного, что покупатели электрокаров сразу же оформляют КАСКО. Так проще, чем ездить и бояться, что в случае чего придется продавать почку – с нашими-то ценами.

Проблемы нет – только плати? Почему страховые компании заговорили о дороговизне ремонта «электричек»

Сколько стоит КАСКО на электромобиль

Более дорогая страховка для электрокаров – норма для разных стран. Так обстоят дела в Китае, США и Великобритании. Это продиктовано все той же высокой стоимостью тяговой батареи, которая склонна повреждаться даже при незначительных ДТП.

По данным страховых компаний нашей страны, только 23% электрокаров, зарегистрированных в Беларуси, застрахованы по КАСКО. Но уже сейчас выплаты более чем в полтора раза превышают страховые взносы: только за последнее полугодие средний взнос составил 2642 рубля, а средняя выплата по страховому случаю – 4138 рублей. Еще недавно некоторые страховые вообще отказывались принимать на добровольное страхование некоторые модели электромобилей. Сегодня такой проблемы нет, тарифы сформированы – только плати.

Проблемы нет – только плати? Почему страховые компании заговорили о дороговизне ремонта «электричек»

Тарифы у страховых компаний плюс-минус похожи, стандартная ставка – в пределах 3% от стоимости авто. Ниже будет представлена информация с размером платежей на конкретный электромобиль, а пока – немного об условиях разных компаний.

Так, «Белгосстрах» готов застраховать любой электромобиль, расценки зависят от тарифа и способа внесения оплаты: единовременным платежом выйдет чуть дешевле, в рассрочку – чуть дороже. Для примера: разница в стоимости КАСКО для электромобиля и авто с ДВС идентичной стоимости одного и того же года выпуска (а именно эти параметры являются ключевыми для расчета взноса) составила $165.

ТАСК также берется страховать все электрокары. Причем стоимость авто можно оценить как по сумме покупки, так и по актуальной рыночной цене. Для авто стоимостью от $20.000 до $40.000 ставка составляет 2,5% от цены. Бонусом нужно приобрести дополнительный договор страхования автогражданской ответственности за €16 с покрытием ущерба на €10.000.

«Промтрансинвест» также готов застраховать любой электромобиль по КАСКО на похожих условиях, что и «ТАСК», только процент растет в зависимости от того, единовременный платеж или поэтапный. Чем выше стоимость электромобиля, тем ниже процент.

Итого в цифрах на примере электромобиля BYD Sond L 2024 г.в. оценочной стоимостью $29 000.

«Белгосстрах»: единовременный платеж на год – $829, поквартально – $855.
«ТАСК»: $700 + €16, сумма не меняется от графика внесения платежей.
«Промтрансинвест»: единовременный платеж – $735, поквартальный – $783.

Дикий рынок

Активное наводнение белорусского рынка электромобилями идет не первый год. Вряд ли страховые компании до сих пор не обзавелись программными продуктами для оценки вреда, причиненного в результате страхового случая, или не владеют информацией о стоимости кузовных деталей, запасных частей и трудоемкости работ. Возможно, речь идет о желании повысить размер взносов или исключить из страховки, например, батарею.

Проблемы нет – только плати? Почему страховые компании заговорили о дороговизне ремонта «электричек»

«Смысл тогда в «электричке»? Страховка дороже, стоимость зарядки растет, скоро, наверное, как бензин будет, время на зарядку нужно. Еще и дополнительные расходы, пока она заряжается, в виде кофе и хот-догов», – возмущается читатель ABW.

В чатах белорусских владельцев BYD активно обсуждается проблема трескающегося заднего фонаря на одной из моделей. Судя по массовости явления, это явно гарантийный случай, но ввиду отсутствия официального дилера бренда, обеспечивающего гарантийные обязательства, люди стремятся переложить нагрузку на страховую (если есть КАСКО). Понятно, что такой расклад никому не нравится: страховая не хочет платить за косяки производителя, а владельцы авто часто вынуждены представлять это как повреждение в процессе эксплуатации.

Проблемы нет – только плати? Почему страховые компании заговорили о дороговизне ремонта «электричек»

В целом белорусы признаются, что в условиях отсутствия цивилизованного рынка с адекватными ценами добровольное страхование электромобиля отнюдь не лишено смысла.

«Особенно выгодно КАСКО, если ездишь много, — говорит владелец Voyah Free. — Я плачу страховку $1.000 в год, разбиваю сумму на несколько долей – это удобно. Страховка покрывает все царапины, вмятины, повреждение фар и стекол камнями и т.п., не говоря уже о чем-то более серьезном. Выплачивают без проблем. Вторая «электричка» у жены BMW i3, годовой взнос составляет $500. Меняли по страховке лобовое стекло (прилетел камень), стоимость оригинального – 4.000 рублей. Поэтому я «каскую» все свои машины, независимо от того, новые они или нет. Единственное – иногда приходится ждать запчасти».

Проблемы нет – только плати? Почему страховые компании заговорили о дороговизне ремонта «электричек»

Стрельба по ногам

И если верны предположения о том, что наши страховщики клонят к повышению тарифов, то стоит напомнить о том, что все последние изменения и так негативно влияют на рынок: высокие цены на сами авто, значительное удорожание стоимости общественных зарядок, лавинообразный рост электромобилей, который еще больше усугубил имеющиеся проблемы с инфраструктурой, что отмечают многие автовладельцы, — всё это не добавляет привлекательности электротранспорту.

С 2026 года «электричкам» начнут выставлять транспортный налог. Добавим к этому 15%-ю пошлину и НДС, о которых по мере приближения конца года говорят все громче, – и можно заказывать оркестр. Если так пойдет дальше, то те, кто уже купили авто на электротяге, будут доезжать их до последнего, т.к. продажа на вторичке будет лишена всякого смысла. Это точно именно то, к чему все хотели прийти?!

Back to top button
Авторизация
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.