Беларусь и Польша возобновили работу двух КПП: что происходит на границе
С ночи 17 ноября возобновилось движение через белорусско-польскую границу в пунктах пропуска «Берестовица» и «Брузги», расположенных в Гродненской области. До этого автомобилисты могли пользоваться только переходом «Варшавский мост» в Бресте, который к тому же осенью периодически закрывался на несколько дней.

Корреспондент Tochka.by изучил ситуацию на границе и пообщался с людьми, стоящими в очередях.
Как открывали границу с Польшей
От пункта пропуска «Берестовица» до ближайшего магазина Biedronka карта показывает 15 км. Навигатор же предлагает кратчайший путь – 353 км и более пяти часов в пути. Это без учета прохождения границы в Бресте.

Старожилы помнят: в былые времена застрять на границе на пять часов неминуемо означало семейный скандал в авто: мол, почему поехали на этот погранпереход, а не на соседний? За эти годы изменилось многое: отменены электрички и самолеты, в очередях можно простоять сутки, а Польша могла вообще на несколько дней полностью перекрыть границу. И уже даже сложно вспомнить, в чем причины тех или иных решений: коронавирус, 2020 год, Ryanair и Протасевич, кризис с мигрантами, Украина или учения «Запад».
Поэтому любое движение на границе сейчас воспринимается положительно.

Электронная очередь в «Берестовице» начала заполняться с вечера воскресенья – еще за шесть часов до планируемого времени открытия погранперехода. Для красоты картинки пограничники хотели первым поставить туристический автобус. Но нашлись ребята, которые лучше остальных знают все входы и выходы – молчаливые парни на дизельных универсалах. Классика границы – они всегда в первых рядах.

Пассажиры автобуса не унывают: «We are number one! Мы первые!»

Видимо, от радости не заметили, что их уже опередил древний WV Passat с довольно суетливым водителем.
После электронной регистрации следует ждать сообщения на телефон – и можно ехать.

Пока есть время, скоротать его на площадке можно в магазине «Белтаможсервис». На дверях – табличка с запретом фотографировать. Но все и так видно через стеклянную дверь и окна – ассортимент стандартный: алкоголь, сладости, что-то из деликатесов.

За прилавком скучает продавщица. Но магазин круглосуточный – если граница будет открыта, дела пойдут.
Прямо на площадке ожидания можно принять душ – есть специальные кабинки. Рядом шеренга синих биотуалетов.
Белорусские пункты пропуска реконструировали
В пункте пропуска все выглядит гораздо лучше: свежий асфальт и обновленная инфраструктура. Даже трава, несмотря на приближение зимы, свежескошена.

С польской стороны – погранпереход «Бобровники». Он был закрыт 10 февраля 2023 года. Еще в мае 2024 года премьер Польши Дональд Туск пообещал жителям Подляского воеводства возобновить работу КПП. Однако это так и не было сделано. Польский МИД обусловил открытие пункта требованием к Минску освободить из тюрьмы журналиста Андрея Почобута.
Соседняя «Кузница» (с белорусской стороны – «Брузги») не функционировала и вовсе более четырех лет – с 3 ноября 2021-го. Она ушла в простой из-за миграционного кризиса. Варшава говорила о массовых попытках нелегального пересечения границы и увеличении числа мигрантов, называя происходящее «гибридной атакой» со стороны Минска.

Ранее через эти КПП ежегодно проезжало около 4 млн путешествующих.
«Белорусская сторона пункты пропуска не закрывала и готова к работе. Все необходимые подготовительные мероприятия проведены», – подчеркивает в разговоре с прессой официальный представитель ГПК Антон Бычковский.
Он сообщил, что 16 ноября на границе состоялись встречи с польской стороной на уровне начальников отделений погранконтроля и таможенных постов. Обсуждались вопросы совместной работы, оперативного обмена информацией и ритмичного функционирования открываемых КПП.

Источник, знакомый с ходом разговора, поделился деталями. Встречу поляки начали со слов: «Наконец-то мы можем встретиться и поговорить». А дальше высказали заинтересованность в нормализации работы.
Таможенные органы Беларуси также отмечают, что полностью готовы к возобновлению движения.
«Смены укомплектованы, таможенная инфраструктура усовершенствована и расширена, технические средства функционируют в штатном режиме», – оценивает ситуацию начальник главного управления организации таможенного контроля ГТК Беларуси Виктор Зубик.

Он также делится деталями, как реконструировали «Берестовицу»:
«На выезд построили канальную систему для грузовиков, отдельный канал для автобусов. Модули, в которых размещаются таможенники и пограничники, модернизированы. Дополнительно построили зал для оформления пассажиров автобусов».
Пункт пропуска «Брузги» также усовершенствован. Из основных изменений – увеличено количество полос движения для транспорта.
Как движется очередь на границе
Первыми на досмотре оказываются вездесущие немецкие универсалы. Их владельцы предсказуемо неразговорчивы, на все вопросы отвечают односложно: границу открыли – ну и супер.
У окошка пограничников свой паспорт демонстрирует Павел с говорящей в данном контексте фамилией – Поляк. Он с семьей едет к родственникам. Говорит, что бывает в Польше периодически, несколько раз в году.
«В последнее время привык к тому, что очередь на границе занимает сутки. Тяжело, конечно, если едешь с детьми», – делится Павел.

Сегодня управляется гораздо быстрее.
На соседней полосе семья в авто уже на польских номерах – выбираются домой.
Рядом оформляют автобусы. Процедура стандартная: всех провели в специальный зал.

Пограничная смена, и это заметно, старается. Есть и новички, есть и более опытные сотрудники. Как нам удалось выяснить, чтобы специалисты не теряли навыков, в последнее время их отправляли в другие действующие пункты пропуска.
Первая традиционная остановка после шлагбаума – Duty Free. Из четырех магазинов движение только в одном, да и тот оказывается закрыт – сотрудницы спешно выставляют товар.

Поляки начали пропускать со своей стороны вовремя. Правда, поток гораздо меньше того, что идет с белорусской стороны. За первые полчаса – только три легковых автомобиля.
Александр едет на немецких номерах, но рамка под ними говорящая: Belarus. Рассказывает, что уже 10 лет живет в Германии, а сейчас везет семью к родственникам в Брест. Не самый очевидный путь – через Берестовицу, но по пути запланирована ночевка у других родственников, под Мостами.

По словам Александра, белорусы в Европе ждут скорейшей нормализации движения. Все устали от очередей и неразберихи, когда невозможно ничего нормально планировать.
Проходит час, граница приходит в свое обычное состояние – движение.

Последний шлагбаум перед Польшей – на светофоре свою паутину соткал паучок. Воспользовался паузой в несколько лет, но теперь спокойной жизни там у него не предвидится.
