Квартира от государства и счастье семьи: история матери одиннадцати детей из Гродно
Квартира «от Президента» кардинально поменяла жизнь многодетной семьи из Гродно.
Один политик метко заметил: власть — это прежде всего ответственность. С этим трудно спорить, ведь за каждым решением стоят судьбы людей. В Беларуси уже четвертое десятилетие государство поддерживает граждан на разных этапах жизни, и особенно это чувствуют многодетные семьи. Для них действует широкий спектр льгот — от бесплатного школьного питания до возможности получить жильё с помощью государства. Забота о больших семьях стала привычной частью социальной политики, хотя так было не всегда.

Элитные апартаменты
Лилия Шаморгина из Гродно, воспитавшая одиннадцать детей, долгое время жила в тесном общежитии, пока в 2006 году в рамках государственной поддержки по Указу Президента не получила возможность переехать в новую двухуровневую шестикомнатную (!) квартиру.
Раньше о существовании двухуровневого жилья она знала только из фильмов о богатой жизни и никогда не примеряла этот атрибут роскоши на себя и своих детей. Скромная рабочая на прядильном предприятии, родившаяся и выросшая в деревне, даже представить не могла, что придут времена, когда статус многодетной мамы даст ей право стать хозяйкой элитных апартаментов.
— Наша веселая команда появилась и разрослась совсем не из меркантильных соображений, — предвосхищает Лилия Болеславовна возможные вопросы. — Я сама из многодетной семьи, нас у мамы было трое. И хотя это теперь не кажется большой семьей, мне как старшему ребенку приходилось брать на себя ответственность за брата и сестру. Поэтому забота о своих детях мне в тягость не была.
Легкой жизни школьница Лиля не знала. Надо было учиться, присматривать за младшими. Кроме того, у родителей был свой огород и плюс ко всему они брали на обработку по гектару сахарной свеклы, картошки и зерна, рассказывает Народная газета.
Когда в 1986 году пришло время выбирать профессию, девушка решила стать прядильщицей. Обслуживать приходилось восемь машин с сотнями веретен. В числе других задач она должна была соединять и заправлять заново оборванные нити. Иногда это приходилось делать каждые 5—6 секунд в течение 8-часового рабочего дня. Помимо этого, за смену надо было 20 раз заменить 600 заполненных веретен. И все под аккомпанемент нескончаемого шума станков. От усталости и досады по щекам молодой работницы катились слезы.
Но время шло. С опытом пришла и сноровка, к тому же после модернизации предприятия многие процессы были автоматизированы. Улучшились условия работы. Сейчас Лилия Болеславовна с радостью идет на родную фабрику — открытое акционерное общество «Гронитекс». Здесь же работает и ее старший сын. С ходом модернизации трудиться становится легче, а зарплата — выше. В прошлом году ее два раза поднимали — на 20 и 30 %. Так что можно не только жить в достатке, но и помогать родственникам.
Недавно Лилия Шаморгина поменяла в своей большой квартире кухню, сделала косметический ремонт, а еще купила дочери холодильник и телевизор.
Пять мальчиков и шесть девочек
А начиналось все с небольшой комнатки в фабричном общежитии. На танцах познакомилась с будущим мужем. Парень работал электриком на самом крупном предприятии города — ОАО «Азот». Позже в браке с Лилией с 1988 по 2002 год у них родились одиннадцать прекрасных детей — пять мальчиков и шесть девочек.

Все бы ничего, но было одно малоприятное обстоятельство. Все одиннадцать детей из роддома приезжали в заводское общежитие — блок в две комнаты суммарной площадью 29 квадратных метров. В них удалось вместить только три дивана и детскую кроватку. Спали все вместе, по три-четыре человека. Вещи — только самые необходимые, чтобы не занимали много места. Хорошо, что многие ребята на тот момент были еще совсем малышами. Но проходили годы, они росли, а надежда на собственное жилье, в котором можно было бы разместиться с комфортом, оборудовать каждому (вот роскошь!) свое спальное место, удобные шкафы для вещей и столы школьникам для учебы, становилась все слабее.
— И вот в 2006 году по указу Президента мы получили нашу просторную квартиру. Я часто говорю, что это квартира «от Президента». Вам не описать наше счастье. Шесть комнат, 169 квадратных метров, два санузла, два уровня, полностью с ремонтом — все-все-все было сделано за счет государства! Помню, как дети, еще маленькие, бегали по лестнице со второго этажа на первый и назад. На первых порах администрация общежития помогла нам с мебелью — нам выписали кровати и даже привезли. Комендант предложила нам шикарный диван, который, мы, конечно, тоже вписали в обстановку. Купили бэушную стиральную машину-автомат. Вот так, потихонечку, встраивались в нашу новую жизнь. Сейчас дети уже взрослые. У многих своя прекрасная обеспеченная жизнь. Но они всегда были и будут мне благодарны.
Слагаемые счастья
Квартира, подаренная Шаморгиным государством, стала настоящим семейным гнездом, родительским домом, где все дети обязательно собираются вместе. Даже в обычные дни достаточно кому-либо написать «сбор у мамы», как в просторных двухэтажных апартаментах снова не протолкнуться. И обязательно все собираются на праздники. Накрывается стол, с треском срывается упаковка с подарков. Новый год, Рождество, День матери. И конечно же, 8 Марта, ведь для Лилии Шаморгиной это двойной праздник: День женщин и день рождения.
— Все мои дети остались жить в Гродно. Не поверите, даже на День легкой промышленности собираются. Это тоже мамин день. Но на этот праздник обычно я дарю подарки — полотенца, постельное белье. Какими бы взрослыми и успешными ни были дети, матери всегда хочется сделать им что-то приятное, как-то помочь. А сейчас еще появились и любимые невестки, зятья, внуки. Дочка Анжела пошла по моему пути — она многодетная мама, у нее четверо деток.
Миниатюры с душой: белорусская семья воссоздаёт деревенские дома в мельчайших деталях
На вопрос, что женщине нужно для счастья, Лилия Болеславовна отвечает со слезами на глазах:
— Чтобы были здоровы дети и чтобы был мир… Я воспитывала своих детей так, чтобы они помнили, какой неимоверной трагедией для белорусов обернулась Великая Отечественная война, как много достойных жизней она унесла. Моя родная деревня находится недалеко от границы. Там есть мемориальный комплекс на месте гибели воинов пограничной заставы. Еще школьницей я ухаживала за этим памятником: убирала, камушки белила, цветочки сажала. И каждый раз, когда едем с детьми на мою малую родину, обязательно сворачиваем к мемориалу, где в земле лежат люди, которые могли бы еще жить и жить. Но война поставила точку на их судьбе и на счастье их возлюбленных и матерей. Это ужасно. Я твердо знаю: счастье — это когда улыбаются дети и плачут от радости, а не от горя.
