2026 год и риск новой великой депрессии: чего ждать мировой экономике

С помощью эксперта разбираемся, есть ли предпосылки к очередному экономическому коллапсу в мире. И как, если что, его лучше пережить.

ОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

Западные СМИ всё чаще пишут о возможном глобальном экономическом кризисе. По данным Business Insider, аналитики предупреждают: падение финансовых показателей может оказаться масштабнее кризиса 2008 года. Некоторые эксперты считают, что «экономическая бомба замедленного действия» уже запущена, а её последствия проявятся в 2026‑м.

2026 год и риск

Журналист Tochka.by попросил экономиста Вячеслава Ярошевича прокомментировать возможные первопричины и оценить вероятность такого события.

Экономические факторы

Среди предпосылок надвигающегося кризиса аналитики называют падение числа разрешений на строительство жилья в США, спад кредитования бизнеса, закрытие производств, рост ставок Центробанков. А самый очевидный импульс – торговая война, затеянная Трампом.

Собеседник предлагает не сильно вдаваться в подробности внутренней экономической кухни Штатов.

Перекладывать на мировую экономику какой-то частный аспект и соотносить тенденции с 2008 годом некорректно, потому что достоверной и полной информации нет даже у экспертов, а риторика СМИ может быть просто манипулятивной.

А вот торговая война и повышение процентных ставок в ведущих странах из-за глобальной инфляции – факт неоспоримый.

Но, по мнению экономиста, предпосылки к этому возникли не сегодня, а в 2020 году из-за пандемии. Опасаясь финансовых последствий, Центробанки разных стран вынуждены были включить печатный станок, чтобы покрыть издержки дополнительной ликвидностью – это называлось «количественным послаблением».

В итоге буквально за пару лет сформировалась избыточная денежная масса более чем в $20 трлн. Когда-то «денежный навес» (monetary overhang, как говорят на Западе) подобного масштаба был у СССР.

«Сейчас груз монетарной «ответственности» давит на экономики уже западных стран. И многие из них пытаются запустить обратный процесс. Повысив процентные ставки, негативные инфляционные последствия удалось сгладить, но не ликвидировать. Поэтому некоторые крупные западные страны пошли дальше: например, Великобритания стала продавать свои государственные облигации, которые в свое время выкупались для насыщения ликвидностью финансовых рынков», – замечает эксперт.

Этот процесс, получивший название «количественное ужесточение», ведет к падению доходности долговых инструментов. А повышение процентных ставок, в свою очередь, сказывается на доступности кредитов. Инициированная же США тарифная эскалация только усиливает нагрузку на реальный сектор мировой экономики.

«Сейчас процентные ставки можно постепенно снижать, хоть до нуля, как было и раньше. Но сработает ли это так легко, как 15 лет назад? Ведь в прошлом активными покупателями ценных бумаг Европы и США являлись Китай, Индия и та же Россия. Захотят ли они этого сейчас на фоне глобального передела мирового рынка – большой вопрос», – обращает внимание собеседник, намекая на то, что мировой кризис напрашивается сам собой.

Еще один предвестник потенциального краха – дорожающее золото, которое уже торгуется свыше $4000 за унцию. Данный актив нельзя обесценить печатным станком. И значительное повышение его стоимости указывает в том числе на избыток денег в мировой финансовой системе.

В непредсказуемые времена инвесторы пытаются вложить лишнюю ликвидность в инструменты, которые сохраняют ценность вне зависимости от событий в мировой экономике.

Фактор времени

Со стороны может выглядеть, что миру финансов просто необходим кризис. Главный двигатель – именно цикличность. Все всегда расти не может. Нужны условия для коррекции и обновления.

В этой связи собеседник обратил внимание на сильно раздутый фондовый рынок, особенно в США. Он не был таким даже в 2008 году.

«Если посмотреть на динамику того же Dow Jones [индекс, созданный для отслеживания развития промышленной составляющей американских фондовых рынков. – Tochka.by] за 30 лет, то мы увидим, что в последнее время он улетел в стратосферу. Прежде всего из-за длительного финансового послабления или излишне напечатанных денег. Если сопоставить кривые фондового рынка и роста ВВП США, то разбежка очевидна. И будет понятно, как в Америке могут быстро и сильно раздуваться финансовые пузыри», – констатирует эксперт.

2026 год и риск

По его мнению, потенциальная коррекция может привести к значительному ослаблению доллара США.
Однако с точки зрения долгосрочной стратегии политических кругов этой страны, находящихся сейчас у власти, дешевый доллар сыграет на руку американской промышленности.

Доллар приближается к рекорду, но не всё так однозначно: прогноз по валютам

А еще поспособствует решорингу – возвращению в страну производств, ранее перенесенных в государства с более низкими издержками процесса.

Теория заговора

По интернету «гуляет» занимательная картинка. Ее автор – Самуэль Беннер. Разорившись после биржевого краха 1873 года, он решил исследовать цикличность изменения цен и сделал говорящую диаграмму с прогнозом периодов паники, продажи или накопления активов.

Глядя на график, можно подумать, что финансовые кризисы предрешены и их умышленно создают сильные мира сего.

Собеседник однозначно предлагает не оценивать всерьез конспирологию. Он готов оперировать только неоспоримыми фактами: реальные экономические показатели нельзя объяснить теорией заговора. Возможно, кому-то просто выгодно создавать такого рода завесу таинственности и усиливать страх.

Аналитик может только констатировать, что сегодня геополитика главенствует над экономикой. Если и оценивать происходящее, то правильнее было бы говорить, что потенциально знаковые решения принимаются за кулисами мировой экономики, например, в Давосе.

А в основе структурной трансформации – инновационные технологии с акцентом на искусственный интеллект и квантовую физику.

Согласно данным ЮНЕСКО, 80% глобальных расходов на технологические разработки приходится на 10 стран, остальные – не у дел.

И если раньше промышленным цехом всего мира были Англия и США, то сегодня на первые роли вышел Китай, в том числе за счет огромных вложений в инновации – 2,5% от своего ВВП.

Это вполне сопоставимо со средним показателем по ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) – так называемому «экономическому клубу» западных стран.

Как пережить финансовый кризис простому человеку?

В условиях любого кризиса, в том числе экономического, эксперт советует не паниковать и не кидаться в крайности. Даже в то же золото, которое за последний год подорожало практически вдвое, а значит, «поезд» уже не в начале пути.

Собеседник полагает, что в Беларуси последствия наступят несколько позже, поскольку наша страна в меньшей степени вовлечена в мировые финансовые рынки.

«С учетом экономической привязки к России влияние, конечно, будет, но не сразу. С задержкой во времени. Минфин и Нацбанк, скорее всего, постараются оперативно купировать негативные последствия, чтобы растянуть их во времени и сделать не такими ощутимыми для людей», – полагает эксперт.

Экономические кризы происходили уже не раз и рано или поздно преодолевались. Сегодня о возможном финансовом крахе говорят в полголоса. И это подходящее время, чтобы принимать решения.

О финансовой безопасности и независимости нужно думать всегда, распределяя «лишние» деньги в разные инвестиционные «корзины».

Главное – настроить себя психологически, что, возможно, придется жить в очередную «эпоху перемен», связанную с перераспределением капитала и борьбой за ресурсы и технологии.

Журналист Tochka.by не ставит целью запугать читателя. Предупрежден – значит, вооружен. Хотя бы морально. Если мысленно смириться с неизбежным, оно не застанет врасплох. Как любят говорить эксперты, любой кризис – это окно возможностей. Дно, от которого проще оттолкнуться.

Back to top button
Авторизация
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.