Новый утильсбор в России: как изменится рынок и скажется ли это на белорусских покупателях
С 1 декабря в России начали действовать обновлённые правила расчёта утилизационного сбора. Журналисты Autonews объяснили, как нововведение отразится на стоимости автомобилей.

Платёж формально ложится на производителей и импортёров, однако фактически его оплачивает покупатель: расходы включаются в себестоимость машины и, соответственно, в её розничную цену.

C 1 декабря размер ставки в соседней стране привязали не только к объёму мотора, но и к его мощности. Одновременно льготный утильсбор, который оплачивают физические лица при ввозе легковых машин из-за границы, теперь действует только на автомобили с двигателями мощностью до 160 л. с. На все остальные машины тариф начисляют по коммерческим ставкам. При этом их размер выше льготного в разы.
В итоге все авто с мотором мощностью более 160 л. с. существенно дорожают: тарифы на некоторые популярные марки увеличиваются в десятки и даже в сотни раз. Например, за Volkswagen Tiguan с 2,0-литровым мотором мощностью 201 л. с. придётся заплатить 794 тыс. росс. рублей вместо прежних 3 400. За Geely Monjaro с 2,0-литровым мотором при импорте в РФ необходимо внести 842 тыс. росс. рублей вместо тех же 3 400 рублей.

Также реформирование утилизационного сбора затронуло электрокары и гибриды. Теперь при расчёте ставок для таких машин учитывается суммарная мощность двигателей в силовой установке. Как объясняют российские власти, такое нововведение нужно для того, чтобы локальное производство было выгоднее, чем прямой импорт.
Подорожают абсолютно все машины
По оценкам продавцов, в первую очередь в зону риска попадают мощные гибриды и электрокары, многие из которых поставляют в Россию по схеме так называемого параллельного импорта. В качестве примера приводят Li Auto или Aito, стоимость которых может взлететь сразу на несколько миллионов росс. рублей.

Экспертное сообщество уверено, что новый утильсбор в первую очередь приведёт к серьёзному росту цен на все автомобили в краткосрочной перспективе. По прогнозам специалистов, их стоимость может вырасти на 5—10%. При этом подорожания ждут и на вторичном рынке, где на данный момент высокий процент импортированных машин.

Российские власти, в свою очередь, придерживаются более оптимистичного прогноза, хотя и первый вице-премьер Денис Мантуров согласился с тем, что реформа утильсбора приведёт к росту цен на «параллельные» автомобили. К этой категории чиновник отнёс продукцию брендов, покинувших рынок ещё в 2022 году. Также, по его мнению, подорожание затронет «серые» автомобили китайских марок.
Ждать ли повышения утильсбора в Беларуси?
С учётом того, насколько тесно связаны авторынки Беларуси и России, возможны ли аналогичные нововведения в нашей стране? Такой вопрос мы ранее задавали Сергею Вариводе, председателю правления Белорусской автомобильной ассоциации, а также директору «Автоцентра на МКАД», официального дистрибьютора Haval в Беларуси.
Из Литвы в Беларусь не пустили дорогой мотоцикл: его признали роскошью

— Сразу оговорюсь: стану озвучивать собственные домыслы. Если следовать логике единой промышленной политики, то в рамках Союзного государства должны быть гармонизированы как тарифные, так и нетарифные льготы, преференции и изъятия. Потому белорусская сторона может пойти подобным путём. А пойдёт ли? На мой взгляд, вероятность невелика.
Поскольку в Беларуси, в отличие от России, защита прав потребителя находится на более высоком уровне, маловероятно, что наше правительство ограничит право отчуждения автомобилей гражданами, если те ввозят машины с уплатой льготного утильсбора, что предполагается в российском проекте.
Источник: av.by
