Белорусская транспортная отрасль сегодня переживает непростые времена. На первый взгляд статистика выглядит позитивно: в январе–октябре 2025 года пассажирооборот вырос, а услугами транспорта воспользовалось больше людей, чем годом ранее. Но за этими цифрами скрывается другая реальность — пассажирские и грузовые перевозки развиваются в разных направлениях, и устойчивость сектора по‑прежнему зависит от внешней конъюнктуры и санкций.

География: сильная сторона и слабое место
Беларусь исторически была транзитным коридором между Балтийским и Черным морем, Западом и Востоком Европы. Это географическое положение стало конкурентным преимуществом и сделало транспорт одной из ключевых отраслей экономики.
К естественным плюсам страны можно отнести и наличие ресурсов, например калийных удобрений, а также высокий уровень человеческого капитала. Эти факторы встроены в экономику и формируют основу конкурентоспособности.
Однако там, где есть преимущество, есть и уязвимость. В условиях геополитической напряженности транспорт стал одной из первых целей санкционного давления. Ограничения транзита, перестройка маршрутов и логистические сложности ударили по перевозчикам. Тем не менее отрасль ищет новые рынки и строит альтернативные цепочки поставок, чтобы компенсировать потери.
Грузы и пассажиры: разные пути развития
Чтобы понять реальную картину, важно разделять пассажирские и грузовые перевозки. Оба сегмента сталкиваются с санкциями, изменением спроса и внутренними факторами, но реагируют по‑разному.
По данным Белстат, в январе–октябре 2025 года:
- Пассажирооборот составил 22 820,1 млн пассажиро‑километров — это 106,6% к уровню прошлого года.
- Услугами транспорта воспользовались 1 384,2 млн человек, что на 1,8% больше, чем годом ранее.
- Грузооборот снизился до 60 004,7 млн тонно‑километров, или 96,9% к уровню прошлого года.

Иными словами:
- пассажирские перевозки по объему работы растут заметно;
- по числу перевезенных людей рост очень скромный;
- грузовые перевозки демонстрируют снижение, пусть и не катастрофическое.
Разница между 106,6% по пассажирообороту и 101,8% по числу пассажиров — важный сигнал. Он показывает, что людей перевозят ненамного больше, чем год назад, но средняя длина поездки увеличилась. Отрасль растет не за счет количества пассажиров, а за счет более протяженных маршрутов.
С учетом санкций и давления на экономику даже небольшой рост пассажирских перевозок можно считать достижением.

Риски и возможности
Есть и важный риск: снижение покупательной способности населения в России, главном партнере Беларуси, может ограничить рост туристического потока. Если россияне будут реже позволять себе поездки, это неизбежно отразится на белорусских перевозчиках.
С другой стороны, возможен противоположный эффект: чем дороже становятся дальние зарубежные направления, тем больше туристов ищут более доступные альтернативы. Беларусь может выиграть, если сумеет правильно позиционировать себя как дешевое и близкое направление для отдыха, медицинского, культурного или событийного туризма.
Почему грузовые перевозки снижаются?
С грузоперевозками ситуация менее благоприятная. Снижение грузооборота до 96,9% от уровня прошлого года означает, что перевозки не развиваются, а держатся на прежнем уровне. За 10 месяцев 2025 года объем работы сократился на 3,1%.
Транспорт здесь лишь отражает состояние экономики. Если белорусские товары хуже продаются на российском рынке, то и возить их туда будут реже. Падение спроса на конечных рынках превращается в снижение объемов перевозок.
Дополнительный фактор — транзит. Ограничения на западных границах, сокращение маршрутов в направлении ЕС, сложности с логистикой в условиях санкций уменьшают грузопотоки через Беларусь. Часть объемов удается компенсировать переориентацией на другие направления, но полностью заменить прежние маршруты пока не получается.
Перспективы
Будущее транспортной сферы зависит от нескольких факторов:
- состояния белорусской экономики — чем выше рост промышленности, строительства и торговли, тем больше грузов;
- транзита и границ — любое «размораживание» логистических коридоров усиливает роль Беларуси;
- состояния российской экономики — от платежеспособного спроса и внешнеторговой активности РФ зависит интенсивность перевозок.
Для пассажирских перевозок ключевыми станут:
- динамика доходов населения,
- техническое состояние транспорта и уровень сервиса,
- ценовая доступность Беларуси как туристического направления,
- активность в продвижении туристического потенциала на восточном рынке.
По информации Myfin, транспортная сфера Беларуси в 2025 году живет в режиме адаптации. Пассажирский сегмент удерживает рост, грузовой остается под давлением. Главный вопрос ближайших лет — хватит ли у экономики ресурсов, чтобы превратить географическое преимущество из источника уязвимости снова в драйвер роста.
Читайте также на Newgrodno.by: Власти обсудили пассажирские перевозки: какие изменения ждут маршрутки
