Почему грузовые перевозки в Беларуси падают, а пассажирские растут?

В странеОбщество
Поделись с друзьями

Белорусская транспортная отрасль сегодня переживает непростые времена. На первый взгляд статистика выглядит позитивно: в январе–октябре 2025 года пассажирооборот вырос, а услугами транспорта воспользовалось больше людей, чем годом ранее. Но за этими цифрами скрывается другая реальность — пассажирские и грузовые перевозки развиваются в разных направлениях, и устойчивость сектора по‑прежнему зависит от внешней конъюнктуры и санкций.

Грузовые перевозки в Беларуси
Фото носит иллюстративный характер

География: сильная сторона и слабое место

Беларусь исторически была транзитным коридором между Балтийским и Черным морем, Западом и Востоком Европы. Это географическое положение стало конкурентным преимуществом и сделало транспорт одной из ключевых отраслей экономики.

К естественным плюсам страны можно отнести и наличие ресурсов, например калийных удобрений, а также высокий уровень человеческого капитала. Эти факторы встроены в экономику и формируют основу конкурентоспособности.

Однако там, где есть преимущество, есть и уязвимость. В условиях геополитической напряженности транспорт стал одной из первых целей санкционного давления. Ограничения транзита, перестройка маршрутов и логистические сложности ударили по перевозчикам. Тем не менее отрасль ищет новые рынки и строит альтернативные цепочки поставок, чтобы компенсировать потери.

Грузы и пассажиры: разные пути развития

Чтобы понять реальную картину, важно разделять пассажирские и грузовые перевозки. Оба сегмента сталкиваются с санкциями, изменением спроса и внутренними факторами, но реагируют по‑разному.

По данным Белстат, в январе–октябре 2025 года:

  • Пассажирооборот составил 22 820,1 млн пассажиро‑километров — это 106,6% к уровню прошлого года.
  • Услугами транспорта воспользовались 1 384,2 млн человек, что на 1,8% больше, чем годом ранее.
  • Грузооборот снизился до 60 004,7 млн тонно‑километров, или 96,9% к уровню прошлого года.

Грузовые перевозки в Беларуси

Иными словами:

  • пассажирские перевозки по объему работы растут заметно;
  • по числу перевезенных людей рост очень скромный;
  • грузовые перевозки демонстрируют снижение, пусть и не катастрофическое.

Разница между 106,6% по пассажирообороту и 101,8% по числу пассажиров — важный сигнал. Он показывает, что людей перевозят ненамного больше, чем год назад, но средняя длина поездки увеличилась. Отрасль растет не за счет количества пассажиров, а за счет более протяженных маршрутов.

С учетом санкций и давления на экономику даже небольшой рост пассажирских перевозок можно считать достижением.

Риски и возможности

Есть и важный риск: снижение покупательной способности населения в России, главном партнере Беларуси, может ограничить рост туристического потока. Если россияне будут реже позволять себе поездки, это неизбежно отразится на белорусских перевозчиках.

С другой стороны, возможен противоположный эффект: чем дороже становятся дальние зарубежные направления, тем больше туристов ищут более доступные альтернативы. Беларусь может выиграть, если сумеет правильно позиционировать себя как дешевое и близкое направление для отдыха, медицинского, культурного или событийного туризма.

Почему грузовые перевозки снижаются?

С грузоперевозками ситуация менее благоприятная. Снижение грузооборота до 96,9% от уровня прошлого года означает, что перевозки не развиваются, а держатся на прежнем уровне. За 10 месяцев 2025 года объем работы сократился на 3,1%.

Транспорт здесь лишь отражает состояние экономики. Если белорусские товары хуже продаются на российском рынке, то и возить их туда будут реже. Падение спроса на конечных рынках превращается в снижение объемов перевозок.

Дополнительный фактор — транзит. Ограничения на западных границах, сокращение маршрутов в направлении ЕС, сложности с логистикой в условиях санкций уменьшают грузопотоки через Беларусь. Часть объемов удается компенсировать переориентацией на другие направления, но полностью заменить прежние маршруты пока не получается.

Перспективы

Будущее транспортной сферы зависит от нескольких факторов:

  • состояния белорусской экономики — чем выше рост промышленности, строительства и торговли, тем больше грузов;
  • транзита и границ — любое «размораживание» логистических коридоров усиливает роль Беларуси;
  • состояния российской экономики — от платежеспособного спроса и внешнеторговой активности РФ зависит интенсивность перевозок.

Для пассажирских перевозок ключевыми станут:

  • динамика доходов населения,
  • техническое состояние транспорта и уровень сервиса,
  • ценовая доступность Беларуси как туристического направления,
  • активность в продвижении туристического потенциала на восточном рынке.

По информации Myfin, транспортная сфера Беларуси в 2025 году живет в режиме адаптации. Пассажирский сегмент удерживает рост, грузовой остается под давлением. Главный вопрос ближайших лет — хватит ли у экономики ресурсов, чтобы превратить географическое преимущество из источника уязвимости снова в драйвер роста.

Читайте также на Newgrodno.by: Власти обсудили пассажирские перевозки: какие изменения ждут маршрутки

Back to top button
Авторизация
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.