Не видит нот, но играет виртуозно: история незрячей пианистки из Гродно

Люди и городОбщество
Поделись с друзьями

У 18-летней Анастасии Гуренковой — абсолютный слух, редкий дар, позволяющий безошибочно узнавать и воспроизводить любые звуки. Она виртуозно играет на фортепиано, сочиняет собственные произведения и уже добилась впечатляющих высот в музыкальной карьере: дважды становилась стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи и неоднократно побеждала на республиканских и международных конкурсах, сообщает БЕЛТА.

История незрячей пианистки из Гродно

Анастасия с рождения не видит, но для неё это не преграда — а особый путь восприятия мира. «Музыка — мой способ говорить с людьми, делиться чувствами, слышать и быть услышанной», — говорит она.

Её история — не о преодолении, а о гармонии, таланте и внутренней силе. Она доказывает: физические ограничения не мешают мечтать, творить и достигать вершин — если рядом есть поддержка, вера в себя и искусство, которое становится проводником между душой и миром.

«Жизнь очень люблю»

Анастасия Гуренкова не видит с детства, различает лишь некоторые тени, свет. Но никогда не считала это трагедией.

— Понимать до конца, что я незрячая, начала только в первом классе. Это было для меня не тяжело. Были очень сильные мечты о том, чтобы вернуть зрение, но сейчас их нет — настолько я к этому привыкла. Я даже благодарна Богу за то, что родилась такой, — признается наша героиня. Она уже нашла свой путь, силу и счастлива в этом.

Вопреки серьезным проблемам со зрением, Анастасия живет самостоятельной жизнью: готовит еду, ходит в магазин и без труда добирается на занятия в колледж. В незнакомых местах спокойно обращается за помощью к людям, но чаще справляется сама. Свободное время посвящает творчеству, чтению.

— Жизнь очень люблю, но я не такой уж оптимист-оптимист. Стараюсь мыслить трезво, иногда даже слишком самокритично, — отмечает Анастасия.

История незрячей пианистки из Гродно

Силу не сдаваться ей дает вера. Музыка — одно из средств ее общения с Богом.  Недавно Анастасия закончила читать Библию.

— Для меня как для музыканта очень важна связь с Богом, потому что музыка — это прежде всего его прославление. Музыка для этого изначально и создавалась, — рассказывает девушка.
История незрячей пианистки из Гродно

Она уже выступала в костелах, и особенно ей дорог храм в Ивье — городе ее рождения, где ее крестили родители. Там ее знают, приглашают сыграть.

Любовь с первого прикосновения

Свое первое прикосновение к настоящему инструменту Анастасия Гуренкова помнит ярко. Девочке было всего четыре года, когда тифлопедагог привела ее в музыкальный зал в детском саду и разрешила потрогать клавиши фортепиано.

— Тогда у меня возник дичайший восторг от того, как пианино звучит, какое оно на ощупь. Еще я тогда поняла, что могу сама эти божественные звуки извлекать. С той минуты фортепиано заняло все мои мысли, сны. Я стала просто бредить настоящим инструментом, — вспоминает наша героиня.

Вначале у Анастасии появился синтезатор, а затем уже и настоящее фортепиано.

Заниматься музыкой всерьез она стала в семь лет. В Гродненской школе-интернате для детей с нарушением зрения каждый ученик изучал сольфеджио, пел в хоре, играл на инструменте. Педагоги сразу заметили талант у Насти к музыке и пригласили преподавателя из музыкальной школы прослушать девочку. По ее рекомендации наша героиня и поступила в музыкальную школу.

Специалисты выяснили, что у Анастасии абсолютный слух. А ведь в ее семье музыкантов не было. Малышкой она без труда наигрывала простые мелодии, не зная нот. Музыкальную грамоту ей было легко постигать, ноты учила по системе Брайля.

— Все под руками — клавиатура как на ладони. Не думаю, где находится та или иная нота. Я знаю это. Дальше это уже комбинации слуха и тактильных ощущений. С педагогом мы отрабатываем чисто музыкантские и технические тонкости, — делится с нами особенностями обучения Анастасия.

Сегодня она студентка 4-го курса Гродненского государственного музыкального колледжа. Обучается по специальности «инструментальное исполнительство (фортепиано)». Поступила в колледж без всяких проблем. Учиться ей очень нравится. До Анастасии здесь уже обучался незрячий молодой человек по классу баяна, поэтому у педагогов есть опыт работы с людьми, имеющими такую особенность.

Преподаватели отмечают талант Анастасии Гуренковой: как специалист она развивается на уровне людей без физических особенностей. И в конкурсах принимает участие не в отдельной категории, а даже с молодыми людьми постарше, студентами вузов.

— Мои педагоги Наталья Александровна Латышева и Ольга Александровна Ягодницкая — замечательные специалисты, — с благодарностью говорит Анастасия.


Слух, память, осязание важны для музыканта

Себя наша героиня называет среднестатистической учащейся. Хотя по профильным предметам — музыкальной литературе, сольфеджио — у нее самые высокие отметки.

— У меня абсолютный слух, и гармонический хорошо развит. Все правила, которые нам объясняют, понимаю с ходу, задачи решаю элементарно, — объясняет десятки по профильным предметам в зачетке Анастасия Гуренкова. И отмечает: о том, насколько человек музыкально одарен, можно судить по наличию у него разных видов слуха: абсолютного, гармонического, мелодического, полифонического, тембрового. Самые важные — относительный и абсолютный. Музыканты годами работают над его развитием. Анастасия же получила его от рождения. Есть результаты исследований, что слепые люди зачастую обладают этим редким даром.

Помимо отличного слуха, у нашей героини еще и великолепная память. Все партитуры она изучает только на слух и всегда играет по памяти.

— Слух, память, осязание — все должно быть развито у музыканта. У нас очень важен контакт подушечки пальца с клавишей, — объясняет девушка.

Зрячие могут посмотреть на клавиатуру, а она лишена этой возможности. Зато ее пальцы научились запоминать мелодии, а педагоги помогли отточить бесчисленные музыкальные тонкости.

За инструментом она проводит по четыре-пять часов в день. В колледже, между занятиями, дома — в любое свободное время.

Ближе всего Анастасии классическая музыка. Та, которая несет в себе культуру, мудрость, свет. В числе любимчиков, которых она чаще всего играет, — Григ,  Чайковский, Брамс.

— Это совершенно разные личности, разная по характеру музыка, но я даже, честно, не могу сказать, за что они мне нравятся, — признается наша героиня и отмечает, что отдыхать она любит в том числе и слушая музыку из советских кинофильмов, которые смотрела с детства много раз.

Герои ее произведений

Сочинять музыку Анастасия стала, когда училась еще в начальной школе, лет в восемь. Тогда педагог и предложила записать ее импровизации.  Сегодня это делает сама, в том числе с помощью специальной программы на компьютере.

За все годы накопилось около пятидесяти произведений. Чаще всего ее музыка рождалась, когда она вдохновлялась другой.

— В детстве я была страстной фанаткой сказки «Приключения Буратино». Мультики и фильм по нему смотрела много раз, кучу цитат из них на диктофон записывала. Какую-то сценку могла процитировать совершенно спокойно, даже что-то из этого помню до сих пор.  Педагог объясняла мне, что такое сюита, по какому принципу она сочиняется, и дала задание ее сочинить. Так я и написала сюиту по мотивам повести Алексея Толстого, — вспоминает наша героиня.

Но творчество Анастасии не ограничивается музыкой. Девушка пробует себя и в литературе: пишет рассказы, сказки, задумывает повесть «Заколдованный чародей» о волшебнике.

Большинство героев ее произведений — люди искусства, с нелегкой судьбой — музыканты, актеры.

— По моим наблюдениям, творческие личности — они по умолчанию страдальцы. Они для этого пришли в этот мир, — говорит девушка и высказывает сожаление, что литературы, которую бы она хотела читать по Брайлю, немного.


«Это мое средство общения»

Наша героиня признается, что в детстве во время учебы в музыкальной школе она до конца не понимала, для чего это делает.

— Лет с 15 начала осознавать, что без музыки просто не проживу.  — Она — мое все. Это мое средство общения, — отмечает девушка.

Анастасия Гуренкова — дважды стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь, лауреат Международного конкурса «Бартоломео Кристофори» в Санкт-Петербурге, заняла первые ступени на конкурсах имени Л.А. Матуковской и имени Святослава Рихтера в Бресте.

— Главное — не награда, а возможность поучаствовать, поиграть и послушать, как играют другие, — говорит Анастасия.

Сегодня она выступает на всех мероприятиях колледжа, нередко — и на городских. В детстве совершенно не волновалась перед выходом на сцену. Теперь же,18-летняя, сильно переживает перед каждым выступлением.

— В 12 лет я такая самоуверенная была. А сегодня волнуюсь, потому что чувствую ответственность. В детстве для меня важно было показать себя, как я умею играть. Сейчас важно — преподнести художественный замысел композитора. Мои преподаватели рассказывали про одного пианиста, который говорил: если после выступления отмечают игру — это плохо, а самое лучшее, что может услышать артист: «Боже! Какая это прекрасная музыка!». Акцент не на техническом мастерстве исполнителя, а на воздействии музыки. Это комплимент самой сути музыки, а не ловким пальцам — проводникам искусства. Сейчас для меня важнее влюбить человека в музыку, чем в себя.  Хочу, чтобы, слушая мою музыку, люди чувствовали себя счастливее, — делится сокровенным наша героиня.

После окончания колледжа Анастасия хотела бы поступить в Российскую государственную специализированную академию искусств на музыкальную кафедру по фортепиано. Кем она видит себя в будущем? Вариантов много — педагогом, концертмейстером или солистом ансамбля.

В своем статусе в соцсетях девушка написала: «Музыка — моя отрава и мое лекарство, мой страх и моя защита, мои страдания и мое счастье».

И в этих словах — вся Анастасия Гуренкова: сильная, искренняя, способная дарить миру свой свет через музыку.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

Светлана КИРСАНОВА, фото Леонида ЩЕГЛОВА и предоставлены героиней материала,
газета «7 дней».

Читайте также на Newgrodno.by:

Была юристом, стала косметиком, а теперь в 34 года учится на медика: гродненка хочет понять степень влияния акне на психику подростков

Back to top button
Авторизация
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.