Пересечение границы Беларуси с Европейским союзом по-прежнему напоминает затянувшееся испытание. Даже открытие Польшей двух дополнительных пунктов пропуска не привело к заметному ускорению процесса.

Пассажиры отмечают, что, несмотря на праздничные дни, работа могла бы быть организована быстрее в обоих направлениях. При этом существуют факторы, не зависящие от польской стороны.
В этом уверена наша героиня, которая в декабре съездила из Польши в Беларусь и обратно.
В первом случае она пересекала границу на авто через «Кузницу» – «Брузги», во втором, о котором пойдет речь, – через «Берестовицу» – «Бобровники».
Чемоданы проверяли при выезде
Путь Анны (имя изменено) из Минска в Белосток начался 28 декабря. До границы все шло по плану. Автобус через Лиду и Гродно добрался до «Берестовицы» в 22:00 (здесь и далее время белорусское). А на позитивный исход настраивали сообщения в тематических чатах: днем «Берестовицу» – «Бобровники» прошли за три часа. Но не тут-то было.
«Веселье» началось с самого начала, когда белорусский пограничник перед шлагбаумом насчитал 48 человек в автобусе вместо 45. Зайти на пересчет он пытался четыре раза. И последняя попытка все-таки подтвердила количество, озвученное водителем.
Около двух часов проверяли впереди стоящий двухэтажный «Эколайнс». Удивлению водителя не было предела, когда он увидел, что белорусская сторона при выезде смотрит чемоданы. По его словам, так было впервые за все время с открытия пункта пропуска в ноябре.

Очередь автобуса нашей героини подошла около полуночи.
«Очень странный подход к осмотру. Такое ощущение, что проверяющая девушка не до конца понимала, что она делает и какие должны быть следующие шаги. Зачем-то проводила металлоискателем в районе шеи и заставляла снимать реагирующие на детектор цепочки», – рассказала собеседница, подчеркнув абсурдность ситуации.
К «нейтралке» отправились в 01:45. И такой неожиданно тщательный осмотр нивелировался тем, что перед шлагбаумом до сих пор стоял тот самый желтый двухэтажный автобус. Выяснилось, что перед ним был еще один.
«Тшеба трохи почэкаць»
В тематическом чате появилось сообщение, что у поляков перестала работать программа по считыванию отпечатков пальцев. Впоследствии этот текст был удален.
Кажется, польские пограничники хотели как-то оправдать нежелание работать. Потому что все пассажиры с грустью смотрели, как относительно быстро проезжают легковушки и фуры. К тому же в «Тересполе» и «Кузнице» система не сбоила.
Сразу после Нового года из Гродно в Варшаву запустят еще два автобуса

В «нейтралке» транспорт, в котором ехала собеседница, оказался только в 06:00. В 06:15 въехали к полякам, где еще около трех часов мысленно с перерывами на короткий сон все пытались подогнать тот самый «Эколайнс».
В 09:00, как водится, началась пересменка. Идущий с рюкзаком польский таможенник выполнил очень важную миссию: сказал водителю, что после заезда «тшеба трохи почэкаць». По автобусу пробежался нервный смешок.
После утреннего кофе и приветственных разговоров новая смена начала проверку в 09:40. Ко всем нюансам добавилось участие в процессе стажера.
Нескончаемое удивление водителя дополнилось просьбой польских сотрудников показать права, техпаспорт и страховку на транспортное средство. Такого в его практике не было никогда.
Все чемоданы и сумки проверяли вручную. Стоявший сканер как будто не работал. Хотя багаж одной из девушек, которая отказалась его поднимать, потому что тяжело, пропустили-таки через рентген.
У многих среди личных вещей можно было заметить белорусский хлеб. К этому проверяющие относились спокойно. А вот яблоки, взятые на перекус, заставили выбросить. Для этого, по словам одной из таможенниц, лучше захватить бананы. Также кому-то пришлось расстаться с припасенными консервами.

В итоге автобус покинул границу в 11:30, то есть через 13,5 часа. На весь путь из Минска до Белостока ушло 20,5 часа. А конечным пунктом была Варшава. Шокированный происходящим водитель сокрушался, что вечером ему уже нужно отправляться назад.
«К людям нельзя относиться, как к скоту»
Анна готова ко многим вещам отнестись с пониманием. Но никогда – к отсутствию логики и человечности.
По ее мнению, пограничники и таможенники вряд ли поймут и станут на сторону простого человека. А ссылаться на то, что «работа такая», в некоторых случаях неоправданно. Очередное подтверждение, что искать справедливость глупо.
Если автобус удается проверить за три часа один раз, то можно и всегда (за исключением отдельных случаев с глобальными нарушениями). А в регламенте, который сами же и утверждают, обязательно надо учитывать, например, физиологию людей, а не разрешать ходить по нужде только после затянувшегося неважно по чьей вине паспортного контроля (актуально для обеих сторон).
Еще было бы неплохо организовать продажу горячего или какого-нибудь питания внутри пунктов пропуска. И не говорите, что на режимном объекте это невыполнимо в условиях, когда возможна беспошлинная продажа алкоголя в дьюти-фри, работающих круглосуточно.
Пока пункты пропуска были закрыты, у одних была возможность наладить все системы, чтобы они работали без сбоев, а у других – как минимум уложить нормальный асфальт на въезде в зону ожидания (для фур, куда зачем-то въезжал и где отмечался автобус) в «Берестовице».
«К людям нельзя относиться, как к скоту», – резюмирует собеседница. И замечает: если бы зарплата (возможно, сильно увеличенная) зависела не от времени, а от количества пропущенного транспорта, вероятно, все быстро научились бы работать по-другому.
Источник: Tochka.by
